Интервью с Валентиной Рысевой. Волшебные миры из дрифтвуда


Рубрика: Интервью

Интервью с Валентиной Рысевой. Волшебные миры из дрифтвуда
Интервью с Мастером.

Валентина следует за мечтой, которая привела её к жизни на морском побережье и помогла обрести любимое дело. Создавая авторские миниатюры из дрифтвуда, она вдохновляется окружающей природой и заботится об экологии.

– Валентина, как Вы начали заниматься творчеством и почему в итоге выбрали такое направление?

– Мне всегда нравилось заниматься творчеством. Испробовав несколько профессий, я поняла, что лучшей работой для меня будет то, что связано с моими творческими возможностями. Первой моей деятельностью, связанной с творчеством, стала лазерная резка. Я сама придумывала и рисовала макеты в специальной программе, вырезала детали из фанеры на лазерном станке, склеивала и раскрашивала их, а потом реализовывала свои товары в социальных сетях. В какой-то момент я поняла, что мне больше не интересно заниматься этим, хотя мои товары были востребованы, заказы расписаны на месяцы вперёд. Большую роль сыграло то, что в тот момент я перешла на экологичное потребление, а отходы производства и покраска изделий загрязняли окружающую среду и влияли на моё здоровье. Я начала искать максимально экологичное творчество, чтобы по возможности как можно меньше навредить природе и получать удовольствие от своего труда.

Потом представилась возможность переехать к морю, мы с мужем давно об этом мечтали. Однако ещё до переезда для меня было большим удовольствием ездить по побережью на автомобиле, находить дикие безлюдные пляжи, жить в палатке вдали от цивилизации и наслаждаться единением с природой. На пляжах, кроме ракушек, которые я любила разглядывать, попадались и деревянные обломки. Они нравились мне своими причудливыми формами и тем, что были гладкими и приятными на ощупь. После переезда я чаще стала обращать внимание на эти деревяшки и захотела узнать, что это и как они попадают в море. Оказалось, у них очень интересный путь: есть название «дрифтвуд» и даже целое направление в творчестве – дрифтвуд арт. А ещё такое творчество оказалось вполне экологичным и очень импонировало мне. Я всем сердцем влюблена в море и очень люблю маяки, для меня они имеют сакральную ценность. Море и маяки неотделимы друг от друга, а найденные на берегу деревяшки – идеальный материал, чтобы связать эти две вещи. Первым моим изделием из дрифтвуда был остров с маяком, и мне так понравился процесс и результат, что я сделала ещё несколько. Показала близким и друзьям, и они были в восторге от моих маячков. Так я нашла себя в этом удивительном творчестве и теперь создаю уютные мини-миры из дрифтвуда. Я влюблена в своё дело и никогда не делала ничего приятнее. А ещё мне очень радостно от того, что вокруг моего творчества собираются близкие по духу люди и те, кому нравится то, что я создаю. Я рада, что дрифтвуд находит отклик в сердцах этих людей и объединяет нас.

– Есть ли у вас художественное или иное творческое образование?

– У меня нет художественного образования. Всё, что я знаю и умею сегодня – это мой опыт, насмотренность и, наверное, талант, которым меня одарила природа. Я с детства любила рисовать и даже мечтала поступить в художественную школу, но, в силу разных причин, оказалась в педагогике. По профессии никогда не работала, однако в процессе обучения постоянно обращалась к своим творческим талантам и успешно пользовалась ими. Например, рисовала в обмен на шоколад или решение задания по математике, которые мне давались с трудом. Я всегда занимаюсь самообразованием и развитием. В нашу информационную эру, как говорится, «грех не воспользоваться» информацией, которая есть в свободном доступе в интернете: там я нахожу ответы на все свои вопросы, изучаю материалы для творчества и различные техники. Спасибо мастерам, которые делятся своим опытом.

– Расскажите, пожалуйста, почему Вы переехали и какая она — жизнь у моря?

