Интервью с Анной Марамыгиной. Авторская керамика. Призвание, ставшее профессией


Рубрика: Интервью

Интервью с Анной Марамыгиной. Авторская керамика. Призвание, ставшее профессией
Интервью с Мастером.

Анна имеет профильное образование и большой творческий стаж. Её авторский почерк интересен и узнаваем, а работы не раз становились частью экспозиций крупных выставок. Авторская керамика от Анны – это волшебство глазури, которому она с удовольствием обучает на своих курсах и мастер-классах.

– Анна, каково это — быть профессиональным творцом и иметь творческую профессию?

– Иметь творческую профессию – это большое счастье. Однако не нужно думать, что творческая профессия – это 100% творчество, это совсем не так. На самом деле, я не знаю, как это – чувствовать себя профессиональным творцом, потому что никогда об этом не думаю. Я просто делаю то, что мне нравится: леплю, рисую, крашу, придумываю различные истории и воплощаю их в керамике, не думая о том, насколько это профессионально.

– Что Вам больше всего запомнилось из периода учёбы?

– Училась я в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, в народе – Муха, это был очень яркий и запоминающийся период жизни. Я большой фанат своей кафедры – керамики и стекла, очень люблю всех своих преподавателей. Шесть лет погружения в керамику дали мне возможность изучить материал и выбрать направление, в котором мне хочется двигаться. Больше всего мне запомнилась дипломная работа на последнем, шестом курсе, руководитель – Дмитрий Александрович Ильинский. Я делала большие напольные вазы, 60 сантиметров в высоту, захотелось сделать что-то очень необычное, поэтому выбрала технику обжига раку, когда керамика обжигается при температуре выше 800 градусов, достаётся щипцами из печи и помещается в такую среду, где можно перекрыть кислород, например, в бочку. Туда кидают опилки, чтобы они начали возгорать, и дым окрашивает керамику от серого до чёрного цвета. Таким образом мне хотелось использовать любимую лесную тематику в своем дипломе и передать атмосферу тумана северных лесов. Это было очень забавно, потому что я обжигала все свои вазы в бочке, которая стояла во дворе Мухинской академии, под бочкой была подтопка, которую я топила дровами – деревом, оставшимся от интерьерщиков-мебельщиков, также обучающихся в Мухе. Сейчас я иногда вижу фотографии этих ваз и понимаю, что они мне до сих пор нравятся, мне кажется, получилось очень атмосферно и интересно по цвету.

– Можно ли стать успешным керамистом без развитых художественных навыков?

– Я думаю, что да, но их всё равно в процессе придётся развивать, потому как керамика – это не просто ремесло, а ещё и какой-то художественный посыл. Технологию керамики, конечно же, можно освоить без художественных вузов, но чтобы найти свой фирменный стиль и добиться художественной выразительности своих работ, нужно развивать насмотренность, смотреть других керамистов, художников и в целом развивать свой художественный вкус, интересуясь чем-то помимо керамики. При этом сейчас так много онлайн-платформ с хорошими курсами, где человек может сам научиться практически всему, и керамика тому не исключение. С практической стороны можно узнать, где купить глину и как её обжигать, как делать пробники глазури; и со стороны художественной: где найти курсы по композиции, цветоведению, рисования. Успех – это не всегда про художественные навыки, это больше про рекламу, продвижение, и часто художник может назначить кого-то выполнять эти обязанности. А вот именно для того, чтобы керамист рос профессионально, повышал свой уровень мастерства, нужно постараться, поучиться, много смотреть и рисовать. Хотя керамисты часто не рисуют, даже очень профессионально успешные. Тут уж каждый сам выбирает, как двигаться дальше.

– У Вас очень большой опыт участия в различных выставках и ярмарках товаров ручной работы. Что Вас привлекает в каждом из этих форматов и каковы особенности подготовки к ним? Есть ли разница в подготовке изделий для выставок и на продажу?

