Интервью с Ольгой Скрябиной. Авторские работы из бумажной лозы


Рубрика: Интервью

Интервью с Ольгой Скрябиной. Авторские работы из бумажной лозы
Интервью с Мастером.

Ольга занимается плетением из бумажной лозы уже несколько лет, самостоятельно изучая азы творчества и постоянно совершенствуя своё мастерство. Её авторские изделия подходят для любого интерьера, наполняя его уютом и добрым теплом.

 

– Ольга, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Как Вы начали заниматься плетением из бумажной лозы?

– Всё началось с идеи для подарка. В 2019 году я серьезно заболела (онкология). Мой лечащий врач любила, когда люди делают что-то сами своими руками. Я абсолютно доверилась её профессионализму, испытывала к ней искреннюю симпатию, и мне очень хотелось сказать ей огромное спасибо и от всей души поблагодарить своего лечащего врача, но не банальными подарками или сертификатами, а чем-то особенным, сделанным своими руками. Так я нашла в интернете вязание из трикотажной пряжи, однако на этом не остановилась, искала и пробовала разные виды рукоделия. Лечение было долгим и к нему присоединились другие врачи, а идея благодарить изделиями, созданными своими руками, мне очень понравилась. Ведь врачи, занимаясь лечением сложных пациентов, тоже вкладывают в это дело частичку себя. В итоге я наткнулась на плетение из газет и меня захватила идея сделать что-то интересное из подручных материалов. Всё необходимое было у меня дома, я начала плести и вскоре поняла, что идея для подарка переросла в нечто большое. Без плетения я уже не представляла свою жизнь, ведь благодаря врачам я победила рак. Но теперь заболела плетением. Я изучала разные мастер-классы и совершенствовала свои умения. В итоге я плету уже больше трех лет и давно использую в качестве материала не газеты, а чистую потребительскую бумагу. Плетение из эко-лозы стало моим любимым и увлекательным хобби.

– Как Вы думаете, для творческого человека важно образование или всему можно научиться самостоятельно?

– Я считаю, что это больше индивидуальный вопрос и решение. Все люди разные. Многое зависит от предрасположенности человека, его навыков. Есть люди, склонные больше к аналитике, а у кого-то преобладает стремление к творчеству. У меня вообще экономическое образование, математический склад ума, я люблю цифры и работаю по специальности всю свою сознательную жизнь. При этом мне легко даётся рукоделие и в плетении я самоучка. Понимаю, что если бы училась плетению, всё было бы в разы быстрее, но для меня вопрос времени не стоял, поэтому я сама изучала азы мастерства по доступным бесплатным материалам из интернета. Если кому-то важно быстро-быстро начать, тогда поможет обучение. Вопрос в том, что обучаться всегда надо, чтобы постичь все нюансы и правила, которые есть у каждого вида творчества. Самостоятельно это изучить сложно, только если методом проб и ошибок, а когда ты получаешь образование, у кого-то учишься, то там тебе уже должны все эти нюансы рассказать и показать. Не каждый человек может обучаться самостоятельно. Мне, например, наоборот, было интереснее самой доходить до чего-то, а кому-то это может быть сложно. Поэтому я считаю, что обучаться под чьим-то началом или самостоятельно всё изучать – это индивидуальный выбор каждого человека, основанный на его способностях и текущей ситуации.

– Какие материалы и инструменты Вы используете в своей работе и что можете посоветовать приобрести начинающим мастерам?

– Мне очень нравится плетение из бумажной лозы тем, что в эту нишу можно войти, не покупая вообще никаких инструментов. Я так и начинала. В этом виде рукоделия можно легко и без затрат попробовать и понять, твоё это или нет, и если уже понравилось, только тогда покупать материалы и инструменты. Начать действительно можно с газет, журналов и рекламных брошюр, которые в магазинах лежат бесплатно. Желательно, чтобы бумага была потоньше, ближе к газетной, не такой, как в глянцевых журналах, чтобы её можно было легко скатать в трубочку. Также вам понадобится спица толщиной не более 2 мм. Сама техника простая: газеты нарезают на полоски, накручивают на спицу и край трубочки закрепляют клеем ПВА. Для окрашивания трубочек в основном используют морилки для дерева разных цветов. Также нужен акриловый лак или пропитки для дерева, чтобы трубочки были гибкими и податливыми, не заламывались. Я, кстати, начинала без лака, мне попались сначала какие-то старые мастер-классы, где не обрабатывали трубочки лаками, и изделия в результате получались не такими эффектными. Когда я поняла, что моё увлечение переросло в настоящее дело для души и я уже не могу без этого жить, тогда пришлось сделать некоторые покупки. Перечень инструментов такой: тонкая спица (1,2 мм), шило с тупым концом или толстая спица (чтобы аккуратно раздвигать плетение), секатор небольшой с длинными кончиками или хорошие ножницы, например, для ткани или кожи, которыми можно резать трубочки. Также нужно приобрести мат для рукоделия или что-то другое с нескользящей поверхностью, на чём будет удобно крутить трубочки. Что касается материалов: нужен полимерный клей, морилка, акриловые лаки на водной основе и различные грунтовки глубокого проникновения. Ну и конечно бумага. Для аккуратных изделий нужна тонкая потребительская (газетная) бумага. Газеты лучше использовать только на начальном этапе. Материалы все доступные и не очень дорогие. Это самый необходимый минимум, которого хватит, чтобы начать работать с бумажной лозой, то есть вход в эту нишу достаточно комфортный в финансовом плане.