– Я уже упоминала о том, что переезд к морю был мечтой. Впервые я побывала на море в 32 года, но, сколько себя помню, всегда мечтала увидеть его. Я родилась на Северном Урале, где до полярного круга всего 1000 км. Край живописной природы и суровой погоды: белые ночи летом, короткий световой день зимой, короткое прохладное лето, частое отсутствие солнца и низкое небо из серых туч над головой, грязь и слякоть на дорогах, морозы до 50 градусов. Люблю родной край и природу Урала всем сердцем, но с каждым годом я всё сильнее ощущала невыносимую тоску с окончанием лета и наступлением тёмных сумерек, которым казалось не будет конца. Как же я радовалась, когда появилась возможность продлевать лето, уезжая в сентябре к морю. А приезжая, я всё время мёрзла, куталась в тёплые вещи, часто болела, постоянно хотелось спать, моя энергия была на нуле. Вот тогда-то и появились первые мысли о переезде на юг. Здесь я чувствовала прилив сил и даже мои обычные частые головные боли не беспокоили меня. Жизнь у моря – это как новая вселенная. Мне всегда нравилось изучать окружающий мир, какие животные и растения меня окружают, влияние смены времён года на ритм жизни животных и растений. На севере я долгие годы наблюдала за птицами и даже вела для себя дневник природы. На морском побережье всё по-другому: близость моря, мягкий климат, времена года, сильно разнящиеся с погодой на Урале, другая природа и её обитатели. Поэтому в первые годы я не переставала удивляться каждому листочку, цветочку, птичке и даже ёжику, который однажды протопал мимо нашего подъезда по тротуару. Здесь нет назойливых комаров и можно устраивать вечерние прогулки, не опасаясь быть заживо съеденной. Обилие солнца, тепло и возможность бывать у моря каждый день – всё это делает меня счастливее и дарит энергию, силы и вдохновение. Однако у жизни на море, как и во всём для поддержания равновесия, есть свои минусы. Например, сильные ветры, особенно зимой, которые могут сбить с ног, или подача воды по часам. Но плюсы, которые есть для меня в жизни у моря, с лихвой перекрывают все минусы. 

– Какие материалы и инструменты Вы используете при создании композиций с маяками?

– В своих работах я использую дрифтвуд, собранный на берегу Чёрного моря. Так как древесина уже отшлифована волной, очень редко, но бывает, сглаживаю небольшие шероховатости наждачной бумагой. Раскрашиваю свои работы акриловыми красками. Лаком не покрываю, мне очень нравится натуральность дерева. Стараюсь использовать экологичные материалы. Детали делаю из металла, хлопка, шпона, пробкового дерева, бамбука, а также использую морской песок и мелкую ракушку. Для создания миниатюры с маяком мне нужны самые разные инструменты: пила, бормашинка, иногда топорик, резчицкий нож, стамески, электрическая отвёртка с насадками свёрл разных диаметров, пинцет, плоскогубцы и другие. Работать с инструментом меня научил мой папа. Одной из его профессий стало столярное дело, и так как мы жили в своём доме, его умение работать с деревом часто ему пригождалось. Все хозяйственные постройки на участке, от забора до бани, он строил сам, а я всегда болталась поблизости, наблюдала за ним и пробовала мастерить что-то, копируя папу. Так я научилась пользоваться пилой, забивать гвозди, сверлить, и сейчас этот опыт во всём помогает.

– Все ли материалы родом с побережья или что-то интересное для Вашего творчества можно найти и, например, в лесу?

– Я нахожу деревяшки на диких пляжах Чёрного моря. В моих работах из дрифтвуда сделаны сами острова, киты и маяки, пирсы. Исключением могут стать домики, но даже для них я часто нахожу на берегу моря подходящие реечки и брусочки. Дело в том, что в море впадают реки, по берегам которых находится множество посёлков и деревень, где всегда что-нибудь строится, ремонтируется и т.д. Иногда реки выходят из берегов из-за дождя и уносят с собой строительный мусор. Вероятно, так столярные обрезки и попадают в море. Так вот, если вдруг дрифтвуд-рейки заканчиваются, тогда, чтобы напилить домиков, я беру подходящие рейки в строительном магазине. Получается из дрифтвуда делается вся миниатюра, кроме домиков, иногда. Море даёт мне достаточно материала для моего творчества. Но если у вас нет доступа к морю, это не повод отказываться от творчества. На помощь придёт древесина, найденная в хозяйстве, я называю это «домашний дрифтвуд»: старые бруски, рейки, разобранный забор, некрупные по диаметру брёвнышки, оставшиеся от старого спиленного дерева. Главное, чтобы древесина была сухая, без плесени или гнили.

