
Надежда – художник по призванию и образованию. Она часто рисует на различных поверхностях и предметах, превращая их в удивительные произведения искусства.
– Надежда, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Как Вы начали заниматься творчеством?
– В моей истории не было какого-то видимого рубежа, когда я вдруг начала заниматься творчеством. Я рисую буквально с тех пор, когда начала себя помнить. С очень раннего детства это является для меня единственным способом какого-то взаимодействия с миром, способом выразить, что я чувствую, что я сегодня люблю, о чём мечтаю, к чему стремлюсь. У меня высшее художественное образование – художник-постановщик театра кукол, окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства и много лет работала в различных театрах по всей стране.
– Сейчас творчество – это Ваш основной заработок?
– Конечно, нет, потому что прожить на то, что я получаю с продажи собственных работ — невозможно. Может, у кого-то и получается, но я таких людей не знаю. В моём окружении таких счастливчиков нет. Ну и я, слава Богу, как театральный художник, очень-очень много ещё чего умею делать ручками. Я постоянно учусь, ищу ещё какие-то новые способы заработка, смежные или как-то приближенные к моей профессии.
– Как было бы правильнее назвать то, чем Вы сейчас занимаетесь: художник, декоратор, дизайнер?
– Мне не очень интересно давать тому, чем я занимаюсь, какое-то точное определение или название. Не дизайн точно, скорее ДПИ (декоративно-прикладное искусство), но уже и из этих рамок я чувствую, что вылезаю, мне уже в них тесно. Что там будет потом, одному Богу известно.
– Работа над каким из Ваших изделий запомнилась больше всего? И есть ли у Вас любимое изделие, которое не готовы продавать?
– Самая запоминающаяся работа у меня была по росписи огромного сундука. Он был настолько большой, что я могла спокойно залезть в него целиком, закрыться и жить там. В результате для замечательной семьи получился такой весёлый, красивый и очень яркий сундук. Я надеюсь, что он их радует всё это время. Работ, с которыми я не могла бы расстаться, у меня нет – со всем расстаюсь очень легко. Как только я закончил работу, я готова к тому, что она уйдёт, потому что работы должны уходить, чтобы приходили новые.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашей мастерской. Что это за пространство и где оно располагается?
– Мастерской как таковой у меня нет. Я работаю там, где живу – это небольшая комната в старинной коммуналке на Васильевском острове. Это мой маленький мирок, где уютно, где мне спокойно, где всё, как я люблю и как мне удобно.
– С какими материалами Вы работаете и что можете порекомендовать начинающим художникам?
– Я пишу в основном темпером по дереву, иногда акрил. С холстами и картинами маслом у меня как-то не срастается, не дружу я ни с тем, ни другим. А начинающим художникам могу посоветовать искать что-то своё, пробовать и экспериментировать. У каждого свой путь.
– Какие изделия ручной работы Вы чаще всего приобретаете для себя?
– Я очень люблю авторские украшения и у меня их очень много. Мне кажется, других даже и нет практически. Благо сейчас огромное количество всяких маркетов, ярмарок и фестивалей, куда можно прийти и познакомиться с мастерами, посмотреть их изделия, примерить и приобрести. Так что я довольно часто, если есть возможность, приобретаю что-нибудь для себя: какую-нибудь новую брошь, кольцо, подвеску. Больше всего у меня брошей и серёг. Я очень люблю украшения с юмором, и вот как раз среди авторских изделий можно найти что-то такое совершенно уникальное.
– Кто Ваши покупатели и для каких интерьеров подходят Ваши работы?
– Покупатели у меня самые разные, за все эти годы кого только не было, поэтому сложно так прям конкретно сказать. В основном, конечно, это женщины. Мужчины среди моих покупателей встречаются довольно редко. Что касается интерьеров, есть работы, которые подходят, допустим, только для загородных домов и которые будут смотреться особенно хорошо в большом пространстве загородного дома. Однако, в принципе, если работа греет, если она вам нравится, если при взгляде на неё чувствуется, что что-то откликается, то её можно вписать при желании практически в любой интерьер, тем более что многие мои работы имеют достаточно компактный размер и каждую из них удобно поставить где-нибудь на полочку, чтобы она вас радовала.
– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?
– Вдохновляют хорошие фильмы, хорошие книги, хороший театр; обязательно талантливые люди, по-настоящему увлечённые своим делом, живые, ищущие. Да много чего, жизнь вдохновляет. Кто меня поддерживает? Да, никто. Я сама себя поддерживаю. Однако, честно говоря, не могу сказать, что я особо в этом нуждаюсь. Я всегда шла каким-то своим путём, никогда никого не слушала. Всё, к чему я сегодня пришла, и чего я добилась и не добилась – это всё последствия исключительно моего собственного выбора.
– Какие ещё виды творчества Вам бы хотелось освоить?
– Я, как профессиональный кукольник, могу делать многое: шить, вязать, вышивать, валять, резать по дереву, лепить, работать на токарном станке, лобзиком… Могу даже татуировку сделать! Пару месяцев назад освоила азы новой профессии – художник по гриму в кино. Я постоянно учусь, осваиваю что-то новое. Поскольку часто сотрудничаю с различными театральными проектами в качестве художника-бутафора, то постоянно пробую работать с новыми материалами и технологиями. Так что на данный момент у меня нет какого-то конкретного желания что-то еще освоить. Всё само придёт, жизнь, как говорится, заставит.
– Как Вы относитесь к критике?
– Ну, во-первых, смотря от кого, а во-вторых, честно говоря, мне это просто неинтересно.
– Какая у Вас творческая мечта?
– Творческая мечта есть, и даже не одна. В диапазоне от самых простых до совсем прямо запредельных. Я могу рассказать про одну из них. Ещё полтора года назад я задумала выставку по «Мастеру и Маргарите» для музея-театра «Булгаковский Дом» в Москве. Дело в том, что с этим произведением у меня связано очень много личных моментов и мне есть, что сказать по этому поводу. И в то же время недавно вышел этот чудесный фильм, который как-то очень много всего всколыхнул во мне. С Булгаковским домом мы даже сумели достичь опредедённых договорённостей по срокам, но пока не удалось это всё реализовать, потому что постоянные поиски заработка очень сильно отвлекают от собственных проектов. Я надеюсь, что всё-таки со временем эта мечта обретёт свою реальность и законченность, физическое воплощение, потому что я держу это всё в голове. Что-то потихоньку рождается, может, и не так быстро, как хотелось бы, но в итоге, возможно, эта мечта осуществится. Я надеюсь, что так и будет.
– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как зарабатывать на творчестве.
– Какой я могу дать совет, если я сама не знаю, как зарабатывать на собственном творчестве? Уверена, что вопрос заработка точно не должен стоять во главе всего, особенно для начинающих художников. Единственное, что я могу сказать – главное, верьте в себя.