Мария создаёт авторские куклы в смешанной технике, придумывая различных персонажей, объединённых в удивительные коллекции. Она принимает участие в профильных выставках и активно ведёт соцсети, делясь секретами мастерства и с любовью рассказывая о своём творчестве.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как в Вашей жизни появилось творчество и к чему это привело.
— Творчество в моей жизни появилось давно. С раннего детства, сколько себя помню, я всегда рисовала, что привело к обучению в художественной школе. Но вот именно игрушки появились, когда мне было 9 лет. Единственный раз в своей жизни, после окончания второго класса, я поехала в пионерский лагерь, где был кружок по созданию мягких игрушек. Смену в лагере я не дожила, меня забрали раньше, но за те пару недель, что я там провела, и случились несколько занятий, на которых мне впервые удалось осознать, что из кусочков меха можно создать что-то, и вот у тебя в руках какое-то существо, которое ты сам сшил. Это произвело на меня очень мощное впечатление и зарядило на дальнейшее творчество. Всю оставшуюся школьную жизнь я шила и вязала игрушки уже сама по собственным выкройкам. Получается, что детское увлечение привело к тому, что спустя много лет я не представляю свою жизнь без создания Тедди и кукол.

— Какие техники и виды творчества Вы сейчас используете при создании авторских игрушек?
— Сейчас я работаю чаще всего в технике Тедди, особенность которой в том, что мишки и другие животные создаются с использованием подвижных креплений головы и лапок. Иногда создаю будуарных кукол, мне это тоже очень нравится. Но больше всего мне нравится соединять разные техники в рамках одной работы: это могут, например, быть лепные детали, техника грунтованного текстиля, валяние. И тогда получается что-то особенно интересное.
— Игрушки, выполненные в технике Тедди — это часть взрослого мира (интерьерные, коллекционные) или всё-таки они создаются в первую очередь для детей?
— Изначально первые мишки Тедди создавались как раз для детей. То есть это был медведь, он же кукла, которую ребёнок мог уложить с собой в кроватку, посадить рядом, покормить, подвигать, подержать на ручках. До появления Тедди игрушки были более статичны, а когда придумали подвижные соединяющие части игрушки элементы, мишка превратился в игровую куклу. Я думаю, сейчас авторы, которые работают именно над образами классических медведей, ориентируются в том числе и на детскую аудиторию. Хотя игрушки ручной работы, выполненные в технике Тедди, достаточно дорогостоящие, многие родители могут позволить сделать ребёнку такой подарок. Любимая игрушка станет другом на период детства, а впоследствии и семейной реликвией, которая будет и дальше жить в семье и передаваться по наследству. Сама я редко очень шью именно классических медведей, чаще работаю в смешанных техниках, создавая авторских, дизайнерских, фантазийных медведей. Мои игрушки — скорее куклы, больше интерьерные объекты, которые служат для любования, украшения интерьера и так далее. Поэтому лично я ориентируюсь, конечно, на взрослых ценителей авторской игрушки.
— Как ухаживать за игрушками ручной работы?
— Отвечая на этот вопрос, я могу дать советы по уходу за интерьерными игрушками. В этом случае всё просто: жить им в интерьере лучше подальше от прямых солнечных лучей и дневного света, в удалении от окон и подальше от влаги. Конечно, в идеале их лучше расположить в витрине или в шкафу со стеклом, чтобы поменьше пыли оседало. Но, например, моя небольшая игрушечная коллекция работ других авторов расположена на открытых полках и я просто по необходимости смахиваю пыль мягкой сухой кистью. Я думаю, что в любом случае время над всеми властно — и над игрушками, и над людьми, поэтому никто не застрахован от некоторых перемен во внешнем виде. Держите интерьерных кукол подальше от влаги, подальше от солнца и периодически смахивайте пыль. Почаще берите в руки, рассматривайте, любите и любуйтесь ими.

— Уже много лет Вы — постоянный участник выставки «Тедди Мир». Расскажите, есть ли секреты успешного участия? И какие ещё выставки-продажи можете порекомендовать мастерам, занимающимся созданием авторских игрушек?
