Интервью с Лидией Рябининой. Ткачество на дощечках. Возрождение забытого ремесла


Рубрика: Интервью

Интервью с Лидией Рябининой. Ткачество на дощечках. Возрождение забытого ремесла
Интервью с Мастером.

Лидия – мастерица из Челябинска, которая занимается ткачеством на дощечках уже около 10 лет. Она любит своё ремесло и мечтает сделать этот вид рукоделия узнаваемым и популярным. 

– Лидия, расскажите, пожалуйста, как Вы начали заниматься творчеством и почему выбрали для себя такое редкое и интересное направление.

– Творчеством я занималась всегда: много лет ходила в студию ИЗО, позже увлеклась плетением фенечек. Тогда это направление пользовалось популярность, и я очень полюбила этот вид творчества – постоянно плела из цветных ниток красивые браслеты, которые носила сама и дарила друзьям. Уже в студенческие годы я занималась в клубе исторического фехтования «Золотой сокол»‎ и одному из соклубников, увлекающемуся исторической реконструкциями, для скандинавского костюма понадобилась тесьма, сотканная на дощечках. Он предложил мне сделать дощечки и изучить это направление, чтобы я смогла соткать тесьму для него. Мне стало интересно, я начала искать информацию в интернете, взяла у знакомой урок по ткачеству на сволочке, начала делать на дощечках первые тесёмки, и меня это очень увлекло. По сравнению с плетением фенечек, ткачество – более быстрый способ работы, особенно если я хочу сделать что-то более длинное, чем просто браслет. Я стала получать заказы от соклубников на тесьму для стилизованных костюмов. Так, параллельно с учёбой в университете, ткачество на дощечках стало моим хобби.

– Как Вам сейчас помогает в творчестве полученная профессия?

– Училась я не на ткача. У меня высшее образование – инженер-строитель промышленного и гражданского строительства, и пять лет я отработала по специальности. Всё это время ткачество оставалось увлечением, которое приносило небольшой доход. Однажды я поняла, что не вижу себя дальше в офисной работе и решила уйти в свободный творческий полёт. Около года я искала себя, параллельно подрабатывая по специальности, и в итоге решила, что хочу заниматься именно ткачеством и развитием мастерской. Не могу сказать, что для меня годы обучения в институте прошли зря. За время учёбы у меня сформировалось инженерное мышление, которое помогает мне очень хорошо систематизировать информацию. Я люблю собирать материал, глубоко копать и выстраивать полученные знания в чёткую систему. Ученики, изучая мои курсы и книги, как раз отмечают этот навык. Умение систематизировать информацию позволяет мне давать материал структурировано и понятно, без воды, по алгоритмам. Работая по специальности, я освоила программу AutoCAD, и сейчас продолжаю активно её использовать, если необходимо спроектировать выкройки, сделать какие-то чертежи, разработать инструменты. У меня появился 3D-принтер, на котором я печатаю инструменты для ткачества, самостоятельно разрабатывая модели в AutoCAD. Конечно, это не самая целевая программа для работы с 3D-моделями, но я это умею и хорошо ориентируюсь в программе. Поэтому всё не зря, и мне очень помогает моя профессия.

– Расскажите о Ваших пособиях по ткачеству. Сколько времени прошло от появления идеи до печати? И когда ждать большую книгу Вашего авторства?

