Татьяна создаёт из сухоцветов и винтажных предметов декор в ботаническом стиле. А ещё она рисует растения и придумает на основе авторских изображений удивительные ботанические истории. В своём сообществе «Цветочек Маленький» Татьяна рассказывает о творчестве и делится секретами мастерства.
– Татьяна, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Как Вы начали заниматься творчеством и чем Вас привлекла ретроботаника?
– В 2013 году я уволилась с найма и решила себя найти в каком-то виде творчества, мне хотелось этим зарабатывать. Попробовав разные направления, в итоге я увлеклась созданием реалистичных цветов из фоамирана. Мне нравилось, что из плоского листа получалось что-то объёмное, привлекла практичность материала, его лёгкость, но и прочность при этом. Я начала экспериментировать, воплощать свои идеи, и в результате появились броши из фоамирана в виде цветочков, клевера, сухоцветов. Чтобы мои работы выглядели более реалистично, я изучала цветы, рассматривала фотографии, и, если можно было добыть сам этот цветочек, даже разбирала его на части. Я успешно продавала свои работы через интернет. Заказов было достаточно, но на создание каждой броши уходило много времени, поэтому я не успевала как-то масштабировать свои идеи и творчество. В таком комфортном и небольшом творческом темпе я проработала лет пять, а потом плавно переключилась на ботанический рисунок, графику. Все знания, которые я получила во флористике, мне удалось перенести в рисунок. Я начала с зонтичных сухоцветов, к которым всегда была неравнодушна. Готовые работы сканировала и тонировала их в кофе, чтобы добиться эффекта состаривания. В результате получались бумажные наборы, которые можно применять для фотосессий и создания определённой атмосферы. Кстати, в пятом классе я ходила на флородизайн, где нас учили составлять работы из сухоцветов, и даже заработала в 10 лет свои первые деньги, когда преподаватель продал на ярмарке моё панно. Возможно, ещё с тех пор началось моё увлечение засушенными растениями. Мне нравится весь растительный мир, а особенно сухоцветы, зонтичные, коробочки, что-то миниатюрное. На мой взгляд, сухоцветы выглядят очень трогательно, они вызывают чувство ностальгии, сохраняют какую-то память, это цепляет мою душу. Отсюда и любовь к вещам с историей – с какими-то потёртостями, следами быта. Когда на них смотришь, сразу представляешь, как ими пользовались. В итоге у меня получилось соединить сухоцветы, рисунок и винтажные вещи. В ретроботанике я объединила винтажное направление и свою любовь к растениям.
– Ваши подписчики и покупатели – кто они?
– Первыми покупательницами стали рукодельницы, которые тоже работали в винтажной теме, те, кто занимался скрапбукингом, теддисты, мастера-кукольники. Позже, когда я начала работать над композициями с вещами из прошлого, мои работы начали покупать люди, которым просто близка винтажная тема, те, кому интересны винтажные истории. Среди моих нарисованных работ стали популярны открыточки и наборы карточек, круг покупателей расширился до тех, кому просто близка ботаническая тема и кто любит дарить радость людям, мои карточки часто приобретали в дополнение к основным подаркам. Мне кажется, что мои покупатели – это любители ботаники, природы, люди, которые любят чувствовать вещи, соприкасаться с ними, те, кто испытывает ностальгию при взгляде на вещи из прошлого. Материнство сыграло роль фильтра: сейчас у меня осталось время только на самую любимую работу – рисунок и комплекты с историей, их немного и они быстро находят своих покупателей. Хорошо, что есть ценители этого вида творчества. Изделия ручной работы в ботанической тематике – это островок спокойствия, они помогают сохранить гармонию в душе и найти опору в этом переменчивом мире.
– Где сейчас можно увидеть и приобрести ваши работы?
– У меня есть творческое сообщество ВКонтакте и канал в Телеграм. После рождения ребёнка активность немного уменьшилась, но сейчас я потихоньку возвращаюсь. Иногда бывают периоды затишья, но случается, что находит вдохновение, и я пишу по несколько постов день. У меня нет контент-плана, я веду свои сообщества интуитивно, по велению сердца.
– Какие из Ваших изделий пользуются наибольшей популярностью и что нравится лично Вам?