— Я с большим удовольствием в очередной раз признаюсь в любви выставке «Тедди Мир» — это моя самая первая и самая любимая выставка. Для меня она оказалась сразу успешной, но нужно понимать, что у каждого свои градации успеха. Для кого-то успех — это продать все работы, для других же — получить какие-то награды, признание более опытных коллег, зрительские отклики. Говоря про свою успешную первую выставку, я как раз подразумеваю, что представленная мною коллекция игрушек произвела впечатление на посетителей, на зрителей, ну и, соответственно, на жюри, которые присудили моим работам высшую награду выставки. Это было особенно приятно, потому что я тогда только делала первые шаги в мире Тедди. И до сих пор для меня наиболее ценен именно зрительский отклик, он помогает осознать успешность, служит своего рода камертоном. Каждый раз для выставок я создаю новые работы, как правило, целую коллекцию, проект с единым настроением, именно для того, чтобы создать у посетителей особое впечатление, вызвать эмоции, о чём-то заставить задуматься, улыбнуться. Очень люблю, когда работы моего исполнения и других авторов получаются с юмором. Поэтому секрет успеха тут, наверное, у каждого будет свой. Лично мой — создать что-то новое, отличающееся от того, что делала раньше, и преподнести это в каком-то красивом, едином стиле и ключе, чтобы работы запомнились, вызвали эмоции, улыбки и хорошее настроение у зрителей.
Сейчас проходит очень много интересных выставок. Хочу отметить петербургскую выставку «Время кукол», «Балы кукол», которые организуют в десятках городов нашей страны; московские «Искусство куклы» и Hello Teddy. Информации в интернете о каждой выставке много, поэтому легко можно узнать об особенностях выставки и условиях участия.
— Работа над какой игрушкой Вам запомнилась больше всего и почему?
— Как говорится в одной шутке — лучше всего запоминается первое и последнее. Своего первого мишку я создавала на онлайн-курсе, и в этом была сложность: многое приходилось додумывать и пробовать впервые. На тот момент я уже имела представление, как шить текстильные игрушки, но шплинтовые крепления, диски и набивка опилками были для меня в новинку. Однако я справилась и очень полюбила этого мишку, который живёт у меня до сих пор. А из последнего любимая работа — фигурка, выполненная по мотивам древнеегипетской скульптуры «Голова царицы Нефертити». В августе специально для бала кукол я работала над проектом, который назывался «Он же памятник», где делала игрушки по мотивам известных монументов. Каждая работа, выполненная для этого проекта, мне по-своему дорога и очень любима, но больше всего запала в душу именно работа над образом Нефертити, и я даже немного сожалею, что её так быстро купили. Как говорят авторы, я не наигралась.

— Какой этап процесса создания игрушки доставляет больше удовольствие — рождение идеи и разработка эскиза, создание самой игрушки или создание одежды и аксессуаров для персонажа?
— Сложно выделить какой-то один этап, потому что обычно работаю над созданием коллекций, и работа идёт параллельно сразу над несколькими игрушками. Наверное, больше всего меня привлекает сам момент перехода от просто мысли, что мне нужно какая-то новая коллекция к очередной выставке, к конкретной идее. Происходит вспышка и находится именно та задумка, от которой рождается вдохновение, что-то, что очень воодушевляет. Когда мысль появляется, и настолько она мне самой внутри интересна, что вот этого запала хватает на все последующие дни и недели работы.
— Как выглядит Ваша мастерская сейчас и какой должна быть идеальная мастерская на Ваш взгляд?
— Моя мастерская сейчас — это часть спальни, которая отделена от основного пространства комнаты шторами, получается в прямом смысле этого слова «закулисье». И это мой любимый уголок в квартире. Там стоит большой стеллаж с книгами, на полочках живут работы разных авторов. У окна большой стол угловой с полками и ящиками, где я храню свои материалы. Также там находится мой любимый маленький круглый столик, который я называю предметным, в создании которого принимали участие несколько членов семьи, а я связала специально для него льняную скатерть. На нём в зависимости от сезона я выкладываю какие-то листочки, кружавчики, клеточки, меняю сухоцветы в вазе в зависимости от настроения. Часто я там фотографирую рабочие процессы или уже сами готовые работы. Я считаю, идеальная мастерская должна быть такой, где можно уединиться, где ты можешь окружить себя какими-то приятными мелочами и тем, что тебя вдохновляет. Моя мастерская — это место силы, место, где меня вдохновляет всё, она для меня идеальна. Единственный нюанс — это кошки, которые туда имеют доступ, они очень любят там наблюдать за процессами. Поэтому особенно тщательно смотрю, чтобы какие-то мелкие предметы не попали к ним в лапки.
