Надежда живёт в деревне и вдохновляется на создание авторской вышивки окружающей природой и вещами с историей. В её сообществе много историй о вышивке и творчестве, а её работы созданы для тех, кто любит уют и индивидуальность.
– Надежда, как давно Вы занимаетесь творчеством? Расскажите, пожалуйста, о вашем творческом пути.
– Творчеством я занимаюсь всю свою жизнь, но в разные периоды жизни меня привлекали разные виды творчества. Я увлекалась акварелью, ботанической иллюстрацией, писала стихи, однако на протяжении уже восьми лет я занимаюсь вышивкой, создавая авторские изделия различной сложности, и веду сообщество под названием «Дом Северянки». К вышивке я пришла через изобразительное искусство, ведь, по сути, вышивка – это рисование иглой, но более неспешное, медитативное. Начинала я с простых сюжетов: это были различные цветочные композиции, маленькие брошечки, однако постепенно моё мастерство росло и повышался уровень сложности изделий, и сейчас в работе есть портретные композиции и даже заказы на вышивку больших работ размером А3. За время, пока я занимаюсь вышивкой, я прошла несколько обучений: научилась вышивать люневильским крючком, ездила на различные курсы по вышивке, проходила онлайн-обучения, чтобы помимо вышивки гладью владеть разными другими техниками, которые мне тоже интересны. Также в вышивке я использую бисер, пайетки, канитель. Вообще, современная вышивка – это огромное обилие материалов и чем разнообразнее фактуры, тем, наверное, она смотрится интересней.
– Как появилось такое название сообщества и бренда — «Дом Северянки»?
– Мастерская-проект называется «Дом Северянки» потому, что дом – это место, где тепло и уютно, а Северянка – это псевдоним, под которым я раньше работала, так как люблю северную скандинавскую эстетику, её минимализм, люблю скандинавский стиль в одежде, сочетание базовых цветов с яркими акцентами. Можно сказать, что «Дом Северянки» – это такое русское хюгге: место, где уютно, хорошо, где красиво.
– Какое самое необычное изделие ручной работы Вам удалось создать?
– Сейчас мне очень нравится заниматься портретной вышивкой, и самые необычные изделия – это две сумочки ручной работы с портретами по работам Альфонса Мухи. В этих изделиях я скомбинировала вышивку гладью и различные другие материалы, в том числе и винтажные. Например, для создания этих работ мне нужно было найти старинные фермуары, отыскать и купить старинные кружева, винтажный бисер. Я собирала материалы различных минувших эпох, чтобы работа получилась такой аутентичной, и вот у меня создались две такие сумочки.
– Расскажите о Вашем обучении, пожалуйста. В чём особенность данного учебного заведения? Какой у Вас любимый предмет?
– Я завершаю обучение в Гжельском государственном университете по специальности «художник-керамист». Особенность обучения заключается в том, что мы больше времени уделяем различным техникам декорирования и в принципе декоративно-прикладному искусству, занимаемся разработкой посуды, посудных наборов, сервизов. В данный период времени мне больше всего нравится работать с глиной, а самый любимый предмет – это основа производственного мастерства, где учебным классом служили производственные мастерские, в которых можно было по несколько часов заниматься созданием какого-либо изделия, формовкой, росписью. Всё это для меня очень интересно и порой увлекает не меньше, чем живопись.
– Кем Вы себя сейчас больше ощущаете — рукодельницей, ученицей или преподавателем?
– Все мы на разном этапе своей жизни то учителя, то ученики, то специалисты в какой-то может быть совсем другой области, поэтому на работе в художественной школе я, конечно же, ощущаю себя преподавателем, дома в большей степени, наверное, рукодельницей, а в учебном заведении – я ученик. Здесь нет какого-то одного главного призвания. В каждой ситуации я на своём месте и мне нравится эта смена ролей.
– Если бы нужно было сосредоточиться только на одном виде творчества, чему бы отдали предпочтение?
– Сейчас у меня в приоритете именно вышивка, потому что это мне ближе, этим мне очень нравится до сих пор заниматься. Всё остальное я тоже люблю, но на всё нужно время, поэтому пусть будет вышивка.
– Какие материалы и инструменты Вы используете? Что можете порекомендовать?
– В вышивке основные материалы – это нити мулине, иглы и пяльцы, но есть также очень много материалов, которые можно использовать в работе для создания уникальной вышивки. Например, бисер и различные пайетки, канитель. Вышивку нужно уметь обрабатывать, поэтому со временем у меня появилась швейная машинка, а затем и оверлок, чтобы обрабатывать края. Недавно я купила себе графический планшет для того, чтобы рисовать эскизы, хотя до этого я всегда создавала их от руки, то есть материалов на самом деле очень много.
