Интервью с Александрой Лебедевой. Искусство из мусора


Рубрика: Интервью

Интервью с Александрой Лебедевой. Искусство из мусора
Интервью с Мастером.

Александра создаёт из мусора авторские арт-объекты, которые помогают решать проблему переработки мусора. Скульптуры Александры часто основаны на идеях её детей и воплощены с помощью мужа, который во всём поддерживает мастерицу. Её творчество — бережное, открытое и честное, а порой и немного сказочное. Оно увлекает и помогает изменить этот мир к лучшему.

– Александра, расскажите, с чего началось ваше увлечение творчеством и как Вы начали работать в таком необычном направлении?

– Я рисовала с детства. Сначала были портреты на заказ, затем я поступила в Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой на актёрское отделение, и так в мою жизнь пришёл театр. Вся моя жизнь была связана с творчеством, изобразительным и театральным искусством, а потом я стала мамой и попробовала себя в скульптуре. Так я выбрала это направление творчества. После рождения ребёнка я начала лепить из переработанной бумаги, а затем стала использовать мусор в каркасе изделий. Однажды из окна 14 этажа новостройки я увидела странный холм на горизонте, отойдя в другую комнату, увидела такой же вид из другого окна. Оказалось, что это мусорные полигоны, которые буквально окружали дом. Такое зрелище произвело на меня очень большое негативное впечатление. Тогда я ярко представила будущую жизнь моих детей: это было похоже на картинку из фантастического фильма, где города – сплошные свалки. Находясь под впечатлением от увиденного, я начала лепить своё первое масштабное изделие – стеллаж для книг в форме бегемота, во время работы над которым произошло моё знакомство с папье-маше. Тогда же я впервые использовала целлофановые пакеты для придания объёма бегемоту, и до сих пор на выставках рассказываю, что у него внутри целлофановые кишочки.

– Какое сырьё Вы используете в своей работе? И весь ли мусор пригоден для творчества?

– Для своих работ я стараюсь использовать то, что не подлежит переработке. Всё, что нельзя отнести на завод по переработке, я оставляю у себя дома. Для хранения материала у меня есть огромный трёхметровый шкаф, который вмещает в себя всё, кроме бумаги, которая находится отдельно, так как занимает очень много места. В основном у меня в работе комбинированные материалы, например, тетрапак, ламинированная бумага, сложноперерабатываемые материалы. Мы не выбрасываем сломанные игрушки, спустя какое-то время дети снова начинают с ними играть, а ещё из нескольких сломанных солдатиков и машинок можно собрать робота или слепить что-то благодаря массе. Естественно, не весь мусор пригоден для творчества. Я не работаю с коробками, загрязнёнными едой, например, из-под пиццы, и чеками, потому что при их печати используется токсичная краска. Для бумажной массы я использую яичные лотки, картон, газеты, журналы. В принципе, подойдет любая чистая, не загрязнённая пищей, бумага.

– Назовите три самых любимых изделия Вашего производства.

– Очень сложно сказать, какие изделия у меня самые любимые. Наверное, одна из самых важных моих работ – это розовая колпица, которую я создала по заказу моей дочки. Однажды она просто сказала мне, что хочет стульчик в виде розовой птички. Первый образ, которых приходит на ум – это фламинго, но мне почему-то очень не хотелось делать именно эту птицу. Образ фламинго казался мне слишком банальным за счёт своей популярности. И тогда в интернете я случайно наткнулась на розовую колпицу. Эта птица глубоко запала мне в душу благодаря интересному внешнему виду: необычной форме клюва и цвету перьев. Розовые колпицы из-за своих прекрасных перьев были занесены в Красную книгу, потому раньше было очень популярно делать из их перьев веера и использовать их для декора головных уборов. В результате розовые колпицы были почти истреблены, но сейчас популяция птиц восстанавливается. Можно сказать, что этот стульчик я создала вместе со своей дочкой, он так родился – именно из-за её порывы и её посыла. Поэтому, наверное, этот интересный стул и есть самый любимый предмет из всех, что я создала.

– Работаете ли Вы на заказ или предпочитаете представлять работы из наличия?

– Я работаю на заказ, но, как известно, все художники любят придумывать что-то такое своё и родить это на свет божий. У меня были заказы, например, на светильники. Также я делала реквизит и вывеску для Сызранского театра «‎Полночь»‎. Однако, как и все художники, я не люблю рамки и ограничения, которые присутствуют в работе на заказ. Я предпочитаю воображать что-то своё, опираться на свои идеи и воплощать их в жизнь.

– Что для вас первично — творчество или забота об экологии?

– Для меня первично всё-таки моё творчество, наверное, потому что оно было со мной изначально. Сейчас я вообще не разделяю творчество и заботу об экологии. Просто однажды забота об экологии и внимание к окружающей среде стали важной частью моей жизни. Я всегда рассуждала на эту тему, но конкретные действия начала предпринимать только тогда, когда столкнулась с этим лично. Тогда же в мою семью пришли правильные привычки: сортировка мусора, многоразовое использование, ремонт вещей. Я больше стала задумываться над упаковкой продуктов, что можно покупать в магазине, чтобы сдать в переработку, куда деть одежду и так далее. Но это всё пришло со временем, а творчество было со мной всю мою жизнь. 

– Как выглядит Ваша мастерская в данный момент и какой Вы хотите видеть её в будущем?

