Интервью с Асей Синявской. Изделия ручной работы в технике сухого валяния


Рубрика: Интервью

Интервью с Асей Синявской. Изделия ручной работы в технике сухого валяния
Интервью с Мастером.

Ася делает птиц и зверей из шерсти, а также обучает работе в технике сухого валяния. Она создала мастерскую «Синица» – душевное сообщество, в котором оживают скульптуры из натуральной шерсти.

– Ася, расскажите, как Вы начали заниматься творчеством и как в итоге стали мастером в технике сухого валяния.

– Я начала заниматься творчеством в раннем детстве, рукоделие было со мной всю жизнь – занималась керамикой, шила одежду куклам, пробовала разные техники. В 2011 году, учась на первом курсе института, я пришла к валянию. Я целенаправленно искала какое-нибудь интересное творческое хобби, смотрела в интернете, какие виды творчества вообще бывают, и однажды наткнулась на овечку, сделанную, как потом выяснилось, в технике сухого валяния. Мне невероятно понравилась эта работа, и я начала искать информацию – что это, как это называется. И вот так, влюбившись в картинку овечки, начала изучать эту технику самостоятельно. За это время, сделав очень много работ на энтузиазме, на любви к выбранному делу, я пришла к тому уровню мастерства, который есть сейчас. Мне очень хотелось создавать свои изделия ручной работы на должном уровне, это было осознанное решение. Я поставила цель сделать хобби своей профессией, занять свою нишу, заработать имя, собрать портфолио, участвовать в выставках. Мне хотелось развиваться, хотелось, чтобы меня заметили, запомнили, поэтому я сосредоточилась на движении к этой цели.

– Какой была Ваша первая работа, выполненная в технике фелтинг?

– Моей самой первой работой был Муми-тролль в подарок младшему брату. Он был сделан из тонкой мериносовой шерсти, которая была не очень пригодна для работы в технике сухого валяния. Я невероятно рада, что он у меня получился, и несмотря на то, что результат был далёк от идеала, благодаря этой работе я поняла, как сильно мне нравится эта техника. Первые работы я делала именно в подарок родным и близким на разные праздники, что очень мне помогало на начальном этапе – это было моей мотивацией валять больше и пробовать новое.

– Какие материалы и инструменты нужны, чтобы начать создавать валяные изделия ручной работы? С чего начать знакомство с техникой?

– Я очень люблю сухое валяние за то, что можно сделать работу с помощью минимального количества материалов и инструментов. Есть доступный базовый минимум для начинающих. Подложка: для самых первых работ подойдёт толстая поролоновая губка, но будет гораздо приятнее валять, если сшить мешочек из ткани с рыхлым плетением, например, из натуральной мешковины или двунитки, наполнить его рисом, набив не до конца, и зашить. У вас получится тканевая подложка, в которую легко пройдёт игла, не втыкаясь в стол. Я и сейчас часто использую такую подложку. Понадобятся специальные иглы для валяния: лучше не экономить, купить немецкие (самые популярные), английские или японские иглы. Не покупайте китайские, потому что от качества иглы зависит скорость и удобство работы, хорошая игла не будет гнуться и ломаться, и в результате вы получите высокое качество поверхности. Достаточно 2-3 универсальных игл: №38, сечение «звёздочка» (самый ходовой вариант), «треугольник» тоже подойдёт. Также понадобится шесть. Я рекомендую начать работать именно с кардочёсом – это шерсть в виде шерстяной ваты. Шерсть нужна полутонкая, подходящая именно для сухого валяния. Можно использовать латвийский кардочёс, он представлен в большой палитре цветов, работать с этой шерстью очень приятно, поверхность получается ровной. Часто начинают валять из гребенной ленты, потому что она продаётся во многих офлайн-магазинах, но с лентой работать сложнее, и на начальном этапе трудно добиться аккуратной красивой поверхности. Такая работа может не дать ожидаемого эффекта от техники и того удовольствия, которое вы получите от работы с качественными материалами. Шерсти достаточно буквально пару цветов, например, один цвет для основы работы и может быть чёрный цвет для глазок или какой-то другой дополнительный цвет, чтобы смешать их или добавить акценты. Я рекомендую начать с небольших работ размером примерно с ладошку. Это может быть какое-то животное, например, не очень сложное по форме, без плоских и мелких деталей. Проще начинать именно с объёмных работ, а не с брошей. Такой герой прекрасно подойдёт, чтобы понять принцип и набить руку.

