Интервью с Ксений Михеевой. Мастерская по созданию необыкновенных авторских кукол


Рубрика: Интервью

Интервью с Ксений Михеевой. Мастерская по созданию необыкновенных авторских кукол
Интервью с Мастером.

Ксения живёт в Санкт-Петербурге и уже более 20 лет создаёт авторских кукол в смешанной технике, а также учит этому на своих мастер-классах всех желающих. Ученицы Ксении становятся частью дружного сообщества, где, кроме творчества, всегда есть место для живого общения и даже для совместных путешествий.

– Ксения, расскажите, пожалуйста, о вашем творческом пути. Как и когда Вы начали заниматься творчеством?

– Авторской куклой я занимаюсь с 2000 года. Любовь к куклам случилась мгновенно и совершенно случайно. Гуляя по городу, я забрела в маленькую частную галерею, где проходила камерная выставка наших петербургских художников, и там впервые увидела кукол, представленных как произведение искусства. Я училась в РГПУ им. А.И. Герцена на последнем курсе факультета изобразительного искусства, надо было определяться с направлением и темой диплома. Было сложно, потому что училась я так себе и не могла определиться, где писать диплом – надо было выбирать между кафедрой рисунка и кафедрой живописи. А после этой выставки произошёл переворот в сознании, ведь кукла объединяет разные виды творчества, в работе над ней присутствует и скульптура, и живопись, и шитьё, и вышивка, и лепка. Тогда я пошла на кафедру декоративно-прикладного искусства, и преподавательница поддержала меня. Темой моего диплома стала «Авторская кукла»‎, и несмотря на то, что все пять лет я училась средненько, диплом защитила на отлично с похвалой. После этого я уже с куклами не расставалась. 

– Ваши куклы выглядят достаточно необычно и, безусловно, притягивают внимание. Есть ли название у такого стиля работы? Или это полностью Ваш авторский стиль?

– Мои первые куклы были далеки от идеала. Придя домой после вдохновившей меня выставки, я открыла мамину шкатулку для рукоделия и из всего, что там нашла, сшила текстильную куколку – маленькую феечку. Потом я стала пробовать лепить головы куклам из папье-маше: делала основу из пластилина и облепляла маленькими кусочками бумаги, всё это шлифовала, покрывала красками для автомобилей, в общем, изобретала какие-то свои варианты, потому что обучаться этому было негде. Тогда не существовало никаких мастер-классов, журналов, каждый автор изобретал свою технологию. Когда появился пластик, для первых кукол я стала использовать запекаемый Fimo, но из него тогда получались достаточно слабые работы: руки и ноги выходили крупными, грубыми, непропорциональными и хотелось всё это украсить блёстками, ресницами и синтетическими волосами, в общем, старалась сделать красиво. Сейчас я понимаю, что те работы были смешными и немного нелепыми. Я пробовала разные материалы и позже пришла к самозастывающей массе. Сначала Paperclay, потом La Doll, с которой я сейчас работаю. Однако чаще леплю из папье-маше, которое делаю сама. Я прошла такой огромный путь, испробовала множество материалов и техник, менялись мои куклы и я сама менялась, поэтому, наверное, этот стиль всё-таки авторский, куклы в смешанной технике.

– Что сначала появляется – кукла или её рисунок?

– Как правило, я никогда не рисовала эскизы, все куклы просто рождались в голове. Я представляла, что хочу сделать принцессу, или это будет какой-то сказочный персонаж, например, тролль или гном, садилась за стол, брала пластик, начинала что-то придумывать, лепить. Мне всегда были близки герои сказок, чуть позже я стала больше оживлять природу: появились куколки-луковки, цветочки, луна, звёзды. Сейчас я уже пришла к тому, что какие-то схематичные эскизы и наброски всё-таки делаю. В последнее время работы становятся более сложными, более детализированными, и мне самой легче, когда сначала я их рисую. А ещё я очень люблю срисовывать своих кукол, делаю портретики, маленькие акварельки, чтобы напечатать открытки, которые дарю коллекционерам и просто своим кукольным подружкам.

– Как создаются Ваши куклы? Какими навыками нужно обладать, чтобы создать такого необыкновенного персонажа?

