Мария живёт в Нижнем Новгороде и большую часть своей жизни занимается созданием трогательных игрушек ручной работы, добиваясь удивительного портретного сходства с домашними питомцами заказчиков. Она с любовью развивает свой авторский бренд TVORILKI-NN и мечтает каждый раз удивлять людей своими работами.
– Мария, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы начали заниматься творчеством.
– Вязать я начала с 11 лет – в детстве посещала кружок по вязанию спицами и крючком. Был момент, когда хотела бросить это дело, но мама меня переубедила, я выучилась до конца, и это было правильным решением, я очень благодарна ей за подсказку и поддержку. Вязать одежду было не очень интересно, я пригляделась к игрушкам и начала творить в этом направлении. А вот к валянию шерсти я пришла в более зрелом возрасте, увидев как-то в интернете необыкновенной реалистичности скульптуры. Вдохновившись, я, конечно же, начала пробовать, и методом проб и ошибок смогла постепенно освоить валяние, научиться многому на собственном опыте.
– Вы помните, какую именно первую игрушку получилось продать?
– Честно, не помню, потому что это было достаточно давно, и это были мои первые валяные работы. Единственное, что я могу сказать – изделие было продано по очень приемлемой цене кому-то из знакомых.
– В каких техниках и с какими материалами Вы работаете?
– Если говорить о вязаных игрушках, то на данный момент моё сердце принадлежит спицам. Безумно огромное количество игрушек на просторах интернета – это игрушки, связанные крючком, а вот выполненный спицами работ оказалось не так много. Когда я просматривала авторские изделия других мастеров, поняла, что хочу создать что-то своё: индивидуальное и, главное, реалистичное, естественное. Этим я загорелась и принялась за работу. Для создания вязаных игрушек я использую различную пряжу, всё зависит от того, пушистая планируется игрушка или нет. Соответственно, и пряжу я выбираю подходящую. В скульптурах из шерсти применяется техника сухого валяния. В этом случае я использую овечью окрашенную шерсть, которую можно приобрести в любом магазине для творчества. Дополнительные, сопутствующие материалы – это глазки и носик. Глаза – пришивные, ручной работы; носы – из полимерной глины, я сама их леплю и запекаю. Я просто могу не учесть все материалы, каждая игрушка вяжется индивидуально под заказчика по его желанию, поэтому где-то нужно сшить что-то, где-то нужно дополнительно связать какую-то одежду, делаю подвески в машину, например, кусачие собачки, которые висят на рукаве, как рабочие собаки, там тоже нужно шить, используются различные материалы. Материалов очень много и к каждой игрушке может быть добавлено в процессе работы что-то новое.
– В чём разница между игрушкой и скульптурой? В чём особенность их эксплуатации?
– Слово «игрушка» говорит само за себя – мои вязаные игрушки будут актуальны как для украшения интерьера, так и для детских игр. Они очень приятные на ощупь, ручки, ножки и голова крутятся, одежду можно снимать. Мои игрушки очень трогательные в прямом смысле этого слова – их приятно гладить и взаимодействовать с ними, поэтому они становятся частью детских игр и способствуют развитию мелкой моторики у маленьких деток. А валяная скульптура – это такая стационарная фигурка, которой можно только любоваться, то есть это скорее интерьерная вещь, которая будет напоминать о домашнем любимце. Скульптурой любуются, а в игрушки играют.
– Как ухаживать за Вашими изделиями?
– Валяные скульптуры нужно беречь от солнечного света и обмахивать от пыли, можно иногда расчёсывать зубной щёточкой чистой, чтобы расправить ворс. Способы ухода за вязанными игрушками: они наполнены холлофайбером достаточно плотно, в принципе достаточно убирать периодически осевшую на поверхность пыль, либо также зубной щеточкой, либо кисточкой жёсткой. Если поставили пятнышко, то можно смочить губку мыльной водой и протереть место загрязнения. Стирать игрушку нежелательно, потому что, если полностью её намочить, она будет сохнуть очень-очень долго. Для того чтобы полностью продезинфицировать игрушку, как вариант, можно, положив её в пакет, убрать в морозилку и таким образом очистить её от возможных микроорганизмов.