– Мне сложно сказать, сколько времени прошло от появления идеи. Я давно хотела начать делиться информацией. Ещё на первых этапах работы моей мастерской, где-то в 2017 году, когда ткачество было в формате хобби, я проводила очные мастер-классы среди друзей. В 2020 году я провела первый онлайн-марафон по ткачеству на дощечках, это был социальный проект для поддержки людей, оказавшихмя дома взаперти, когда всё закрылось в пандемию. Сначала это был бесплатный марафон в формате прямых эфиров, затем я оформила всё в единый PDF-файл, чтобы людям было удобнее ориентироваться. Мне стали поступать запросы на создание подборок схем для ткачества. Я начала придумывать разные тематические подборки, и одна из них была для тех, кто только начинает знакомиться с этим ремеслом. Мне не хотелось ограничиваться простой подборкой схем, и я решила ещё добавить туда обучающую информацию и, соединив краткое содержание марафона со схемами, сделала файл в виде руководства по ткачеству. Я провела опрос среди подписчиков, нужно ли эта информация в печатном виде, и люди сказали, что ждут такой формат. У меня появилась идея написать большую подробную книгу, но пока я решила начать с пособий. Постепенно я начала дополнять теорией собранные раньше материалы, оформлять файлы и выводить их на печать. В конце 2022 года у меня вышла первая печатная методичка в помощь начинающим, тогда же вышла и методичка по треугольным дощечкам. Пока я не сотрудничаю с издательствами и печатаю все материалы через типографию, но когда-нибудь я надеюсь, что всё-таки смогу объединить несколько своих методичек и информацию, которую я даю на курсах, и уже пойти с этим материалом в издательство для печати своей большой книги.

– Какими видами ткачества Вы владеете?

– Я знакома с разными техниками ткачества, и дощечки – это моя главная любовь, они для меня особенные. Начинала я с того, что попробовала ткачество на ниту, на сволочке. Если честно, пояс, который я училась ткать в этой технике, так и не доделан до конца, но технологию работы и теорию я знаю, и даже участвовала в записи мастер-класса по этой технике. Кроме дощечек, у меня есть лентоткацкий станок, а также широкий станок для ткачества тканей, на которых я проходила обучение и работала в разных техниках, изучала прядение. Некоторые техники я знаю только в теории, но в целом понимаю, как это работает. В какой-то момент я даже делала небольшие рамки для ткачества, на которых отрабатывала гобеленовые техники и стандартные полотняные переплетения. У ткачества на дощечках тоже есть множество разных техник. Дощечки – это просто инструмент, который представляет большой простор для творчества, и в этом направлении я знаю гораздо больше техник. Дощечки бывают разных форм, и я осваивала разные варианты работы с ними. Я выпустила методичку «Семь техник ткачества на дощечках», и это далеко не всё. 

– Какие инструменты и материалы нужны для ткачества на дощечках? Что лучше купить тем, кто впервые хочет попробовать этот вид техники?

– Одно из главных преимуществ этой техники в том, что здесь не нужны какие-то сложные инструменты. Если вы хотите попробовать и не уверены, что потом будете этим заниматься, можно ничего не покупать, кроме пряжи. Достаточно вырезать дощечки из пластиковых карточек: обрезать их до квадрата, сделать 4 дырочки – и готово. Для самых простых схем будет достаточно 10-12 штук. Я начинала знакомство с техникой именно с таких. Также дощечки можно вырезать из тонких пластиковых досок, картона. Это не самый удобный и долговечный вариант, однако такие подручные средства вполне сгодятся для создания ваших первых инструментов. В качестве материала на начальном этапе лучше использовать обычную толстую хлопковую пряжу для вязания.

– Ваши покупатели – кто они? И какие изделия Вашего производства пользуются наибольшим спросом?

– У меня разная аудитория. Есть направление создания инструмента для ткачества и обучения, и отдельно – само ткачество. Первая категория – это люди где-то от 30 лет, а иногда встречаются даже бабушки, которыми я искренне восхищаюсь, потому что в таком возрасте бывает сложно разобраться с онлайн-образованием. Но они большие молодцы: изучают что-то новое, осваивают такую сложную тему, как работа с компьютерами и телефонами, и делают потом авторские изделия не только для своих близких, но и на заказ. Также ткачество актуально для исторических реконструкторов и тех, кто в целом увлекается различными ремёслами. С продажей готовой продукции моего производства всё немного сложнее. До 2022 года основной моей аудиторией были зарубежные покупатели. Моя рябиновая карта посылок имеет широкую географию: от Аляски до Новой Зеландии. Отдельная категория – это владельцы собак. Я создаю ошейники и амуницию для собак, и в России, когда я активно занималась развитием этого направления, продажи шли неплохо. Пояса с различной славянской символикой покупают люди, увлекающиеся исторической темой и славянизмом, часть изделий у меня заказывают реконструкторы. Я стремлюсь делать что-то более современное, внедрять ткачество в современную жизнь, но здесь я пока не очень преуспела. Изделия, выполненные в технике ткачества на дощечках, ещё не очень понятны широкой аудитории. На фестивалях наибольшим спросом у меня пользуются браслеты. Это доступная по цене для широкого круга людей вещь. Их покупают дети, подростки и взрослые люди в качестве сувениров. Я думаю, что всех моих покупателей объединяет творческая жилка, они не боятся быть яркими и добавлять интересные акценты в свой образ.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте участия в фестивалях.