– Какие заказы на пике популярности в разные сезоны?
– В разные сезоны действительно бывают более популярными определённые заказы. Зимой заказывают много вышивки на варежках. Чаще всего это различные животные, довольно милые, тёплые и забавные. Летом в приоритете воротнички, как просто пошитые, так и воротнички, светлые, в основном льняные с различными природными сюжетами. Броши с портретами известных людей – это круглогодичные заказы, их востребованность не зависит от сезонов.
– Как Вы относитесь к handmade-ярмаркам? В чём их достоинства и недостатки?
– К handmade-ярмаркам отношусь очень хорошо, я с них начинала, когда у меня не были развиты соцсети. Мои любимые – это московские «Бохо базар» и «Гранд Текстиль», ARTFLECTION. Также мне нравятся различные местные ярмарки, которые проходят в том числе и под открытым небом. Такие мероприятия часто проводят на День города или совсем небольшого населённого пункта. Зачастую люди там проявляют большую заинтересованность и радуются представленным изделиям ручной работы, для них это ещё в новинку и они не так пресыщены этой темой в отличие от жителей больших городов. На handmade-ярмарках всегда очень много общения, возможности завести полезные и интересные знакомства с другими мастерами, и именно оттуда пришли мои первые заказчики. Однако у ярмарок есть и недостатки. К сожалению, ты не всегда знаешь, окупится ли аренда, потому что в основном для мастеров участие в ярмарках платное и сейчас, наверное, аренда довольно высока. Нужно долго готовиться к ярмарке и делать много изделий, чтобы получилось окупить аренду и заинтересовать покупателей ассортиментом.
– Надежда, назовите три Ваши любимые вещи ручной работы, созданные не Вами.
– Мне очень нравятся игрушки ручной работы, мишки Тедди. Сама я не шью такие игрушки, но они очень трогательные и милые, поэтому такие вещи хочется иметь у себя дома, и даже, может быть, когда-нибудь научиться всё-таки шить. Мне нравятся изделия ручной работы из кожи с различным декорированием, тиснением и так далее. Я никогда не пробовала работать с таким материалом. Также меня очаровывает сложная керамика, хорошо сделанная, расписанная, и хотя я сама тоже керамист по образованию, но всё-таки предпочтение отдаю вышивке. Пока у меня нет дома печки, чтобы обжигать керамику, я с ней не работаю, поэтому качественные керамические изделия приводят меня просто в какой-то восторг.
– Был ли у Вас опыт творческих коллабораций с другими мастерами?
– Я шью воротнички из льняной ткани, созданной в мастерской «Жена Лесника», они пользуются большим спросом и очень популярны среди моей аудитории.
– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?
– Вдохновляют винтажные вещи, старинный фарфор, открытки, кружева, пуговички, вообще различные атрибуты прошлых эпох; вдохновляет искусство, опять же – не современное, а более классическое, может быть эпоха модерна, английские художники; вдохновляют книги как классические, так и современная литература, киноискусство. Также вдохновляют походы в музей, деревенская природа, красивые пейзажи, лес и лесные обитатели. А поддерживают родные и близкие, хотя, например, в моей семье все педагоги и они привыкли к тому, что человек должен работать где-то на бюджетной работе, поэтому поначалу им было сложно принять то, что своим творчеством я смогу зарабатывать какие-то средства на жизнь.
– Какая у Вас творческая мечта?
– Творческих мечтаний много. Мне очень хочется превратить свою летнюю мастерскую в постоянную, где я бы могла работать и зимой и летом, чтобы мне никто не мешал. Мне очень хочется сделать авторские очные курсы и мастер-классы, а также онлайн-обучение по вышивке. Я рисую ботаническую акварель, и мне бы очень хотелось печатать ткани с моими рисунками, а потом шить из них различные сумочки, воротнички, аксессуары.
– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как монетизировать своё творчество.
– Вначале, наверное, нужно много работать, но при этом всё равно должна быть уверенность в том, что ты делаешь, потому что без неё, скорее всего, любой проект загнётся и не будет существовать. То есть, с одной стороны, нужно прилагать много усилий, а, с другой стороны, верить в себя и свои силы. Также важно учиться разным техникам, не бояться пробовать что-то новое и ценить свой труд. Что касается монетизации – очень важно озвучивать адекватные цены на свои изделия, оценивать свой труд достойно, и, наверное, всё это в целом поможет мастеру идти по своему пути и развиваться.