— Какие ещё виды творчества Вы хотели бы освоить?
— Ещё со времён художественной школы мне не очень как-то даётся акварель, поэтому было бы здорово развить это направление. Также с любопытством я иногда смотрю мастер-классы авторов художественной куклы, мне интересны и отдельные нюансы работы с теми материалами, с которыми пока не довелось поработать. Любая новая информация всегда обогащает мой собственный формат работы. Чем большим количеством приемов автор владеет, тем интереснее всегда получаются работы.
— Что Вас вдохновляет и кто поддерживает? Вовлечена ли семья в Ваше творчество?
— Вдохновляет, наверное, сама жизнь, потому что даже от негатива, которого вокруг сейчас немало, можно оттолкнуться и сделать что-то хорошее. Вдохновляют любые виды художественного творчества человека: музыка, живопись, литература. Я очень люблю литературу советского времени, старые издания с иллюстрациями, и даже собрала неплохую коллекцию советских детских книжек, которые я люблю читать со своими детьми, благо возраст младшего ребёнка ещё позволяет так проводить время вместе. Что касается поддержки семьи, то тут мне крупно повезло, потому что никогда я не слышала упрёков от близких по поводу моего любимого занятия. Наоборот, дети всегда с интересом наблюдали за процессом работы, и, будучи ещё совсем маленькими, просили оставить все игрушки дома. Им нравилось всё, что я делала. Сейчас уже старшие подросли и иногда очень осознанно просят меня что-то для них создать. Очень ценны такие заказы. Ну а супруг вообще моя рука, плечо, стена во всех смыслах. И финансовым, и в мелочах каких-то. Я бесконечно благодарна близким и очень ценю, что меня окружают люди, которые поддерживают.

— Как Вы относитесь к критике?
— Критику я не люблю, особенно если она из разряда непрошенных советов. Естественно, приятно всегда слышать какие-то добрые слова, тёплые отклики. Но я обычно сама себе главный критик. Иногда я сомневаюсь, справлюсь ли, получится ли то, что задумала. После того, как работа готова, бывает такое, что не на 100% довольна результатом, и вижу, что можно было бы сделать чуть иначе, что в дальнейшем можно улучшить, над чем ещё нужно поработать. Думаю, любому мастеру важно самому за собой наблюдать пристально, критически относиться к своему творчеству и оглядываться назад, чтобы увидеть свой рост, сравнивать, что было в самом начале и к чему ты пришёл. А также ставить перспективные цели, постоянно сдвигая вперёд свод планку.
— Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам, как монетизировать своё творчество и сделать любимое хобби профессией?
— Эта тема очень часто всплывает в беседах с творческими девчонками и мальчишками. Что здесь можно сказать? Наверное, на первом этапе важно не строить каких-то больших ожиданий, потому что сейчас у нас в экономике всё не очень хорошо. Во всём мире люди стараются избежать необязательных трат, и это факт. Но с другой стороны, если ты не можешь не шить, не лепить и не рисовать, ты всё равно будешь это продолжать делать. И это правильно — делать искренне то, что тебе нравится. Чтобы начать получать доход от творчества, мне кажется, важно делиться результатами своего творчества, создавать красивые фотографии и писать что-то хорошее о том, что ты делаешь, выкладывать это в соцсетях. Обязательно будет отклик и сформируется какой-то кружочек людей, кому это тоже интересно. Важно ещё обязательно говорить о том, что ваше авторское изделие можно купить. Я сама не люблю продающие посты, особенно когда предложение о покупке звучит очень прямолинейно и агрессивно: купи, успей, забери. Однако если ты про это вообще никак не напишешь, люди могут и не догадаться, что это можно купить. Поэтому важно делиться своим творчеством, процессами, готовыми работами и после какого-то доброго, тёплого текста про то, что это за работа, почему она родилась именно такая, обязательно в конце дать понять, что это изделие можно приобрести.
Если вы творец, и вы не можете не создавать, то обязательно творите, создавайте. Исходите от того, что нравится и задевает, трогает и вдохновляет именно вас. Вот это важно. И самое главное — делитесь красотой и этим настроением с миром.