– Как сейчас выглядит Ваша мастерская и какой Вы себе представляете идеальную мастерскую?

– Мастерская находится у меня дома, представляет собой рабочую зону с большим широким столом, парой десятков коробок с шерстью и ящичками с инструментами. Для меня удобен такой формат. В роли фотозоны, как правило, выступает кухонный стол, там хороший свет от окна. Конечно, я представляю себе мастерскую мечты: отдельная комната с эркером и большими окнами, или может быть прямо башня с высоким потолком и расписанными стенами, большим столом, красивыми старинными шкафчиками. Очень надеюсь, что моя мечта о такой мастерской когда-нибудь осуществится.

– Какая из ваших работ запомнилась Вам больше всего и почему?

– С самого начала своей профессиональной деятельности я выбрала своё направление – я специализируюсь на птицах: их у меня больше всего в портфолио и меня знают в основном именно как мастера-птичницу. Несмотря на это, самая яркая для меня работа – это совсем не птица, а рак-отшельник, Японский краб, как он у меня называется. Он был создан при интересных обстоятельствах для моего любимого онлайн-проекта. «Шерстяная битва» – конкурсный проект, где нужно было делать работы на заданную тему. Образ именно этой работы пришёл изнутри, он витал у меня перед глазами и очень долго просился, чтобы я его воплотила. Работа шла трудно, я искала этот образ, подбирала детали, и все эти труды каким-то образом передались через изделие – в виде энергии, в виде впечатления, которое оно производит. Работа получилась очень сильная, эффектная и знаковая для меня. Она выиграла в том сезоне в проекте. Также эта работа победила на конкурсе «Золотой Джордж» в 2020 году. Хотя у меня есть и другие любимые работы, но если выбирать одну, то это именно Краб.

– Как Вы начали преподавать? В каком формате сейчас происходит обучение?

– С детства мне нравилось кому-нибудь что-нибудь объяснять и склонность к преподаванию у меня появились ещё в школьном возрасте. Также у меня есть опыт преподавания в университете. К преподаванию именно в валянии я пришла, в том числе, благодаря жизненным обстоятельствам. На тот момент я уже имела достаточно опыта, но было очень страшно начать преподавать, тем более, что я нахожусь в Новосибирске, и нужно было разработать именно онлайн-формат. К реализации этой идеи меня подтолкнуло изменение семейного положения, то есть развод. Появилась необходимость обеспечивать себя самой, а возможность вести обучение стала для меня хорошим способом монетизировать своё творчество и выйти на более стабильный доход. Сначала я провела первый живой мастер-класс, а потом и онлайн-курс. Сейчас я преподаю только в онлайн-формате. Я делаю достаточно сложные работы и люблю очень подробно объяснять, мне сложно упрощать. Я люблю вдаваться в детали, предлагать больше вариантов, поэтому формат живых мастер-классов просто не может вместить весь объём знаний, который я стремлюсь передать своим ученикам. А вот в онлайн-формате можно рассказать больше и показать, как делать интересные и сложные работы. Поэтому я веду обучение в формате прямых эфиров, записываю видео с обратной связью и работаю индивидуально с каждым участником. Сейчас мои курсы базируются на площадке ВКонтакте.

– Чего сейчас в Вашей жизни больше – преподавания или творчества?