– Какие плетёные изделия пользуются наибольшей популярностью у покупателей?

– Изделий, созданных из бумажной лозы, действительно много: начиная от каких-то простых плейсматов, подставочек под чашку, до мебели. Люди заказывают разное, однако, наверное, больше всего спросом пользуются авторские изделия для хранения – разнообразные корзинки, сундуки, короба и коробочки.

– Как создаются Ваши изделия? Из каких этапов состоит работа и сколько времени она занимает?

– Процесс плетения из бумажной лозы, если брать весь цикл, достаточно трудоёмкий и длительный. В первую очередь бумагу надо нарезать на полосы нужной ширины и длины. Второй этап – накрутить из этих полосок трубочки, затем покрасить их в нужный цвет и обработать лаком или пропиткой для того, чтобы они были гибкими и податливыми. Следующий этап – это непосредственно плетение изделия. Далее грунтовка изделия для придания ему прочности, и сушка изделия. Последний этап – это обработка акриловыми лаками для защиты от влаги и климатических воздействий. И затем можно как-то задекорировать уже готовое изделие, дополнив деревянными, кожаными или текстильными элементами. У каждого мастера все процессы будут занимать разное время. К примеру, я за час успеваю сплести 100 трубочек длиной 60 см. Этого хватает на небольшое изделие, ориентировочно размером 15х15 см. Обычно я заготавливаю не менее 300 трубочек. Окрашивание тоже занимают разное количество времени в зависимости от того, как красят. Если просто в один цвет и трубочки погружают в раствор целиком, работе не занимает много времени, но если требуется сложное окрашивание в несколько цветов, с эмалями – на это может уйти и несколько часов. На сушку трубочек уходит около 12 часов, поэтому я стараюсь красить их вечером, чтобы за ночь подсохли. По окончании обработки трубочек лаком, их опять надо просушить после каждой обработки. Я делаю это два раза. В совокупности окрашивание и обработка у меня занимают два дня, независимо даже от объёма трубочек, ведь основная часть времени уходит на просушку. На само плетение можно потратить от 2-3 часов до нескольких дней или даже недель, если это касается мебели. После грунтовки я жду около суток, когда изделие полностью высохнет, и только затем обрабатываю лаком несколько раз с промежуточными просушками изделия. В итоге на создание небольшого изделия требуется минимум 4 дня. Получается, что в процессе работы есть перерывы, когда можно отдохнуть или заняться работой над другим изделием, однако необходимо строго соблюдать все этапы и интервалы, чтобы изделие получилось крепким и служило долго, поэтому при изготовлении на заказ я закладываю срок не менее 5 дней. 

– Вы работаете на заказ или продаёте работы только из наличия?

– И так и так. Я принимаю заказы как на изделия, представленные в моей группе, так и могу сделать что-то по фотографии из интернета, присланной мне покупателем. Часто покупают изделия и из наличия: то, что я плету для души, что я хочу попробовать, что мне интересно. Готовые изделия я выставляю на разных площадках и продаю, потому что у меня дома просто не хватит места для хранения всех моих работ. 

– Работа над каким из изделий Вам запомнилась больше всего?

– Это было кресло – моё первое очень крупное изделие. Работа над ним заняла около двух недель, и мне впервые пришлось работать с толстыми трубочками. В итоге мне очень понравился и результат, и процесс. Купил у меня это кресло человек, с которым мы очень хорошо общались. Просто увидел его и загорелся. Поэтому для меня эта история ещё очень запомнилась тем, что приятный мне человек купил особенную для меня вещь.

– В чём заключается ценность изделий ручной работы и их преимущество перед товарами промышленного производства?

– Я считаю, в первую очередь, преимущество изделий ручной работы заключается в том, что это будет товар в единственном экземпляре. Даже если делать повтор – это будет подобное изделие, а не такое же один в один, как штамповки при промышленном производстве. Поэтому, когда человек покупает авторское изделие, он может быть уверен в том, что именно такая вещь есть только у него. Если людям нравятся эксклюзивные работы, то им в первую очередь надо обратить внимание на ручную работу. Ещё преимуществом ручной работы является ассортимент, возможность заказать изделие под конкретный интерьер с учетом его особенностей. Я всегда привожу в пример корзины для белья, которые размещаются в ванной: зачастую очень сложно найти изделия нужного размера или формы, особенно если она отличается от стандартной. Однако руками всегда можно сделать что-то под конкретные размеры и форму, и в этом заключается огромное преимущество изделий ручной работы. А если рассматривать именно изделия из бумажной лозы, то важно отметить их экологичность по сравнению с пластиковыми аналогами промышленного производства, ведь бумага — биоразлагаемый материал, а лаки и морилки используются только на водной основе.

– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?

– Вдохновляет меня, наверное, признание моей работы, когда людям нравятся мои изделия. В моём сообществе ВКонтакте это выражается в лайках и комментариях. Ну и, само собой, когда люди совершают покупки, ведь никто не купит непонравившееся изделие. Также вдохновляют изделия других мастеров. Поддерживает меня в первую очередь моя семья – дочь и муж. Благодаря дочери я создала группу ВКонтакте, вывела в свет свои изделия. Долгое время многие спрашивали, где представлены мои работы и говорили о необходимости ведения соцсетей, а дочь просто подарила мне свет, штативы и фотофоны, и пришлось выкладывать свои изделия уже официально. Муж часто оказывает физическую помощь. Например, он сделал приспособление для того, чтобы резать бумагу в больших объёмах и этим облегчил мой труд. Ещё он помогает с созданием деревянных элементов для моих работ: выпиливает, шлифует, шкурит. Не допускает меня к этой работе вообще. Спасибо моей семье! Также меня поддерживают родственники, живущие в других городах – им интересны мои изделия и я вижу их большой отклик. 

– Какие у Вас творческие цели?

– Я не ставлю перед собой глобальных целей, живу больше текущим моментом. Просто набираю себе в копилку какие-то работы, которые мне нравятся, и постепенно их плету, когда появляется свободное время. Есть конкретные мечты что-то сплести и в основном это касается мебели: сундуки с кожаными ремнями, стол для террасы, кресла. Сейчас у нас строится дача и вот там я уже разойдусь! Так как плетеные изделия просто замечательно сочетаются с кожей,  я планирую купить инструменты для работы с этим материалом и дополнять свои изделия кожаными элементами. Мастер-классы по работе с кожей уже изучаю.

– Как начать зарабатывать на своём хобби? Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам.

– Мне кажется, на хобби никогда много не зарабатываешь. Пока увлечение на уровне хобби – можно получать просто небольшой дополнительный заработок, даже в силу того, что на хобби невозможно выделить столько времени, сколько необходимо для целенаправленной работы в этом направлении. Если хобби превратилось в основную деятельность, только тогда уже есть шанс зарабатывать на этом.  Некоторые мастера, создавая качественные изделия, обретая уверенность в себе и своих знаниях, начинают вести мастер-классы, но это не путь для новичков. Поэтому в начале любого пути стоит качество: ты должен сам быть удовлетворён тем, что делаешь, чтобы это было не стыдно предлагать другим. Когда ты уверен в своём изделии – твоя уверенность передастся людям. Чтобы изделия начали покупать, кроме самого качественного изделия, должна быть и достойная его презентация: хорошие фото и обязательно нужны какие-то дополнительные знания в продажах, маркетинге, ведении социальных сетей. Надо, чтобы изделия заметили, и затем важно суметь донести до покупателей их ценность, убедить, что им нужна именно эта вещь. Также можно выходить в люди со своими изделиями, участвовать в ярмарках: сейчас они проходят не только в Москве и Санкт-Петербурге, а даже в небольших городах. Существую ещё магазины, специализирующиеся на продажах изделий ручной работы, где мастер может арендовать за определенную цену полку и выставлять свои работы. Такие магазины пользуются популярностью и чаще всего располагаются в крупных городах, принимая авторские работы со всей страны по почте. Мне кажется, это очень удобный вариант для тех, кто готов к такому формату. А вообще, самый простой и доступный вариант для начинающих – показывать и предлагать свои изделия коллегам, родственникам, дарить в рекламных целях. Не стоит недооценивать сарафанное радио. И самое главное – важно не боятся продавать и смело называть цену за свою работу.

 

Ключевые слова: интервью с мастером, плетение из бумажной лозы, как плести корзины, как зарабатывать на творчестве, советы от мастера, авторские изделия, изделия ручной работы, бумажная лоза

Виды творчества: Материалы для творчества, Плетение


Еще публикации

Куда сходить в мае? Выставки в Москве и Санкт-Петербурге

Мария Николаева 25 Апрель 2023, 11:10

Развитие и интересный досуг для творческих людей. Анонс актуальных выставок для тех, кто хочет тренировать насмотренность, искать вдохновение, проводить время полезно и с…

Не бойтесь быть дерзкими и ни на кого не похожими!

Ирина Фабер 15 Февраль 2015, 19:44

Интервью с дизайнером шляпок и вуалеток Натальей Солнцевой.

Выпускной бал. 6 простых правил для создания красивого и запоминающегося образа

Мария Николаева 11 Апрель 2023, 11:20

Как подготовиться к выпускному без спешки и создать незабываемый образ.

Вязание - узорные варежки, традиции

Оксана Оксана 10 Ноябрь 2016, 06:59

Когда пришла пора задуматься о зимних варежках и перчатках, то всегда можно связать изделие своими руками. Достаточно иметь желание, навыки и чуточку…