Наверное, можно использовать и лесной дрифтвуд, помню, раньше мы делали поделки в школе из лесных материалов. Но в нём часто можно обнаружить жизнь: насекомых, плесень, грибок, поэтому нужно обрабатывать материал после сбора. Морские материалы пропитаны солью и высушены палящим солнцем, в такой древесине жучки жить не хотят. Вообще, если нет возможности собрать дрифтвуд, а творить хочется, всегда можно наведаться в столярную мастерскую и попросить деревянные остатки, думаю, там с радостью поделятся этим добром, для них это мусор, который они не знают куда девать. Такая древесина вполне подходит для подобных работ. Многие мастера состаривают её вручную с помощью химических растворов, браширования, обжига, шлифовки, придают рельеф стамеской. Ещё один из вариантов – купить материалы на маркетплейсах, где можно найти готовые композиции, которые останется просто раскрасить, как вам хочется. Удобно, если вам трудно распиливать и делать заготовки самостоятельно. Наверное, такие изделия уже сложно назвать дрифтвуд-артом, но работы тоже получаются очень красивые.

– Опишите, пожалуйста, Ваш рабочий процесс. Сколько времени занимает работа над изделием и из каких этапов она состоит?

– Всё начинается с идеи и подбора деревяшек для композиции. Иногда материал словно по волшебству оказываются рядом с друг другом, и я сразу вижу, что получится. А бывает деревяшку нужно повертеть, покрутить, а порой и отложить до момента, пока не родится какая-нибудь идея. Часто это происходит с интересными экземплярами, ведь они редкость, единственные во всём мире, и хочется сделать из них что-то особенно прекрасное. Работа над изделиями занимает разное количество времени, потому что это всегда что-то уникальное. Повторить готовое изделие невозможно, но можно сделать подобную работу. К тому же многое зависит от моего настроения, в плохом настроении я не могу и не буду работать. Мои работы появляются в прекрасном настроении и созданы нести в себе тепло, свет и вдохновение. К счастью, хорошее настроение у меня преобладает.

– Какая из Ваших работ наиболее Вам запомнилась и почему?

– Наверное, это большой синий кит с домиками и маяком на спине, который отправился в Чили. Мне кажется, это самая грандиозная работа: каждый домик своего цвета, со своим рисунком, много деталей, разноцветный, как сам город Вальпараисо — жемчужина Тихого океана. Бабушка заказала его для внука, кит висит у него в комнате. Мне, кстати, регулярно передают приветы от него, я это очень люблю, это некая связь с любимыми изделиями. 

– Как Вы определяете стоимость своих изделий?

– Ценообразование для меня сложная вещь, часто говорят, что я продаю свои работы слишком дёшево. Все мои работы непохожи друг на друга, в этом их уникальность. Невозможно продавать их по единой стоимости. Сначала я пробовала определить стоимость изделия по времени, но так как я работаю дома и меня всё время что-нибудь отвлекает, считать точно оказалось невозможным. Сейчас я ориентируюсь по совокупности нескольких факторов: по опыту, времени, количеству и сложности деталей, которые присутствуют в миниатюре. Чем больше деталей, тем стоимость работы выше. Также мне помогают предыдущие работы – я сравниваю их с новой, учитываю сложность деталей и таким образом определяю стоимость. 

– Кто Ваши покупатели и какова география покупок изделий из дрифтвуда?