– Если говорить о творчестве именно как о создании готовых работ, то, конечно же, преподавания и организации в моей жизни гораздо больше. Однако творчества в моей деятельности всё-таки очень много, потому что и преподавание, и организация обучающих онлайн-проектов предполагают постоянный креатив: придумывание, формирование концепции, подбор цветовой гаммы, интересных материалов, написание текстов к этому всему. Это всё тоже очень творческий процесс, поэтому я чувствую себя подключённой к творчеству постоянно, то есть рутины у меня очень мало. Все мои проекты – это всегда что-то новое, отличающееся от того, что было раньше, с какими-то новыми фишками или новыми темами. Да, сейчас у меня стало больше именно проектов и курсов, поэтому я стала гораздо меньше делать готовых работ, но, если честно, я от этого не страдаю. Я не ремесленник по складу личности, мне сложно делать много именно руками, увеличивать скорость, постоянно выдавать готовые работы. Мне обязательно нужно переключаться на интеллектуальную деятельность. Я чувствую свою реализацию через преподавание, через то, что веду участников моих проектов.

– Сколько времени занимает сопроводительная часть работы – планирование, обучение, ведение соцсетей, общение с заказчиками, отправление заказов?

– Большую часть всего моего рабочего времени. Так как моя работа переросла из хобби, многие задачи я вообще не воспринимаю как работу, потому что они приносят мне удовольствие. Но времени на это уходит действительно много – я могу фоном о чём-то думать, искать вдохновение, продумывать структуру проектов, выбирать новые материалы и подбирать картинки. Это всё тоже относится к работе. Плюс постоянно идёт ведение соцсетей, подготовка контента, выкладывание постов. Я не засекаю, сколько времени это занимает, но если говорить про мой рабочий день, то не более 5-6 часов чистой работы – это тот максимум, который я могу выдержать. Такая творческая деятельность предполагает высокую интенсивность включённости каждый день, может быть, с одним выходным в неделю.

–Как Вы относитесь к критике?

– С одной стороны, у меня уже достаточно большой опыт, и я уверена в себе и в своих работах настолько, что могу относиться к критике довольно спокойно. С другой стороны, я считаю, что критика уместна, когда её просишь, когда за ней целенаправленно обращаешься, спрашиваешь совета. Если я сама обратилась с вопросом, то готова принять с благодарностью то мнение, которое слышу, и, к счастью, вокруг меня сформировалась очень поддерживающее, очень мягкое сообщество, которое уважает личные границы. В кругу своих коллег и учеников, и просто в интернет-пространстве, я чувствую себя очень комфортно просто потому, что никому не приходит в голову критиковать меня в той форме, которая могла бы негативно сказаться на моём состоянии.

– Был ли у Вас опыт сотрудничества с другими мастерами? Случались творческие коллаборации?

– Да, такой опыт у меня есть, как пример – совместное участие в выставках. Это и мои коллеги, с которыми мы разделяли стенд, и мой проект, с участниками которого мы уже четвертый год будем готовить большой совместный проект на живую выставку, а ещё были образовательные совместные проекты. Что касается непосредственно работ, был один случай, когда мы объединялись с моими подругами и коллегами по «Шерстяной битве». Мы впятером сделали одну общую работу, где каждая создала какую-то часть туловища фантазийного существа. Это была смесь кролика, ласточки и капусты – Кролеластопуст. За одну ночь всей командой мы его сваляли, и он ездил с нами на выставки. Этот персонаж и работа над ним – совершенно уникальный случай, потому что мы все из разных городов, но смогли собраться в одном месте и сделать совместную работу.

– Расскажите о вашем авторском проекте. Что такое BOXET FELT?