– Моя ретроботаника начиналась с бумажных наборов и сухоцветов, которые я закрепляла на картоне или другой основе с помощью салфетки и акрилового лака. Я люблю всё практичное и стараюсь, чтобы детали моих работ были надёжно закреплены. Я компоновала в наборы свои тонированные рисунки и работы с сухоцветами. После рождения ребёнка остался только рисунок и винтажная история. Рисунок меня расслабляет и дарит ресурс, иногда я рисую просто для души, создаю тематические серии и формирую наборы карточек. Уже три года подряд я оформляю календарь со своими зарисовками и наблюдениями о природе. А винтажная история – это более творческое дело, я не планирую заранее какие-то работы и не думаю о том, что получится в конце, просто творю в своём темпе, получая огромное удовольствие от процесса, однако на них всегда сразу находятся покупатели и даже есть небольшая очередь. Основой для такой композиции служит ёмкость – это может быть коробочка, подносик, тонированная деревянная тарелочка. На этой основе находят место различные интересные вещи – пузырьки, ключики, перья от первых ручек, камушки и другие фактурные природные материалы. Хрупкие элементы я стараюсь размещать в склянки. Иногда делаю бирки с подписями. О принципах составления таких композиций я рассказываю в своём блоге. Я стараюсь, чтобы вся композиция смотрелась гармонично и интересно, чтобы объект воспринимался целостно, а потом уже взгляд начинал останавливаться на деталях. Получается, что у меня есть два любимых вида творчества, между которыми я легко переключаюсь, и оба они пользуются спросом. Карточки – более бюджетная тема, винтажная история, конечно, подороже, но я и делаю их значительно дольше и реже.
– Где Вы берёте материалы для творчества?
– Для меня материалы для творчества – это ещё один вид личной медитации. Природные материалы я собираю сама, стараюсь нести домой всё, за что цепляется взгляд. Чаще всего это небольшие детали: веточки, коробочки, камушки, кусочки коры, растения. Это могут быть даже крылья бабочки, а однажды я нашла крылья стрекозы. Винтажные вещи я покупаю в определённых аккаунтах и на блошиных рынках, через «Авито». Начинала я с пузырьков и постепенно стала обращать внимание на интересные вещи, которые раньше и не привлекли бы моего внимания, из последних находок: клавиша от печатной машинки, старые шахматные фигурки, маленькие ложечки, старые прищепки, на которых можно наклеить какую-то фразу.
– Какое у Вас любимое растение?
– Мои любимые растения – полевые сухоцветы. Мне кажется, у них особенная, скромная красота. Это всевозможные коробочки, стручки и зонтичные. Главный фаворит – это, наверное, коробочки мака, которые меня привлекают в любом виде.
– У Вас есть какие-то ритуалы или привычки, которые помогают сосредоточиться на творчестве? Как проходит рабочий процесс?
– Наверное, единственный ритуал – это расчистить пространство. Если не идёт работа, я освобождаю рабочее место и просто начинаю делать. Бывает такое настроение, что ничего не хочется, и кажется, будто совсем нет вдохновения. Я знаю об этой своей особенности и в этом случае просто принимаюсь за работу. Например, сажусь рисовать для удовольствия, не ставя перед собой никаких коммерческих задач, увлекаюсь и могу очнуться, когда в процессе уже создаётся новая коллекция или направление. Однако больше я люблю, когда внутри рождается искра, какая-то идея, я стараюсь тут же воплотить эту идею, пока не ушла мысль, пробую сделать хотя бы набросок, составить план дальнейших действий. Это и есть настоящий творческий процесс. Я хорошо умею срисовывать, это моя сильная сторона. Если у меня есть какая-то тема для рисунка, я начинаю думать над образами, что-то накидывать. Могу пойти искать вдохновение среди фото своих работ. Однажды я хотела нарисовать курочку, но стилизация, особенно животных, не всегда мне удаётся, поэтому у меня это собирательный образ. И вот у подруги увидела слепленных ею курочек и поняла, что нашла для себя образец. Спросив у подруги разрешения и пропустив материал через себя, я получила нужный результат. Часто я просто вижу что-то красивое, и мне хочется воплотить это на бумаге. Рисую я просто, без каких-то техник и правил, начинаю с любой точки и всё получается. Композиции складываются в своём темпе, часто это дело даже не одного дня. Изначально выбирается какая-то коробочка. Я просто ставлю её на творческий стол и постепенно заполняю разными элементами, меняю что-то, думаю об этой композиции, перебираю детали и возвращаюсь вновь. Так, со временем, собирается интересная винтажная история, где каждый элемент дополняет друг друга.