– На данный момент моя мастерская находится дома – это отдельная комната около шестнадцати квадратных метров в трёхкомнатной квартире, но мне и этого мало, ведь творческое пространство приходится делить со всеми моими домочадцами – мужем и детьми, потому что они тоже занимаются творчеством. Мы вместе лепим, пока что в шесть рук, но скоро, надеюсь, будем творить в восемь рук, когда мой младший – Пантелей, немного подрастёт. Сейчас ему девять месяцев. Все мои дети проходят через раннее творческое развитие – проводят со мной время в мастерской, лепят и рисуют. Конечно, мне хочется своё отдельное помещение, тем более что места здесь совершенно не хватает, особенно для больших объектов. Например, для создания мебели нужно больше пространства, потому что сейчас над большими формами работать неудобно. Однако, несмотря на всё моё недовольство сегодняшней мастерской, всё равно для меня это помещение лучше, чем то, что было до этого. Раньше мы жили в однокомнатной квартире и начиналось моё скульптурное творчество на кухне однушки, где я лепила свои первые работы. Там был сделан бегемот и набор мебели «Африка‎»‎, который тоже очень габаритный. Он состоит из стула-буйвола и большого переплетённого стола. Когда он сох, то занимал всю площадь кухни, просто весь пол, и это было очень тяжело для всех. Но мы с этим справились. 

– В чём для Вас наибольшая ценность изделий ручной работы? И что у Вас есть из изделий, выполненных другими мастерами?

– У меня не так много изделий, выполненных другими мастерами, но они, естественно, есть. Это и керамика, и скульптуры, много картин. В основном мне больше откликается художественное творчество и хочется стать настоящим коллекционером, но не всегда позволяют финансы. В изделиях ручной работы я ценю в первую очередь идею, характер изделия, почерк и стиль мастера. Если всё это для меня сходится вместе в одном изделии, то мне нравится это работа и хочется её купить сразу же.

– Какие ещё виды творчества Вы бы хотели освоить?

– Сейчас я всё чаще задумываюсь о том, чтобы освоить какой-то музыкальный инструмент. Руками я уже создаю, голосом тоже владею. Люблю петь, и мне не хватает аккомпанемента, поэтому было бы интересно научиться играть на гитаре.

– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?

– Больше всего меня вдохновляют дети и то, что мы можем с ними вместе что-то создавать. На первый взгляд это выглядит очень забавно, но дети часто мне подсказывают, что делать, и в этом тоже проявляется такая мощная поддержка. Однако моя самая главная опора в творчестве – это муж. Он и спонсор, и помощник в рабочих процессах, и грузчик, и модель для моих работ. Муж оказывает колоссальную поддержку, хотя иногда и говорит, что скучает по художественному периоду в моём творчестве, и напоминает мне о том времени, когда я рисовала. Конечно, он был шокирован тем, что я ушла в такое направление, связала себя с мусором, но всё равно он меня поддержал, и за это я очень ему благодарна. Хочу пожелать всем такой поддержки!

– Какая у Вас творческая мечта?

– У меня очень много целей. Я хочу открыть свою школу по арт-переработке и обучать этому людей. Сейчас у меня есть онлайн-курсы. Я провожу обучение по созданию мебели и светильников из папье-маше. Есть также сборник мастер-классов, но это всё онлайн, а мне бы хотелось всё-таки видеть людей, вживую объяснять и показывать все процессы. Хотелось бы, чтобы творческое взаимодействие проходило на более масштабном уровне. Также ещё я очень хочу создавать уличные арт-объекты: на них будет уходить больше мусора, и, следовательно, получится оказать более серьёзную помощь для сохранения природы, сделать важный шаг в решении мусорных проблем.

– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как начать зарабатывать на творчестве.

– В первую очередь нужно думать не о том, как зарабатывать на творчестве, а о самом творчестве. Мне кажется, если человек занимается тем, чем он должен заниматься, это в любом случае принесёт ему огромную пользу. Чтобы заработать на творчестве, нужно очень много трудиться, много создавать, нужно выходить в люди, рассказывать о своем о своих работах, и прежде всего, естественно, нужно создать что-то определённое, очень ценное. Важно, чтобы у вас был свой индивидуальный стиль, чтобы это нравилось вам, чтобы вы это полюбили, и тогда это полюбят окружающие. А вот чтобы найти своих людей, нужно как раз не сидеть дома, а обязательно демонстрировать своё творчество, выходить на выставки. Если вы хотите развиваться в выбранном творческом направлении, создавать что-то своими руками, будь то живопись, скульптура или просто какие-то ёлочные игрушки, куклы, это всё должны видеть люди. Участвуйте в выставках, устраивайте фотосессии для развития в социальных сетях, ведь визуальная составляющая очень важна. И нужно очень много общаться с людьми, не бояться открываться.

 

Ключевые слова: забота об экологии, скульптуры из мусора, работа с папье-маше, мебель из папье-маше, творчество и экология

Виды творчества: Дизайн, Лепка, Папье-маше


Еще публикации

Рустик. История возникновения и особенности стиля

Мария Николаева 29 Октябрь 2023, 14:04

Стиль, дарящий умиротворение и создающий гармонию с природой.

Поделки из овощей

Оксана Оксана 8 Декабрь 2016, 10:08

Осень – это пора приятных радостей и творческого развития. Природа сама дает нам материал для работы. Задача мастера – сотворить оригинальную и необычную поделку из самого…

Хюгге. История возникновения и особенности стиля

Мария Николаева 29 Январь 2024, 14:04

Датский стиль жизни, определяющий интерьер.

Новогодний декор ручной работы: идеи и мастер-классы для украшения ёлки и интерьера

Мария Николаева 12 Декабрь 2023, 13:56

Как своими руками создать новогодние украшения? Полезная информация для тех, кто любит изделия ручной работы.