Лариса более 10 лет создаёт узнаваемые куклы ручной работы, которые находят себе ДОМА по всему миру. Трогательные и будто заглядывающие в душу авторские игрушки наделены своим характером, который мастер помогает разглядеть с помощью одежды и аксессуаров кукол, также выполненных вручную.

— Лариса, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Как Вы начали заниматься созданием кукол?
— О том, что есть такое направление — авторская кукла — я узнала из интернета. Начала изучать эту тему, каждый день просматривала фото кукол, восхищалась разными авторами. На тот момент я просто любовалась и не думала о том, что буду этим заниматься. Потом, лет 12 назад, была такая волна вебинаров, всяких онлайн мастер-классов, и появились материалы из которых можно лепить. Закупала впрок материалы, бывая в крупных городах. Пробовала сама что-то лепить, но так как у меня нет художественного образования, у меня не было ни малейшего представления ни о композиции, ни о пропорциях. Отсутствовали даже базовые знания. Мои первые работы больше походили на поделки. Идеи у меня были, но воплотить я их не могла. И тогда я решилась на мастер-класс. Было очень волнительно. То мне казалось, что у меня всё гениально выходит, потом я смотрела и ужасалась от того, что получается. В общем, как-то я с работой справилась, и это было огромным плюсом, потому что я узнала о технике, которую мастер преподавал, и, главное, мне удалось завершить работу. В итоге я осталась очень довольна. Я поверила в себя и взяла ещё пару мастер-классов, чтобы узнать о других техниках. Постепенно, работая на своей основной работе, я стала заниматься изготовлением кукол в свободное время. Это были моё увлечение, хобби, то, что приносило мне наслаждение.
— Работа над какой куклой Вам запомнилась больше всего и почему?
— Всё-таки, наверное, это была первая кукла, потому что все последующие были чем-то похожи друг на друга. Но первая меня, конечно, поразила: я узнала, что есть такие пропорции, из-за соблюдения которых кукла может казаться малышкой или взрослой, что есть базовые знания, которые могут очень сильно облегчить работу над куклой и сделать её эмоционально привлекательной. Мой первоначальный опыт всё равно был нужен, но меня сразило то, что эта работа — цельная, она такая, как нужно: сидит, может поворачивать головой и всё у нее такое замечательное, трогательное. И самое главное, что это сделала я от начала и до конца. Поэтому именно первая работа по мастер-классу мне и запомнилось больше всего.

— У Вас случались необычные заказы на кукол, что-то, что действительно удивляло?
— Заказы как таковые я не беру. Это скорее заказы-пожелания, когда человек, допустим, хочет похожую работ. Но он при этом должен понимать, что всё может пойти не по плану. Если покупатель готов к этому, тогда я могу взять заказ. Однажды у меня случился интересный заказ — мне написал парень и попросил сделать Буратино определенного размера. На тот момент я делала небольшие куклы, до 25 см, а ему нужно было где-то 30. Тогда мы с ним оговорили нюансы, и я решилась на это. Мне было даже интересно попробовать что-то новое, на что я, может быть, не решалась или просто не было у меня такой потребности. Я изменила пропорции в работе и сделала замечательного Буратино, который очень понравился заказчику и мне. Когда я выложила фото, на эту куклу пришло очень много заказов, и я стала делать Буратино. Все игрушки выходили разными и повторить досконально именно того самого первого у меня так и не получилось. Но было очень интересно их делать и людям они всё равно нравились.
Был ещё заказ от девушки, которая сейчас живет где-то за границей, в европейской стране. Она очень скучает по дому и по родителям. Девушка прислала мне фотографии своих родителей, когда они были маленькими, и я взялась за работу. Получились не совсем в прямом понимании портретные куклы. Я попыталась повторить черты ребят, уловить их характер, атмосферу того времени. Это был хороший опыт, и девушка осталась очень довольной.
— Живут ли у Вас дома игрушки, с которыми просто не готовы расстаться?
— Иногда случается такое, что ты смотришь на куклу и понимаешь, что вот эту очень бы хотел оставить себе. Радуюсь, когда работа задерживается, я могу к ней подойти, пообщаться. Но в итоге я так себе ничего и не оставила, потому что мне больше нравится, чтобы они всё-таки уходили от меня и находили себе новые дома. Тогда будто появляется больше вдохновения на создание новых работ.