– Из каких этапов состоит работа над изделием в ботанической технике? Расскажите, пожалуйста, на примере любого изделия.
– Я расскажу на примере ботанических панно, к работе над которыми хочу вернуться в ближайшее время, мне очень нравится это направление. По данной теме у меня осталось много заготовок и я обязательно найду им применение. Всё начинается с заготовки гербария. Для создания интересной композиции нужно использовать разные растения: удлинённые и широкие, зонтичные, травинки, цветочки. Отличия должны быть не только по виду растений, но и по форме, фактуре. Важен постоянный поиск, фокус внимания, чтобы увидеть какое-то растение и понять, что надо засушить. Пожалуй, сбор материала – это основная часть работы. Потом выбирается формат композиции и начинается уже составление самой истории. В одном панно я придерживаюсь единого направления – это может быть история про лес или поле, или же можно выбрать в качестве главной темы определённое время года. Важно, чтобы не было резонанса. Из отобранных и подготовленных материалов я начинаю складывать историю. Иногда она получается сразу, но бывает и так, что приходится менять всё несколько раз, пока не добьюсь нужного результата. Затем я приклеиваю каждое растение к основе капельками клея, потом накрываю его салфеткой, смачиваю её водой и быстро прохожусь матовым акриловым лаком. Когда лак высохнет, я приклеиваю основу с закреплёнными на ней сухоцветами на более толстый картон или фанеру, оформляю раму. Я люблю делать панно на подвесах в виде старых учебных плакатов с реечками сверху и снизу. Если говорить о сухоцветах в склянках, в основе тоже идут разные природные материалы: сухая гортензия, серёжки тополя, семена вяза, коробочки мака, цветы тысячелистника, душицы. Материалы могут быть разными по фактуре, размеру и цвету, однако тоже остаются в рамках одной истории. Например, в композиции про осень будут гармонично смотреться цветы гортензии, соседствующие с коробочками мака, ещё можно добавить каких-то семян.
– Расскажите о Вашей мастерской. Каким должно быть идеальное рабочее пространство?
– Моя мастерская – это отдельная комната в нашей квартире, будущая детская. Однако пока сын полноценно её не занял, это всё-таки больше помещение для творчества. В комнате стоят два стола: один – красивый письменный, за которым я работаю, второй – советская книжка, который я использую для технических моментов, когда надо что-то порезать или затонировать, там же стоит компьютер. Ещё в комнате стоят пять обычных деревянных стеллажей, на полках которых хранятся материалы: бутылочки, скляночки, сухоцветы и другой творческий материал. Также у меня есть старый шкаф, который полностью забит коробками с природными элементами: палочками, шишками, желудями. Я считаю, что это помещение идеально, потому что меня окружает то, что я создала. Всё пространство наполнено вдохновляющими деталями, у меня перед глазами много различных предметов, которые я использую в своих творческих историях. Комната находится на солнечной стороне, свет падает слева, что хорошо для рисунка, да и для фотографий тоже. Если всё же планировать мастерскую вне дома, то это должна быть комната с высокими потолками и большими окнами, такая же светлая и уютная, как моя домашняя мастерская. Однако работа в ней должна идти более продуктивно, ведь там я не буду отвлекаться на бытовые дела.
– У Вас был опыт сотрудничества с другими мастерами?
