Русское народное творчество. Промыслы. Дымковская игрушка


Рубрика: История рукоделия

Русское народное творчество. Промыслы. Дымковская игрушка
Об истории возникновения и создании дымковской игрушки.

Дымковская игрушка, яркая и задорная, дарит людям ощущение праздника и радости жизни. Её легко узнать по нарядной росписи, состоящей из геометрического орнамента и плавных линий фигур. Своё название игрушки получили от населённого пункта неподалёку от города Хлынова, позже Вятки (историческое название Кирова) – заречной слободы Дымково, находящейся на низком правом берегу реки Вятки, которая зимой была окутана дымом от печных труб, а летом туманом, то есть часто была как будто в дымке.

Фото из печатных источников («Добрых рук мастерство» под редакцией И.Я. Богуславской, А. Клиентов «Народные промыслы»)

История возникновения промысла 

Слобода Дымково известна с конца XVI века. В этом богатом глиной регионе жил ремесленный люд, и местные жители помимо глиняной посуды создавали свистульки в виде зверей и птиц к празднику, который так и назывался – Свистопляска (Свистунья). На этом празднике поминали предков и веселились, аккомпанируя глиняными свистульками и дудочками. После праздника расписные свистульки ставили в окна между рамами, они украшали и наполняли уютом дом.

Постепенно вместе со свистульками местные умельцы стали производить игрушки, и промысел становился всё более популярным среди народа. Образы игрушек были разнообразны: барыни, всадники, сцены из жизни купцов, парочки, петухи, медведи и другие. Искусство дымковской росписи традиционно передавалось по женской линии, от матери к дочери. Игрушки делали из пластичной красной глины, которую после сушки и обжига, белили и раскрашивали в яркие традиционные узоры.

 К XIX веку в Дымково было уже около 50 семей игрушечниц, производство доходило до ста тысяч игрушек в год, но к началу ХХ века осталась лишь одна потомственная мастерица – Анна Афанасьевна Мезрина. Дело в том, что в то время появились гипсовые игрушки, которые изготавливались в готовых формах. Это позволяло значительно упростить и ускорить срок изготовления фигурки, но при этом лишало игрушки индивидуальности. 

Анна Афанасьевна не только смогла сохранить промысел, но и разнообразила его, добавив новые образы. Дымковская игрушка снова смогла обрести популярность благодаря художнику Алексею Ивановичу Деньшину, который наблюдал за Мерзиной во время работы. Он издал 3 рукотворных альбома, в которых были иллюстрации, изображающие игрушки, их описание и история промысла. Эти альбомы были изданы в Вятке и Москве небольшими тиражами. Также Деньшин помог оказаться игрушкам в столичных музеях. Благодаря возникшей популярности, игрушки попали на международные выставки. В востребованный промысел стали вновь возвращаться мастерицы.

В 1933 г. была организована артель «Вятская игрушка», созданная при Вятской фабрике гипсовых изделий. В 1958 г. промысел перестал быть семейным делом – в артель были набраны и обучены мастерицы со стороны и к 1980 г. в коллективе работало уже  70 человек. Для большого коллектива было построено новое отдельное здание, ставшее центром знаменитого промысла. Оно объединило мастериц, которые до сих пор выпускают дымковскую игрушку, опираясь на традиции и опыт предшественниц.  Современное название объединения: Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка».

Использованы фотографии с виртуальной выставки «Дымковская игрушка», организованной МБУК ГДЦ  «Дом мастеров»

Технология изготовления

Благодаря полностью ручной работе над игрушкой на всех этапах, каждая фигурка получается уникальной. Уже несколько сотен лет сохраняется традиция производства игрушки, и благодаря этому технология изготовления остаётся без изменений:

  • Красную глину подготавливают к работе, перемешивая с речным песком.

  • Куски глины разделяют на шарики, которые раскатывают и лепят из них отдельные части игрушки. Соединяют вместе отдельные элементы, смачивая водой и сглаживая неровности. Игрушка получается полая внутри.

  • Заготовку сушат несколько дней на открытом воздухе.

  • Затем обжигают в печи при высокой температуре для придания прочности фигурке.

  • Покрывают игрушку белой меловой побелкой до получения равномерного плотного цвета.

  • Финальный этап – роспись заготовки темперными красками и украшение готовой игрушки сусальным золотом или поталью.

Фигурку от начала до конца выполняет одна мастерица, поэтому каждая игрушка получается неповторимой и авторской.

Использованы фотографии с виртуальной выставки «Дымковская игрушка», организованной МБУК ГДЦ  «Дом мастеров»

Музей «Дымковская игрушка: история и современность» расположен в Кирове при производстве. В нём представлено более 1000 экспонатов, а также документы, рассказывающие об истории промысла. Кроме посещения экскурсии, гости музея могут понаблюдать за работой современных мастериц и увидеть все этапы создания игрушки.

Также полюбоваться глиняными игрушками можно, например, во Всероссийском музее декоративного искусства, который находится в Москве. 

Всё еще можно услышать задорную трель дымковской свистульки, но дети уже давно перестали играть в глиняные фигурки, которые стали предметом декора и частью многих коллекций. Хотя до сих пор при взгляде на дымковскую игрушку становится радостно и весело от этого исконно русского и народного промысла. В них есть и творчество, и сказка, и история.

 

Ключевые слова: авторская ручная работа, история промысла, дымковская игрушка, дымка, игрушка из глины, свистулька

Виды творчества: Wire Wrap, Аппликация, Аэрография, Батик, Берестяной промысел, Бижутерия, Бисероплетение, Бондарское ремесло, Валяние, Витраж, Вышивка, Вязание, Гобелен, Графика, Декорирование, Декупаж, Дизайн, Живопись, Инкрустирование, Канзаши, Квиллинг, Квилтинг и пэчворк, Керамика, Ковка, Ковроделие, Косметика ручной работы, Кружевоплетение, Куклы и игрушки, Лепка, Литье, Лэмпворк, Макраме, Материалы для творчества, Мебель, Моделирование, Мозаика, Музыкальные инструменты, Ниткография, Оригами, Папье-маше, Переплетное дело, Печное дело, Пирография, Писанкарство, Пластика, Плетение, Работа с кожей и мехом, Реставрация, Роспись, Свечи, Скрапбукинг, Скульптура, Ткачество, Флористика, Фотография, Фриволите и анкарс, Фьюзинг, Художественная резьба, Шитье, Ювелирное искусство, Цветоделие


Еще публикации

Лофт. История возникновения и особенности стиля

Мария Николаева 21 Август 2023, 21:24

Городской стиль для комфортной жизни.

Поделки из бумаги - это просто

Оксана Оксана 11 Декабрь 2016, 16:18

Самый простой и легкодоступный материал для творчества – бумага. Что можно сделать из бумаги своими руками и сколько для этого потребуется…

Весенний цветотип: изделия ручной работы в нежных оттенках весны

Мария Николаева 15 Февраль 2024, 13:47

Как создать неповторимый образ, используя знания о своём цветотипе. Что подходит девушкам с весенним цветотипом.

Кольцо из ювелирной эпоксидной смолы

Дианова Ксения 7 Декабрь 2020, 19:21

Кольцо из ювелирной эпоксидной смолы ручной работы в розовом цвете с люминофором.