— Какие материалы и инструменты предпочитаете использовать? У Вас есть любимые бренды и магазины?
— В своей работе я использую несколько марок самоотвердевающей глины, которые чередую. Краски для росписи беру самые обычные: акварель, художественную пастель самую обыкновенную. Есть пастель, которую мне подарили мои покупатели. Как-то обмолвилась в соцсетях что пастель нужна охристых оттенков и девушка выслала мне коробочку из своих запасов — это очень приятно. Инструменты тоже самые обыкновенные: пара стеков, один кукольный, у него один краешек выпуклый, а другой заостренный; а второй любимый инструмент — шпатель стоматологический. Также я использую строительную шлифовальную бумагу. Инструментов обычно бывает много, но можно обойтись и самым минимумом.
— Как выглядит сейчас Ваше рабочее место и как Вы представляете мастерскую своей мечты?
— Сейчас я работаю дома. У нас частный дом и мне здесь очень комфортно, потому что я люблю часто отвлекаться на разные дела. Пробовала работать в мастерской вне дома, там мне не так уютно. Мастерю я сейчас в жилой комнате, все время пытаюсь её как-то улучшить, облагородить, совместить в ней удобную для меня зону мастерской и оставить функциональность жилого помещения, чтобы в ней можно было и гостей принять, и отдохнуть. Мечтать мне, думаю, в этом плане больше не о чем. Я люблю эту комнату и стараюсь, чтобы она была комфортной и наполненной красивыми вещами: картинами, цветами; была уютной и радовала глаз.
— Какими качествами и навыками должен обладать мастер-кукольник?
— Я думаю, во-первых, конечно, он должен очень любить то, что делает, должен быть очень усидчивым, упорным, он должен не расстраиваться, если что-то не получается, расценивая все неудачи как полезный опыт. Он должен быть внимательным, уметь расти творчески, всё время что-то улучшать, повышать своё мастерство в каждой работе. Нужно работать так, чтобы не было скучно ни тебе, ни зрителю.
— Какие ещё виды творчества Вы хотели бы освоить?
— На протяжении своей жизни я уже пробовала многие виды творчества, и на данный момент, наверное, ничего бы не хотела освоить, так как любым делом нужно заниматься профессионально, а на это просто нет времени. Тем и хорошо заниматься куклами, ты можешь все свои приобретенные за жизнь навыки применить в процессе работы над игрушкой. Например, я умею немного валять. В своё время, до кукол, рассматривала это хобби как профессию, поэтому сейчас в силах свалять шляпку или курточку для своих ребят. Ещё у меня есть муфельная печь, и я иногда делаю для кукол пуговки. Таким образом я вношу разнообразие в своё творчество и на даю себе скучать. Когда-то я шила одежду и это сейчас меня тоже сильно выручает. То есть кукольник — в какой-то мере человек-оркестр.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте участия в ярмарках и фестивалях. Что нравится в таком формате и какие бывают сложности?
— На выставки я стала выходить года через 4 после того, как начала заниматься куклами. Сначала я участвовала в нескольких выставках в Казахстане, в том числе и в моём городе. Потом ездила в Алматы, где принимала участие в ярмарке ручной работы. Авторские игрушки в основном выставляются на специальных кукольных выставках, либо в галереях. С галереями я не сотрудничаю, а на выставки теперь езжу периодически. Сейчас мои работы можно увидеть на выставках в Москве и в Питере. Это формат выставки-продажи, где все заботы ложатся на организатора, а мы привозим свои работы и демонстрируем их на подиумах и стендах, которые оформляем, чтобы всё выглядело привлекательно. Люди подходят, общаются, смотрят, кто-то покупает. Живые продажи и общение — это очень хороший опыт. Не всегда соцсети могут передать все нюансы работы. Некоторые люди просто не могут понять по фото, какие пропорции у куклы. И живое общение с автором и с работами порой очень помогают. Люди, присматриваются, иногда не могут купить себе работу сразу, им нужно для этого посмотреть на игрушку, подержать её в руках. Ну и, конечно, живые встречи с коллегами. Ведь каждый день мы, мастера, сидим, в своей берлоге, и очень много времени проводим в одиночестве. А общение с коллегами, общие идеи, интересы — они сближают, всегда есть о чем поговорить, чем поделиться.
Сложности выставок в том, что это затратно, это время. Если ты живешь рядом, то проблем нет, а так тебе нужно упаковать кукол надёжно, добраться на перекладных, привезти дополнительный декор. Тебе нужно понимать, во что упаковать работу, если её купят на выставке, где взять коробки для отправки кукол по почте. Есть мастера, которые расстраиваются, если работы на выставке у них не продаются, но для этого тоже нужно проделывать работу предварительную. Я активно веду свои соцсети, обязательно показываю кукол и анонсирую выставки, и ко мне часто приходят люди, которые уже знакомы с моим творчеством. Нужно понимать, что на выставках продажи — это очень здорово, но преимущественно они нужны всё-таки для демонстрации своих работ, а также для живого знакомства и общения.
— Как Вы относитесь к критике?
— Люди в соцсетях могут написать разный негатив, например, назвать куклу уродливой. Я никак не отношу это к критике, скорее это проблемы тех, кто пишет. Но такие люди могут сильно обидеть новичков, потому что у них работы ещё не продаются, они часто сомневается в себе. У меня так было и можно, конечно, обидеться, оскорбиться, но я даже в таких случаях всегда, когда эмоции схлынут, стараюсь оценить те моменты, на которые мне указали, и определить, действительно ли надо что-то доработать или меня всё устраивает. Я никогда не опускала руки из-за того, что меня критиковали… Если критика конструктивная, если человек обладает какими-то профессиональными качествами, он понимает, о чём говорит, и может аккуратно указать на то, что можно улучшить — я всегда прислушиваюсь. Конечно, в первый момент это всегда неприятно, но конструктивную критику я люблю.

— Какая у вас творческая мечта?
— Конкретной мечты у меня нет. Мечта у меня только о том, чтобы куклы мне не надоели, чтобы я всегда видела в них какой-то источник вдохновения. И чтобы потихоньку мое творчество становилось лучше и интереснее. В первую очередь, для меня. Ну а зритель это всегда чувствует и понимает.
— Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как монетизировать своё хобби.
— Я советы как-то не очень люблю раздавать. Мне кажется, просто нужно делать, и всё. Какой тут можно совет дать? Если ты увлечён своим делом, то идеи будут приходить и останется только воплощать их. Я люблю маленькие шажочки, когда реально оцениваешь свои возможности, но при этом растешь и не стоишь на месте. Нужно это прожить, почувствовать самому, а не двигаться по чужому сценарию. Я за маленькие, но уверенные шаги.