– Да, конечно, есть огромная разница между ярмарками и выставками, между подготовкой к ним. Ярмарка – это про коммерцию, здесь нужно подбирать те работы, которые люди могут представить у себя дома, какие-то дизайнерские вещи в соответствующей ценовой категории, чтобы человек мог прийти и выбрать что-то милое для своего дома и для своих близких. Выставка может быть тоже про дизайн, там тоже могут быть представлены милые вещи, но выставочная работа часто бывает и очень личной историей для художника. Это могут быть какие-то объекты, которые человек, возможно, в силу ограниченного размера жилища, не будет покупать именно в дом. Ярмарка предполагает маленький формат, рассчитана больше на сувенирную продукцию, а выставочные работы могут быть вообще любого формата, например, большая серия работ. И конечно же, это разные пространства, разная экспозиция. Для участия в ярмарке художнику-керамисту даётся маленькое пространство, небольшой стенд со столом, чтобы он выложил все работы, сделанные за время подготовки к этому мероприятию. Выставка – это всегда профессиональная экспозиция. Здесь художник представляет только свою работу, а уже куратор и монтажники делают красивую расстановку именно с точки зрения общего пространства выставки и окружающих работ. Я думаю, для профессионального художника-керамиста очень важна выставочная деятельность, потому что в выставочном пространстве, особенно если есть хороший куратор, ты видишь свою работу в другом свете. Не так, как в мастерской, и не так, как ты представляешь её в процессе работы. Иногда многие мастера сомневаются в себе и испытывают синдром самозванца, а в выставочном пространстве начинаешь себя оценивать по-другому, более ценно, что ли. У меня в основном это происходит так: сначала я задумываю какую-то идею, подхожу с ней к ней с разных сторон, делаю эскизы, затем готовлю саму выставочную работу. Это всегда серия, которую дальше я стараюсь представить в каких-то выставочных проектах, иногда меня зовут кураторы, либо я сама подаю заявки и выставляю работы в галереях или музеях. Затем мой мозговой штурм идёт в таком направлении: к этой большой работе я делаю небольшую часть продукции в более доступном формате, и уже с этими изделиями могу выставиться на какой-то ярмарке-продаже. Подготовка к ярмарке и выставке – это каких-то два совершенно разных мира, иногда даже не пересекающихся. Например, выставочную работу, если отдавать в хорошую галерею, нужно просто запаковать и привезти в галерею, а иногда даже сама площадка организует доставку, и потом приходишь уже отдохнувший и с хорошим настроением на открытие выставки, а вот для участия в ярмарке художнику самому приходится делать всю работу: упаковывать, перевозить, раскладывать, продавать. В общем, два разных мира. И сейчас меня привлекает больше выставочный формат, чем ярмарочный.

– Какая из Ваших работ наиболее Вам запомнилась и почему?

– Это керамические блокноты с грушами и муравьями. На мой взгляд, они получились очень удачные, и хотя прошло уже пару лет, я до сих пор их очень люблю. А из новых изделий я люблю ботинки Аарона. С ними вообще интересная история была. Я захотела попробовать не только заниматься керамикой, но и писать, поэтому пошла на писательские курсы, где в процессе обучения мне пришёл образ старика – хранителя леса по имени Аарон. Его всё время донимали муравьи, и сначала он на них злился, а потом даже подружился с ними, они стали его тотемными животными, и ему очень захотелось записывать про них какие-то заметки. С собой у него были листы бумаги, на которых он делал записи, и потом хаотично распихивал записки по всем предметам гардероба, даже в прохудившиеся ботинки, шляпу и перчатки. Я до сих пор развиваю эту историю и мне она очень нравится. Ещё, конечно же, мне нравятся домики на ножках. Я даже уже выхожу с этой темой за рамки керамики и делаю их из других материалов: веток, перьев, папье-маше. Для меня это всегда убегающий образ дома, который я пытаюсь поймать. Я хочу иметь дом, именно как внутреннее состояние, но у моих домов появляются ножки, и они всё время куда-то ускользают от меня.

– Сейчас Вы работаете на заказ или больше по вдохновению?

– Если честно, я была бы и рада работать на заказ, но у меня какое-то будто проклятие с заказами. Просто не получается работать на заказ: все заказы, которые я беру, либо трещат, либо глазурь не так себя ведёт, цвет получается совершенно другой, либо заказчик просит сделать на свой вкус, а в итоге работа не совпадает с его ожиданиями. В общем, для меня это всегда морока, какой-то квест – выполнить всё так, чтобы это устраивало заказчика, поэтому я всё реже беру заказы. В последние годы я просто делаю работы и уже по факту их продаю. Получается, больше работаю по вдохновению.

– Как Вы пришли к мысли создать свой авторский курс по керамике? Требуется ли предварительная подготовка, чтобы прийти к вам на обучение или мастер-класс, или Вы берёте учеников даже без опыта в керамике?

– Курс – это даже не моя идея. Ко мне часто на ярмарках и на выставках подходили керамисты, которые только начали свой путь, и спрашивали, даю ли я уроки именно по глазури, есть ли у меня онлайн-курс или какие-то консультации. Когда я рассказывала это мужу, он поддерживал идею и предлагал сделать онлайн-курс. Мне казалось, что это очень сложно и дорого, и целый год только я вынашивала идею курса, размышляя, насколько это будет уместно и продаваемо, как лучше сделать это технически и о чём рассказывать, что я могу дать и каким навыкам обучить. А потом всё как-то само собой закрутилось, я начала придумывать домашние задания по керамике, именно по глазурям, придумала, как показать на видео разные техники нанесения глазури, разные наложения, и вот уже несколько лет я регулярно запускаю курс и всегда есть желающие. В каждый новый поток я добавляю что-то новое, потому что всегда появляются новые вопросы. Ко мне могут записываться все, кто немного знаком с керамикой, кто знает, что такое утельный и политой обжиг, и у кого есть возможность обжигать свои изделия – есть печь или место, куда можно отдать работу на обжиг, а также есть возможность купить глазури и делать глазурные обжиги. Этого опыта достаточно для того, чтобы начать обучение на онлайн-курсе.