– Кроме того, что я сама создаю работы и провожу обучение, у меня есть особенный проект, который существует уже 4 года. Его идея в том, что я задаю тему сезона и собираю для участников секретные наборы с материалами. Участники должны, используя материалы из своей коробки, создать авторскую работу на заданную тему. Этот проект уникальный, он не имеет аналогов. Вместе мы создаём целые коллекции работ, привозим их на крупнейшие выставки. Особенность BOXET FELT в том, что в рамках заданной темы получается коллекция, объединенная цветовой гаммой и обязательными элементами, при этом каждый участник реализует себя, делает работу в своём стиле, сам продумывает идею и воплощает её так, как он хочет. В результате получается выставочная коллекция работ, в которых каждый автор очень ярко раскрывается. Конкурсные работы всегда очень высокого уровня сложности, и многие участники в принципе не делают ничего подобного вне этого проекта. Я очень горжусь своим проектом и всеми его участниками. Это уникальный пример, где в конкурентной среде и с ограниченным набором материалов в рамках заданной темы каждый участник получает простор для роста, развития и реализации. В результате создаются коллекции работ, с которыми можно участвовать в крупных выставках и достойно представлять весь проект и каждого автора по отдельности.

– Каким Вы представляете своё дело через 5 лет? Чего хотели бы достичь?

– Сейчас сложно что-то загадывать, но если говорить про мечты – мне бы очень хотелось выйти на новый уровень в плане организации проектов и создания творческого сообщества. Очень хочу, чтобы появилось офлайн-место в формате музея или интерактивного пространства – центр сухого валяния, где будут выставляться работы моих проектов и изделия разных авторов. Это моя большая мечта уже очень давно, и я очень надеюсь, что она осуществится. Также я бы очень хотела работать в направлении современного искусства. Хочу участвовать в выставках, работать с галереями, создавать более сложные по смыслу работы. Сейчас только начала осваивать это направление и очень надеюсь, что через пять лет уже буду чувствовать себя в этом уверенно и смогу называть себя современным художником, работающим с войлоком.

– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как сделать своё хобби прибыльным.

– Могу дать рекомендацию на основе своего опыта. Мне очень помогло то, что на начальном этапе я выбрала свою нишу, поняла свою уникальность и определилась с тем, что мне больше всего нравится – направлением, техникой, стилем, материалами. Задача эта уже сама по себе непростая, но это действительно важно. Второй шаг – выйти на людей, которым будет интересно то, что нравится вам: ищите по тематическим сообществам, позиционируйте себя именно как мастера в этой нише для того, чтобы люди с аналогичными увлечениями увидели в вас профессионала и смогли к вам обратиться. Возможно, советы банальные, но это стратегия действительно работает. Этот путь состоит из большого количества маленьких шагов, но в этом случае вы найдёте и свою уникальность, и людей, заинтересованных именно в том, что вы делаете. Им захочется не только подписаться на вас, чтобы наблюдать за вашим творчеством, но и приобретать у вас изделия ручной работы, они могут захотеть научиться также, и возможно, это всё перерастёт в действительно прибыльное дело. Также я бы посоветовала собирать портфолио именно из тех работ, которые вы сами хотели бы повторить.

 

Ключевые слова: валяная скульптура, интервью с мастером, мастерская синица, техника сухого валяния, как заработать на хобби, подарочный бокс для рукодельницы, истории о творчестве

Виды творчества: Валяние


Еще публикации

История техники вязания крючком ирландского кружева

Прекрасная Матильда 12 Октябрь 2012, 01:15

В статье рассказывается о том, что обусловило появление одной из самых красивых и утончённых техник вязания

4 совета о том, как организовать доставку своих товаров

Прекрасная Матильда 5 Август 2014, 12:23

Перевод статьи с Etsy о том, как организовать доставку своих товаров таким образом, чтобы клиент остался доволен.

Живые традиции от Елены Счастливой

Ирина Фабер 19 Апрель 2015, 10:36

Интервью с мастером по изготовлению традиционной одежды и аксессуаров.

Не чёрно-белый мир. Что такое теория цвета и как её правильно использовать

Мария Николаева 1 Ноябрь 2023, 01:08

Как цвет влияет на окружающее пространство и людей.