– Опыт участия в фестивалях у меня большой: были и успешные фестивали, и не очень. Когда я только начинала заниматься ткачеством, искала себя, бывали даже такие дни, когда вообще ничего не продавалось, но были и фестивали, на которых изделия мастерской «Рябиновое варенье» пользовались хорошим спросом. Например, на фестивале «Уральский хоровод» как раз собрались люди, увлекающиеся славянской темой, и они с удовольствием покупали пояса и браслеты с различными орнаментами. Мой любимый и самый знаковый – Бажовский фестиваль, на который я стараюсь ездить почти каждый год. Для меня он про общение, про то, чтобы показать себя миру, чтобы люди меня уже как-то узнавали. Оттуда приходят и мои замечательные ученики, люди берут визитки и обращаются уже впоследствии за обучением, инструментами или новыми изделиями. Это такое уютное место, где с каждым годом у меня появляется всё больше знакомых и куда очень приятно вернуться снова. Благодаря своим знакомым, увлечённым реконструкцией, я получила интересный опыт, пару раз посетив фестиваль «Южный Рубеж», который проходит в нашей области. Сейчас у меня маленький ребёнок и стало сложно активно куда-то выезжать, поэтому я могу найти время только на некоторые фестивали. Из последних – проходящий в Свердловской области фестиваль «На зелёной горке холст ткут», куда я снова планирую поехать в этом году. На этом фестивале я проводила мастер-класс и нашла очень тёплую аудиторию, а также общение с коллегами. Очень приятно было познакомиться с мастерами лично. Я надеюсь, когда ребёнок подрастёт, смогу ездить чуть подальше и почаще. Хочу посетить фестивали исторической реконструкции и в целом посмотреть более удалённые от Челябинской области мероприятия.

– Какие ещё виды творчества Вы хотели бы освоить?

– Их очень много. Хотелось бы побольше уделить времени прядению, ткачеству на станке широких тканей, освоить кружевоплетение на коклюшках, для меня это вообще что-то магическое. К сожалению, времени сейчас на всё не хватает. У меня двухлетний ребёнок и, конечно, в приоритете материнство. Но когда-нибудь найду время и на новые увлечения.

– Как Вы относитесь к критике?

– С критикой я сталкивалась редко. В целом конструктивную критику, когда человек может конкретно указать на какие-то ошибки, а не просто эмоционально выразить своё мнение, я воспринимаю положительно. Но бывает и сложные моменты. Я постоянно нахожусь в психотерапии, это помогает проработать разные вещи и, в том числе, правильно себя оценивать как мастера и продавца. Конструктивную и объективную критику я стараюсь воспринимать как помощь, руководство к действию. Обычно она звучит необидно, просто ты понимаешь, что тебе есть ещё над чем поработать, и можешь поблагодарить человека. С агрессивной критикой я пока не сталкивалась, но думаю, что такая подача меня может выбить из колеи. Сейчас я начала работать с маркетплейсом Ozon, где сталкиваюсь в совершенно разными категориями людей. Бывает немного обидно читать отзывы, которые написаны неконструктивно, не по теме, или когда человек снижает оценку вообще без какого-то комментария. Конечно, это задевает, но я всё-таки стараюсь концентрироваться именно на хорошем, на положительных отзывах, и не унывать.

– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?