– Для того чтобы делать кукол, не нужно каких-то особых навыков. Если вы ходили в детский сад, когда-то держали пластилин в руках или что-то там рисовали, калякали – у вас всё получится. А если вы ещё и шить умеете хоть немного, то вы точно станете кукольной феей! Нужно просто свободное время, какой-то рабочий уголок и желание, а делать кукол – это совершенно несложно. Я не говорю про других мастеров, которые работают в иных техниках. Мои куклы очень просты в работе. Не нужно покупать что-то дорогостоящее и использовать сложные материалы. Практически всё можно найти дома, нужно только желание и время.

– Какая из ваших работ Вам наиболее запомнилась и почему?

– Прошло более 20 лет, прежде чем у меня появилась кукла, с которой я не смогла расстаться. Знаю, что многим мастерам очень дороги их куклы. Это действительно наши дети, мы их вынашиваем, создаём. У меня никогда не случалось такой любви к своей работе. Я всегда с лёгкостью продаю и дарю, отпускаю готовых кукол, потому что для меня интересен сам рабочий процесс, разработка и создание. Но вот где-то 3-4 года назад у меня появилась куколка Пенелопа. Простая подвесная кукла родилась из обычной вешалки, плечиков. У меня на шкафу, как антураж, висела старая и ржавая довоенная вешалка моего дедушки. И как-то, глядя на неё, мне пришло в голову, что плечики – это практически часть куклы, если на них повесить платье и приделать голову, то вот кукла и готова. Из проволоки я скрутила маленькие плечики, сшила платье, слепила головку, также на проволочку прикрутила маленькие ручки, всё это соединил проволочный каркас под платьем, которое я заполнила синтепоном. Эта кукла меня поразила своей простотой и красотой, и ни за какие деньги я не готова её продать, хотя на выставке в Москве Пенелопу были готовы приобрести. Чуть позже у неё появился муж Одиссей, смешной подвесной паренёк, выполненный в такой же технике, и потом у них родилась малышка, которую зовут По в честь мамы и папы. По этим куклам есть мастер-класс, благодаря которому их очень-очень много появилось по всему миру. Пенелопа влюбила в себя многих и на её основе девочки стали делать уже свои образы: феечек и ангелов, Пьеретт и Пьеро. 

– Расскажите, пожалуйста, о ваших мастер-классах. Для кого они и в каком формате?

– Мои мастер-классы проходят в основном онлайн, в закрытой группе ВКонтакте, где мы собираемся большой компанией, человек 100-150. Мне очень нравится, что нас так много, что могу привлечь столько людей в это увлекательное кукольное путешествие – это добавляет мне азарта, радости и счастья. Думаю, что для женщины очень важно найти занятие по душе и время, чтобы просто остановиться и подумать о себе, своих девичьих желаниях, очень простых и не требующих каких-то особых вложений. Над созданием кукол мы работаем вместе, придумывая на ходу, как всё будет происходить, и это всё рождается у них на глазах в прямых эфирах. Изначально я только называю персонажа, говорю, кто это будет, а дальше мы начинаем фантазировать, и очень часто сами девочки подсказывают мне, в какую сторону двигаться, какие-то детали, цвета, соединения. Получается такой научно-исследовательский институт, потому что мы все вместе. Когда нас много, каждый вносит что-то своё, какую-то идею, работа идёт очень интересно и плодотворно, а потом мы ещё долго не расстаёмся, проживаем эту историю вместе. Иногда бывают и живые мастер-классы в моей мастерской, но уже гораздо реже, чем в прошлом году, потому что это очень энергозатратно, тяжело. Честно скажу, я устаю от живых мастер-классов, потому что есть домашние обязанности и семья, дети. На таких мастер-классах я стараюсь выкладываться по полной и теряю силы, поэтому больше люблю онлайн-встречи, они мне даются легко и я получаю от них больше сил и энергии, и всегда хорошее настроение.

– Где Вы покупаете материалы и инструменты для работы? У Вас есть любимые фирмы или магазины?