– При наличии возможности делегировать какие-то этапы Вашей работы — что бы смогли доверить другим и с чем бы ни за что не расстались?

– Я бы как раз хотела прийти к выставочной истории, где я бы только делала работу, а уже какие-то профессионалы занимались реализацией. Я люблю делать керамику от начала и до конца, мне нравится все этапы: и лепка, и покраска, и обжиг, поэтому это всё я бы предпочла делать сама.

– Как Вы относитесь к критике?

– Во-первых, очень спокойно. Во-вторых, смотря от кого эта критика. Если это человек  – профессионал, к мнению, которого я бы хотела прислушаться, я всегда рада ей, люблю конструктивную критику, а если это просто комментарии в каких-нибудь социальных сетях, мне абсолютно всё равно.

– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?

– Меня много что вдохновляет: природа, кино, литература, да всё что угодно. Например, серия с грушами началась с того, что во время покупки фруктов в магазине, я увидела грушу с гнилым пятном на прилавке, и так долго её рассматривала и фотографировала, что продавец даже немного косо на меня смотрел, а мне нужны были все эти детали. А сейчас я работаю над проектом, на который меня вдохновил старый обгоревший чайник. В общем, люблю какие-то странности. А поддерживает меня всегда мой любимый человек, причём делает это так хорошо, что не даёт мне в случае неудачи сильно расклеиться. И конечно же мама, которая с детства всегда хорошо относилась к моим творческим исканиям. Мы часто слышим истории о том, как человек в детстве хотел быть художником, но родители его отправили в другой вуз, потому что художником быть не очень-то комфортно в нашей действительности, но вот моя мама всегда была за мои интересы, за что ей огромное спасибо!

– Как Вы предпочитаете отдыхать?

– Признаться честно, я просто люблю спать, люблю лежать и смотреть сериалы. Конечно, я бы могла сказать, что люблю гулять и путешествовать, но в последнее время я мало куда езжу, гулять выбираюсь с собакой в лесочек, а вот полежать – это всегда можно. Люблю сменять одну творческую деятельность на другую, например, сейчас меня увлекло писательство. Проходить онлайн-курсы по писательству, как ни странно, для меня тоже вид отдыха.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей мастерской.

– Сейчас я сотрудничаю с творческой студией iks, которая находится недалеко от метро «Щукинская». Мастерская открылась этим летом, и хозяйка Татьяна пригласила меня в ней поработать. Здесь я не только делаю свои работы, но ещё и преподаю керамику. Специально для этого красивого пространства я сделала большой керамический фартук в своей лесной стилистике, используя авторскую технику наложения глазури друг на друга. Также совместно со студией мы создали коллекцию дизайнерских предметов интерьера – зеркала, ключницы, вешалки. На всё это можно прийти и посмотреть вживую в нашей мастерской.


– Какие изделия других мастеров живут у Вас дома?

– У меня есть небольшая коллекция керамики авторства моих друзей и знакомых: Юлии Ядыкиной, Натальи Головкиной, Натальи Костровой, Анкецы Юркевич, Насти и Кати Чариных, Дарьи Орочко. Это какие-то милые вещицы, которые вызывают приятные ассоциации и дают очень много тепла.

– Какая у Вас творческая мечта?

– Я бы очень хотела прийти к персональной выставке. У меня очень много идей, нужно только много времени для того, чтобы их реализовать. Есть ещё одна мечта, связанная с творчеством: хочу свою мастерскую где-нибудь за городом в частном доме с огромными окнами, выходящими в сторону леса. Чтобы был садик, где можно было бы летом выставлять стол и лепить прямо в саду. 

– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как выйти за рамки хобби и начать зарабатывать на своём творчестве.

– Как выйти за рамки, я, конечно, могу посоветовать, но вот как монетизировать своё творчество, это скорее не ко мне. Я бы посоветовала быть более определёнными в своём творчестве. Прям конкретно определиться, что и в какой технике вы хотите делать. Потому что в керамике, как и в любой другой творческой деятельности, невозможно охватить всё. Создайте для себя временные рамки, чтобы попробовать разные направления: сделать пробу разных глин, глазурей, методов лепки и покраски. Но в итоге возьмите что-то более конкретное. Определитесь с тематикой ваших работ. Будут ли это какие-то абстрактные формы или натюрморты и пейзажи? Даже можно определить свою цветовую гамму, выбрать что-то любимое, что характеризовало бы именно вас. Также можно определиться заранее с размером ваших работ, будет ли это мелкая пластика или большие скульптуры, с направлением – будет ли это преимущественно сувенирная продукция, посуда или вообще арт-объекты непонятного назначения. На своём опыте я поняла, что определиться с этим – это самое важное, а дальше вы уже бьёте в конкретную цель. Вы разрабатываете именно то, что выбрали для себя, развиваетесь в этом направлении. 

 

Ключевые слова: интервью с мастером, авторская керамика, керамика и глазури, обжиг керамики, как участвовать в выставках, как подготовиться к ярмарке, творческая профессия

Виды творчества: Керамика


Еще публикации