– Из каких этапов состоит Ваша работа?
– Первый этап каждой работы – это общение с заказчиком. Я уточняю все нюансы – выясняю, что именно человек хочет видеть в этой игрушке. Затем непосредственно идёт подбор материала для каждой игрушки. Следующий этап – собственно, изготовление, которое тоже состоит из нескольких этапов. Четвёртый этап очень немаловажный и ответственный – это фотографирование работ для того, чтобы пополнить своё портфолио и показать игрушку перед отправкой заказчику. Тут нужен талант для того, чтобы правильно сфотографировать, передать все особенности игрушки и её привлекательность. Я заметила, что есть игрушки фотогеничные, которые удачно получаются с первых щелчков и можно сразу отобрать фотографии. Однако бывает и по-другому – некоторые игрушки долго фотографируешь, делаешь несколько десятков фотографий, отбираешь из них две-три, которые соответствуют вкусу и правильно показывают изделие, и в итоге оставляешь их себе. При этом сама игрушка очень милая, но вот на фотографиях никак не выходит, поэтому приходится попотеть.
– Сколько времени занимает создание одного изделия?
– Если говорить о работе над вязанием игрушки, то в среднем на её изготовление уходит от трёх до четырёх дней. А если речь идёт о валяной скульптуре из шерсти, то всё зависит от размера, сложности позы, окраса. Изготовление такого изделия занимает от недели до нескольких месяцев. Самая долгая работа над скульптурой заняла у меня 4 месяца.
– Вы когда-нибудь считали, сколько уже игрушек удалось создать?
– Честно, поначалу пыталась считать, особенно это касается подвесок в машину – я их сделала уже однозначно больше сотни. Поэтому я думаю, что в общей сложности уже создала, наверное, около двухсот игрушек, может быть даже чуть побольше.
– Какое самое сложное и самое интересное изделие удалось создать за весь период работы?
– Я люблю все свои работы – они приносят мне радость и дают определённый опыт, но самая глобальная и на данный момент интересная работа – это скульптура из шерсти кота породы мейн-кун в полный размер. У людей, к сожалению, умер любимец, и мне заказали точную его копию, и вот четыре месяца я кропотливо делала этого котика. Из кусочков шерсти путём сваливания волокон я сначала создала отдельные элементы – лапки, голову, тело. Из безликой заготовки, приваливая каждую ворсинку нужного цвета по всей площади корпуса, постепенно получалась скульптура, ставшая практически копией живого котика. Заказчики были рады, счастливы и довольны результатом.
– Расскажите о ваших мастер-классах, пожалуйста.
– Я начала записывать свой первый мастер-класс буквально перед Новым годом, поэтому на данный момент это мой единственный мастер-класс – по созданию миленьких щеночков. Именно с этой истории началось моё вязание породистых собачек по фотографиям. В этом мастер-классе идёт пошаговое описание каждого ряда с подробными фотографиями.
– Что Вас вдохновляет на творчество?
– Меня очень вдохновляет природа и животные, общение с ними. Очень их люблю.
– Какая у Вас творческая мечта?
– Я хочу удивлять людей каждый раз, создавая что-то новое, интересное и уникальное.
– Как Вы любите проводить свободное время?
– Так как я являюсь владелицей собаки, я обожаю просто гулять на природе с собакой по лесу. Обожаю собирать грибы, встречаться с друзьями, я люблю общаться.
– Мария, дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам, которые хотят монетизировать своё творчество.
– Самое главное – нужно творить, нужно пробовать, даже если что-то не получается, нужно обязательно добиваться результата. Я всегда говорю, что если есть желание, то нет преград. В интернете масса работ, очень шикарных и разных, особенно среди связанных и свалянных изделий ручной работы, поэтому очень важно найти своё дело, свою какую-то нишу, создать уникальное изделие и, повторюсь, удивить людей, чтобы они захотели приобрести именно вашу игрушку, именно с вашим почерком. Важно, чтобы изделия ручной работы были узнаваемыми. Ну и нужно очень много трудиться.