– Материалы для работы сейчас можно заказать в онлайн-магазинах, это очень удобно. Я всё покупаю на Wildberries, однако краски для росписи лучше приобрести в художественном салоне. Обычно я расписываю акварелью и очень люблю использовать масляную пастель. Однако самые любимые магазины – строительные, где всегда можно найти для себя что-то интересное: фольгу, бумажный скотч, наждачную бумагу, клей ПВА, шпатлёвку. Сейчас, например, обои замешиваем, придумываем новые рецепты папье-маше. Все материалы очень доступны и совсем недорого стоят.

– Расскажите о вашей мастерской, пожалуйста. Что это за пространство и где оно находится?

– У меня педагогическое образование и много лет я проработала в детском саду, а 6 лет назад уволилась, и теперь моя основная работа – это куклы. Я счастливый человек, потому что любимое дело приносит мне неплохой заработок. Первая мастерская появилась 2 года назад, до этого я работала дома. Помещение, которое я снимала недалеко от дома, было скорее техническое, не очень комфортное, зимой там было очень холодно. Не хотелось особо вкладываться в ремонт, потому что аренда была дороговата. Я продержалась год, и каждый раз, как наступал день оплаты аренды, мне было очень жалко расставаться с деньгами. На этот год я поставила себе цель оплачивать аренду только живыми мастер-классами, и провела их очень много, отрабатывая свой долг. За это время я убедилась, что на куклах можно неплохо зарабатывать, и решила купить своё собственное помещение для мастерской. Я живу в центре Петербурга, где очень много коммуналок и высокие цены на недвижимость, которые только растут. Поэтому я с чистым сердцем взяла ипотеку, приобрела комнату в коммунальной квартире, и сейчас легко её выплачиваю, потому что плачу за своё, а это совершенно другое состояние. Теперь у меня есть свой уголочек – большая светлая комната 27 квадратных метров в трёх минутах ходьбы от дома. Соседи – замечательные люди, и меня приняли тут с любовью. Думаю, что я не мешаю им, потому что на кухне не готовлю и ванну не занимаю, сижу тихонечко и творю под радио «Эрмитаж». Дома у меня теперь чистота и порядок, все материалы переехали в мастерскую. Я работаю в те дни, когда мне удобно и есть желание что-то делать. Могу сказать, что сейчас у меня просто идеальная работа, и я очень счастливый человек. Всё у меня удобно, комфортно, девочки сюда приходят, иногда провожу живые мастер-классы. Однако самое приятное – это одной в мастерской придумывать что-то новенькое, лепить, расписывать.

– Какие ещё виды творчества Вам бы хотелось освоить?

– Когда-то я очень хотела заняться керамикой и попробовать делать кукол из глины, которую надо обжигать в печи. Моя дочь влюбилась в это творческое направление и делает посуду и украшения из глины. А я поняла, что это не моё – слишком долгий и непростой процесс, в котором бывает очень много брака, и сама технология изготовления не предполагает быстрый результат, а у меня не хватает терпения. Несмотря на то что я очень медлительный, спокойный человек, всегда хочу побыстрее увидеть результат, и ждать, пока работа высохнет, потом делать один обжиг, затем второй, для меня трудоёмко и долго. Поэтому ничего нового я, наверное, пока не хочу пробовать. Хочется совершенствоваться в том, что я уже умею. Люблю то, что делаю, и как всё получается именно из того, с чем работаю.

– Какая у Вас творческая мечта?

– Уже несколько лет я провожу в других городах выездные мастер-классы, и этот формат мне очень нравится. Мы с девочками со всей России встречаемся в каком-то городе, чтобы сотворить что-то вместе. В программу нашего арт-тура входит не только создание кукол, но и прогулки, экскурсии, общение. От выездных мастер-классов я не устаю так, как от живых в своей мастерской, где должна принимать гостей как хозяйка и отвечать не только за творчество, но и за досуг, общение и комфорт. А когда я выезжаю в другой город и мы все встречаемся там, условия равны – все туристы, все путешественники, и для меня такой формат проходит гораздо легче. Я сама отдыхаю. Такое лёгкое состояние, не нужно думать о каких-то своих семейных проблемах и заботах, я наслаждаюсь новым местом, впечатлениями и людьми. Получается, что я как приглашенный мастер и это даёт особые условия: меня ждут, меня принимают, за мной ухаживают, и для меня такой выездной мастер-класс, наверное, самый лучший вид отдыха. Моя мечта – закрыть ипотеку, продать комнату, купить квартиру и сделать в ней небольшую арт-гостиную. Если это будет трёхкомнатная квартира, в двух комнатах я хочу иметь возможность расположить своих гостей – девочек, которые будут приезжать ко мне из других городов, и одна комната станет нашей творческой гостиной, в которой будут проходить мастер-классы, какие-то творческие посиделки, акварельные вечера, где мы будем есть, слушать музыку и болтать. Такая вот моя заветная мечта. Очень верю, что она исполнится. 

