Екатерина — мастерица из Сургута, которая стремится разгадать суть вещей, понять технологии прошлого и воссоздать предметы народного костюма. Некоторые её изделия уже нашли своё место среди музейных экспонатов. Своим ученицам Екатерина передаёт не только знания по созданию элементов исторического костюма, но и большую любовь к творчеству.
– Екатерина, расскажите, как Вы увлеклись народно-художественным промыслом и историческими костюмами.
– Рукоделием я занималась с детства. Передо мной был пример бабушки-рукодельницы, которая умела вышивать гладью и мережкой. Она украшала свой дом изделиями ручной работы – подзорами, подушками, занавесками. Я любила её работы и восхищалась ими. Также у меня шила мама, поэтому иголки, нитки, пуговки и прочие швейные мелочи всегда были в свободном доступе. Мама шила для нас одежду по модным журналам с выкройками, которые я часто рассматривала, вдохновлялась и выбирала самые любимые и интересные образы для кукол. Сначала это были костюмы для бумажных куколок, затем появилась кукла Барби, которая стала законодательницей мод в моём дворе. Глядя на неё, подружки просили сшить и для их кукол красивые наряды. Вязать крючком меня научила родная тётя, а вязание спицами я освоила на кружке рукоделия в родном посёлке. А ещё мне всегда очень нравились уроки труда, я получала на них отличные оценки. К народным костюмам я пришла через исторические фильмы, где любовалась нарядами и старалась нарисовать их. Я могла часами придумывать костюмы: думала о том, из какой ткани созданы вещи, представляла, как именно они сделаны. Вещи казались мне живыми, я представляла, как меняется геометрия костюма при движении, как ветер колышет складки. Я мечтала стать дизайнером одежды, поэтому и профессию выбрала такую – окончила Тюменский государственный институт искусств и культуры, кафедру текстиля. Там рукоделие уже приобрело другой оттенок, я изучила традиционные виды ремёсел и полюбила основные предметы – текстиль, технологию ткачества, окрашивание тканей.
– Какой Ваш любимый предмет исторического костюма и почему?
– Все предметы, которые я изготовила, для меня любимы одинаково. Сейчас любимые те, с которыми я работаю в данный момент. Это архангельский матурник и нижегородский шугай бархатный с золотной вышивкой.
– Где собрана самая большая коллекция народных костюмов? Что порекомендуете посетить?
– Традиционные костюмы и многие другие предметы можно встретить во всех исторических и профильных музеях нашей страны, самые крупные коллекции есть в больших городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Однако много интересного можно встретить и в небольших региональных местных музеях, это преимущественно касается элементов костюма, характерных для данного края. Кроме постоянных экспозиций, нужно стараться ходить и на временные выставки, где можно увидеть вещи, хранящиеся в основном в архивах. В наше время возрождается интерес к истории народного костюма и многие музеи, видя это, стремятся делать всё новые экспозиции. Также можно посещать различные электронные площадки, например, сайт Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.
– Насколько удобны реплики исторических костюмов при использовании? Как вообще вписать историческую моду в современный стиль и нужно ли это делать?
– Наши предки шили очень удобную одежду для повседневной жизни и для праздничных дней, поэтому исторический костюм сейчас тоже пригоден для использования. А вот статусные наряды не так просты, они имеют свои нюансы, но как только вы надеваете такой костюм, сразу меняется ощущение себя и даже осанка. Историческим костюмам легко найти место в повседневной жизни, делать это можно и нужно. В наше время мастера могут адаптировать традиционный крой под более современный или сделать точную реплику костюма, например, для музея или фотосессии. Народный костюм должен жить и дальше, напоминая о богатой истории страны и каждого региона.
– Работа над каким изделием Вам запомнилась больше всего?
– Я помню все свои изделия до мельчайших подробностей. Также я помню, что я могла бы изменить, если бы пришлось создавать такое изделие ещё раз.
– Создаёте ли Вы элементы костюма для продажи или сейчас у Вас можно приобрести только мастер-классы?
– В прошлом году я отшила несколько полноценных нарядов и продала их. Однако предпочитаю специально для продажи или на заказ всё таки не шить. Я всегда учитываю настроение костюма и тщательно подбираю материалы, прорабатываю детали изделия. Около 5 лет я проводила мастер-классы с сопровождением. Сейчас я изменила подачу материала и уже целый год предлагаю другой формат обучения – это практические руководства по изготовлению конкретных изделий или пошиву целого костюма, или же описание интересной техники. Такой формат очень удобен, ведь к материалам можно вернуться в любое удобное время и освежить знания, так как этот файл остаётся навсегда.
– Как Ваши изделия попали в Музей русского кокошника?
– В 2016 году меня нашла через интернет основательница данного музея и приобрела первую работу. С тех пор она много раз приобретала у меня головные уборы, шейные украшения и другие предметы.
– С создания какого изделия Вы посоветуете начинать знакомство с народным костюмом?
– Начинать знакомство с народным костюмом нужно с изделия, которое придётся вам по душе. Нужно учитывать уровень сложности изделия, его технику исполнения, размер. Важно, чтобы первая работа не была чрезмерно сложной и вызывала только приятные ощущения.
– Ваше творчество — это хобби или уже работа?
– Моё творчество – это увлечение, за которое я получаю вознаграждение, так что, пожалуй, это уже работа. А ещё мне кажется, что это призвание. Не только в создании традиционного народного костюма или народно-художественном творчестве, но и как педагога.
– Назовите три главных предмета в Вашей мастерской.
– Со временем эти предметы постоянно меняются. Сейчас я планирую новый интересный проект, поэтому это ткацкий станок, компьютер и штатив.
– Какая у Вас творческая мечта?
– Я хочу, чтобы проект, который сейчас в разработке, стал реальностью. В этом году я проводила онлайн-обучение по ткачеству золотного галуна. У меня было две группы, в каждой из которых я давала разные техники. Сейчас я разрабатываю оборудование, которое позволит облегчить процесс работы над галуном и уменьшить его себестоимость. Надеюсь, что это поможет сделать этот вид рукоделия более доступным.
– Что вдохновляет Вас и кто поддерживает?
– Меня поддерживают мои родные и близкие люди. Вдохновляюсь я участниками моих обучений. Всё, что я делаю сейчас – это реализация их запросов.
– Как монетизировать творчество? Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам.
– Монетизировать можно любое творчество. Нужно всегда отслеживать творческие новинки других мастеров и новые возможности нашего информационного мира. Изучив всё это, вы всегда будете на шаг впереди других мастеров. Важно не бояться вносить в традиционное творчество современные ноу-хау, искать какие-то новые образы, форматы, однако при этом оставаться в рамках традиции. Надо любить свою деятельность и стремиться достичь даже то, что кажется недосягаемым.