– Смотрителями маяков из дрифтвуда становятся люди, влюблённые в море и маяки, которые любят мечтать, путешествовать, которые ценят ручную работу. Часто морские миры берут на подарок и, конечно же, для себя. География каждый раз расширяется, что очень меня радует. Мечтаю, чтобы мои маячки светили людям в каждом уголке Земли. Мои работы уже есть в Чили, Израиле и ОАЭ. Отправить маячок за границу – одна из ступеней признания для меня, ведь если кто-то хочет именно твоё изделие и неважно, столько тысяч километров разделяют покупателя и продавца, — это говорит об уникальности работы и большой степени доверия, что для меня тоже важно. 


– Для каких интерьеров подходят Ваши работы?

– Надо сказать, я не очень сильна в дизайне интерьеров, мне сложно ответить на этот вопрос, но вот что думаю по этому поводу. Мои маячки миниатюрны и часто не превышают 15 см в длину и примерно столько же в высоту, есть и работы ещё меньших размеров. Поэтому они не сильно привлекают внимание в общем интерьере. Только при близком контакте можно разглядеть детали, погрузиться в маленький мир. Это что-то сакральное, только твоё, мечта, которая недостижима в данный момент в реальности, маленький мир, где можно укрыться от трудностей большой жизни. Это способ уйти от неприятных мыслей туда, где всё спокойно, где не нужно принимать решения и делать выбор. Эти миры для медитативного состояния, которое вызывает чувство защищённости. Мои миниатюры — это маленькая жизнь, возможность попробовать себя в новой роли, преодолеть внутреннюю неудовлетворённость, нерешительность или неуверенность, ничего не меняя в привычном мире. Они идеальны для рабочего стола или места в доме, где вы отдыхаете и, наверное, могли бы украсить любой интерьер.

– Как Вы предпочитаете отдыхать и в чём находите вдохновение?

– Предпочитаю отдых на природе, просто обожаю ехать куда-нибудь, идти, подниматься в горы, жить в палатке в лесу или на берегу моря. Если возможности выехать на природу нет, я читаю, рисую, смотрю любимые фильмы, пробую себя в новых видах творчества. Недавно сшила куклу и получила массу удовольствия. Вдохновение черпаю в природе, музыке, в созидании творческих людей. Вообще, чаще всего работаю под музыку, предпочитаю разную: от рока до классики, мне просто нравится хорошая музыка, от которой у меня мурашки, нравятся песни с глубоким смыслом. В природе меня вдохновляют цвета, там столько цветовых палитр! Например, на создание миниатюр «Зимний шторм» и «Северное сияние» я вдохновилась одноимёнными природными явлениями. Я очень люблю творчество талантливых мастеров совершенно разных техник и направлений, листая фото с работами которых, внезапно может прийти очень крутая идея, хотя наше творчество совсем не пересекается. Просто где-то внутри загорается лампочка и генерируется идея. Это здорово!

– Каким Вы представляете своё дело через несколько лет?

– Не представляю и не планирую. Занимаюсь исключительно в своё удовольствие. Завтра мне вполне может прийти в голову сменить направление. Я не стану держаться за то, что уже не приносит удовлетворения. Мне важно слушать своё сердце, слышать себя. Я давно уже поняла, если буду идти против своих желаний, ничего хорошего от этого не выйдет. Только делая что-то от сердца можно получать и давать, всё остальное не имеет смысла. 


– Какой совет Вы можете дать тем, кто хочет сделать своё хобби источником дохода? 

– Не помню, где слышала эту фразу: «как только вы делаете хобби источником дохода, оно перестаёт быть хобби». Хобби – это что-то для себя, для собственной реализации, для своего проявления в этом мире. По моему мнению, человек должен обладать множеством качеств для того, чтобы монетизировать своё хобби. Это может сделать любой, кто не боится ежедневного труда, получает удовольствие от того, чем занимается, верит в себя и ценность своего продукта.

Ключевые слова: дрифтвуд, маяки ручной работы, композиции из дерева, советы мастера, интервью с мастером, новый вид творчества, как заработать на хобби

Виды творчества: Декорирование, Дизайн, Живопись, Материалы для творчества, Моделирование


Еще публикации

Украшения ручной работы, актуальные этим летом

Мария Николаева 2 Май 2024, 10:57

Украшения с летним настроением. Какие украшения ручной работы выбрать для летнего периода и как их правильно носить.