– Как Вы любите проводить свободное время?

– В свободное время люблю танцевать, это моё второе любимое занятие после кукол. Уже много лет я увлекаюсь танцами в стиле джаз, буги-вуги, свинг, слоу. Занимаюсь в студии, хожу с друзьями в клуб и на различные танцевальные вечера. Просто люблю музыку и танцую даже в своей мастерской. Ещё я очень люблю прогулки. В Петербурге вышел из дома – и у тебя уже музей под открытым небом, идешь и любуешься.

– Дайте, пожалуйста, несколько советов начинающим мастерам о том, как монетизировать своё творческое увлечение.

– Пройдя свой путь, я могу посоветовать начинающим мастерам слушать только себя и спокойно относиться к критике. Многие наши близкие, друзья и коллеги всегда с удовольствием выскажутся по поводу вашей работы, не надо воспринимать это близко к сердцу, важно прислушиваться к себе. Идите за своим творчеством, пусть оно вас ведёт. Монетизировать своё дело проще всего через соцсети, без них никак. Нужно вести свой блог, стараться быть ближе к зрителю, показывать процесс работы, делиться какими-то мыслями, зарисовками, быть открытым. Творческие люди чаще интроверты, любящие уединяться в своей мастерской, поэтому нужно приучать себя рассказывать о себе и своём творчестве. Люди очень любопытные, на самом деле им интересно заглядывать в окна, заглядывать к вам на огонёк, смотреть, как у вас проходит работа, как вы это делаете. Поэтому нужно параллельно заниматься творчеством и презентовать себя в соцсетях. Конечно, важно говорить о том, что вы продаёте свои работы, выкладывать фотографии и цены. Хорошо бы слушать какие-то советы маркетологов, я тоже слушаю, но в этом не сильна. Очень прислушиваюсь к своей интуиции, и девочкам советую. Прислушивайтесь к себе, верьте в себя и делайте так, как нравится вам.

 

Ключевые слова: интервью с мастером, авторские куклы, мастерская ксении михеевой, куклы из папье-маше, интерьерные куклы, мастер-класс по созданию куклы, дизайнерские куклы

Виды творчества: Декорирование, Дизайн, Куклы и игрушки, Материалы для творчества, Моделирование, Папье-маше, Шитье


Еще публикации

Как организовать своё время так, чтобы его хватало на рукоделие

Прекрасная Матильда 17 Июль 2014, 18:23

В этой статье я расскажу о некоторых хитростях, которые помогут вам сэкономить больше времени для рукоделия.

Русское народное творчество. Промыслы. Гжель

Мария Николаева 22 Январь 2023, 20:02

Об истории возникновения промысла и этапах создания.

12 советов для творческого мышления

Прекрасная Матильда 28 Август 2014, 01:01

В этой статье приводятся советы о том, как черпать вдохновение для новых свершений в мире товаров ручной работы. Перевод статьи с Etsy.

Фотоальбом ручной работы - отличный подарок

Оксана Оксана 7 Ноябрь 2016, 07:35

Что подарить маме на юбилей, порадовать мужа на годовщину свадьбы или преподнести любимому руководителю на знаменательную дату? Среди большого потока идей лидирующие позиции остаются за альбомами и фото рамками, выполненными своими…

Как вышивать легко. Инструменты и материалы для идеального вышивания

Мария Николаева 18 Сентябрь 2023, 17:00

Лайфхаки для вышивания, которые помогут облегчить работу Мастера и привести в порядок материалы.