– Сейчас больше всего меня вдохновляет сообщество, которое образовалось в моей основной группе ВКонтакте. Там есть чат ткачей, где мы общаемся с единомышленниками, есть чаты по обучению, где царит очень тёплая атмосфера. Также вдохновляют отзывы людей: это мотивирует на работу, поддерживает. Мне очень интересно заниматься творчеством, я стараюсь искать какие-то новые грани у ручной работы, это очень зажигает. Вдохновляет, когда у меня получается разгадать очередную ткацкую загадку. Поддерживает меня семья, мой муж. Иногда, наверное, ему бывает тяжело со мной, потому что не всегда получается добиться уверенных финансовых результатов, но он всегда готов поддержать любую мою затею. Например, муж помогает мне в изготовлении инструментов. Ну и, конечно, поддерживает профессиональное сообщество ткачей, мои замечательные коллеги обязательно скажут слова поддержки и помогут.

– Каким Вы видите своё дело через 10 лет?

– Я не загадывала так далеко, ведь даже сейчас не всегда знаю, что будет завтра. Но у меня есть мечта: хочу, чтобы ткачество во всех своих направлениях стало таким же популярным, как, например, вязание. Если вы зайдёте в любой онлайн-магазин товаров для творчества, то вряд ли найдёте там раздел с ткачеством. Если вы захотите поговорить об этом виде творчества со случайным человеком с улицы, он тоже вас, скорее всего, не поймет. В лучшем случае представит бабушкин ткацкий станок. Мне бы хотелось, чтобы ткачество вышло на новый уровень узнаваемости и стало понятно людям. Также я хочу продолжать проводить мастер-классы и надеюсь, что через 10 лет уже выпущу свою книгу. Ещё мне бы хотелось, чтобы со временем у меня появился штат своих подмастерий и учеников, которые бы помогали мне в работе. Одной бывает тяжеловато уже сейчас. У меня есть помощницы в других городах, но хотелось бы найти людей для мастерской именно из Челябинска.

– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как сделать своё хобби источником заработка.

– Чтобы начать зарабатывать, нужно воспринимать творчество уже не как хобби, а как полноценную работу. Вам придётся работать не пару часов в день, и может даже не 8, а гораздо больше. При этом нужно обязательно уделять время себе, искать варианты, как не выгореть с такой работой. Важно иметь стратегию развития, понимать ценообразование и много учиться. Вам нужно будет охватить множество сфер: не только свой вид рукоделия, но ещё и продажи, которые включают в себя умение красиво фотографировать, правильно подать информацию, вести соцсети, уметь продавать, возможно, участвовать в ярмарках. Предстоит очень большая работа именно в плане своей проявленности в мире. Нужно не бояться себя продавать, не бояться хвалить себя, нужна определённая психологическая подготовка. Многие люди нашего поколения опасаются назвать большую цену, говорить о том, почему нужно купить именно их товар. Учиться лучше не где-то по крупицам самостоятельно, а у экспертов. Вам нужно подготовить какую-то финансовую подушку. Я училась сначала на бесплатных курсах, потом начала вкладывать деньги в своё развитие, однако лучше сразу идти на какие-то хорошие платные курсы по рекомендациям. Если вы уходите со стабильной офисной работы в мир творчества, не нужно считать, что вы начинаете всё с нуля. У вас уже есть какие-то навыки, связи, умение. Можно опираться на свой опыт, развивать сильные стороны, не забывая и о слабых. Поэтому мой главный совет – это учиться, и воспринимать выбранный вид творчества, как серьёзный бизнес.

 

Ключевые слова: интервью с мастером, инструменты для ткачества, ткачество на дощечках, книга по ткачеству, как научиться ткать, как монетизировать хобби

Виды творчества: Ткачество


Еще публикации

Валяние из шерсти для начинающих

Оксана Оксана 5 Декабрь 2016, 10:10

Одно из древнейших рукоделий — фелтинг или фальцевание шерсти стало популярным и в современном обществе. Изделия, выполненные из валяной шерсти умелыми мастерами пользуются большим спросом во всем…

Виды творчества для взрослых и детей. 10 идей для совместного досуга

Мария Николаева 20 Апрель 2023, 11:06

Как можно интересно и полезно провести время со своим ребёнком.

Бохо. История возникновения и особенности стиля

Мария Николаева 28 Сентябрь 2023, 09:24

Стиль, рождённый свободой.

Русское народное творчество. Промыслы. Жостовская роспись

Мария Николаева 2 Февраль 2023, 19:18

Об истории жостовского промысла и технологии изготовления подносов.