– У меня было два творческих союза. Первый – с моим учителем по ботанической графике. В год пандемии мы решили создать творческий тандем, который назывался «Вторая жизнь растений». Оля показывала, как рисовать, я рассказывал о том, как заготовить растения и тоже показывала, как рисовать свою часть. Идея была такая: мы срываем натуру, её рисуем, сушим и потом из этих сухоцветов создаём ботаническое панно. Проект получился очень душевным. Во втором творческом союзе я выступала в качестве мастера на выездном мероприятии, которое длилось 4 дня. Мы ездили в горы Кавказа, в Теберду. Я проводила два мастер-класса – по рисунку и по пошиву текстильного грибка. Очень вдохновляющее мероприятие, и я даже попросилась на роль спикера и в этом году, если пройду отбор, то будем рисовать.
– Какие у Вас творческие планы? Каким Вы представляете своё дело через 5 лет?
– У меня нет какой-то конкретики и амбициозных целей. Я просто знаю, что моё дело будет существовать в пределах ботаники, природных материалов, сухоцветов, винтажных вещиц. Это то, что я чувствую, откуда приходит вдохновение и именно в этих направлениях у меня будут какие-то проекты. Все эти пять лет я хочу издавать ежегодный календарь, карманные календарики, карточки, наборы открыток. Ещё я хочу запустить новое направление – это стикерпаки с моими рисунками. Также есть идея издать отрывной или перекидной календарь на каждый день со своими ботаническими зарисовками, наблюдениями о природе, о том, как можно использовать природные материалы в окружающем пространстве. Эту идею я обдумываю уже несколько лет и чувствую, что в ближайшее время она должна начать сбываться. После календаря я хочу издать книгу со своими наблюдениями о природе и растениях, в которой будут интересные факты о растениях и декоре с помощью природных материалов. Например, что листик купины осенью приобретает леопардовый окрас, а маньчжурские орехи лучше собирать по весне, когда шкурка спреет и её будет легко отделить от орешка. Также по осени у страусиного папоротника можно нарезать красивые ваи. Я знаю много интересных фактов о сборе растений, их заготовке и применении. Этот материал я хочу проиллюстрировать своими зарисовками. Идея пока сырая, но мне очень хочется все свои наблюдения и открытия изобразить и запечатлеть в книге.
– Какие ещё творческие направления Вы бы хотели освоить?
– Сейчас у меня пока нет таких желаний, но они появляются всегда как-то внезапно. Если я чувствую тягу к чему-то, я это изучаю. Последним было желание изучить рисунок, потом графику, рисунок с использованием цветного карандаша. Также я как-то брала мастер-класс по созданию ватной игрушки, было интересно. Поэтому в планах пока ничего нет, но если я почувствую какой-то импульс, обязательно пойду на встречу новым знаниям.
– Что Вы можете посоветовать начинающим мастерам, которые через ведение блога о творчестве хотят монетизировать своё увлечение?
– Важно, чтобы каждый творческий человек был искренен, пропускал свой продукт через себя, доверял себе, изучал свои сильные стороны, свои особенности и развивался. Если попробовали и что-то не пошло, не отчаивайтесь. Возьмите паузу, присмотритесь, поменяйте что-то, подумайте, как вы отражаетесь в вашем продукте. Например, я люблю рисовать некрупно, при этом уделяя много внимания деталям. Я ничего не выдумываю, просто переношу своё видение мира в рисунки и композиции. Раньше мне хотелось повесить рисунки в рамку, но это всё мелко смотрится. Значит, такие работы не для стены, а для какой-то небольшой рамочки, которую можно разместить на уровне глаз, либо для карточек, которыми можно дополнить упаковку и использовать в гирляндах. Любите своё дело. Доверяйте себе и будьте верны себе, не отчаивайтесь. Моя любимая фраза: «Помни, что уныние не даёт выполнить дела, посланные небом». Постепенно всё получится. У меня было много проектов, которые я бросала при первых же неудачах. Проанализировав их, сейчас я более терпеливо отношусь к тому, что делаю. Даже за маленький шажочек я хвалю себя и знаю, что это либо перерастёт во что-то крупное, либо всё равно послужит опытом для чего-то другого. Я уверена, что каждый человек видит мир по-своему и важно научиться это видение отражать в своих работах, тогда они будут пользоваться гораздо большим спросом, нежели просто хорошо технически выполненные изделия, продукт будет с совсем другой энергетикой. Не отчаивайтесь, не торопитесь, доверяйте своей интуиции. Слушайте себя, и всё будет хорошо.