Екатерина создаёт тёплые и уютные броши в авторской технике, смело смешивая материалы. Её вышивка помогает сохранить сказку и даже подержать её в ладонях, даря ощущения чуда и напоминая о самом важном.
– Екатерина, как Вы начали заниматься творчеством и в частности вышивкой?
– С детства я воспитывалась во всём творческом. Моя бабушка вышивала и научила этому мастерству меня. Уже в 5 лет я сделала свои первые стежки, потом были разные книжки по рукоделию, с помощью которых я училась шить. Однажды мама у меня спросила: «А почему ты не реализуешь себя серьёзно в какой-то творческой сфере, ведь можно миру дарить свои изделия?». Я задумалась об этом и стала искать себя. Сначала я делала игрушки, в том числе и с вышивкой тоже, сотрудничала с приютами для брошенных животных, организаторы которых устраивали выставки для пристроя совместно с благотворительными ярмарками, часть выручки от которых шла на нужды приюта. Потом как-то задумалась о том, что мне бы хотелось больше заниматься именно вышивкой, душа лежала к этому и было много идей. И я начала заниматься вышивкой гладью, потому что крестик – это скучно, а гладь даёт больше возможностей и вариантов для творчества, так и появились броши.
– Почему «Котин Лес»? Как появилось это название и что оно означает?
– На самом деле выбор названия давался мне очень тяжело. Хотелось, чтобы в названии было что-то и с кошечками, и с природой, потому что это всё мне близко. Тётя звала меня котиком, это созвучно с Катей, Котей, и я решила, пусть будет «Котин Лес» – лес, полный чудес. Несколько раз я пыталась сменить название, но так и не нашла ничего лучше. А спустя какое-то время многие уже стали узнавать меня именно по этому названию и я настолько сроднилась с ним, что даже никуда деваться от него и не хочу.
– Какие изделия ручной работы Вы делаете сейчас? Что можно заказать или приобрести из наличия?
– Я создаю в основном броши, это главная ниша, в которой я работаю. У меня здесь уже рука набита и опыта много. Но иногда хочется чего-то нового, немного сменить направление, и я вышиваю панно в необычный смешанной технике современной вышивки. В последнее время также начала делать воротнички, один даже был на заказ. Обычно я не принимаю заказы на воротнички – это слишком индивидуально и сложно, тяжело угодить, чаще всего покупают готовые работы, когда посмотрел и влюбился в вещь. Работа над заказом подразумевает небольшую абстракцию, обычно заказчики мне доверяют и остаются довольны результатом, но так бывает в случае с брошами, где есть больше примеров готовых работ. Да и сами изделия носить проще – приколол и пошёл. Работать с воротничками сложнее: там многое зависит от того, как ляжет форма и вышивка. Это более узкое направление аксессуаров, специализированное, которое требует всё-таки какого-то особого настроения, одежды и прочего. Сейчас я всё больше работаю над выполнением заказов, потому что их скопилась уже огромная очередь, а времени на творчество не так много. В основном делаю повторы своих самых популярных авторских брошей, где на первом месте мотыльки – эти пушистые пухлые насекомые с лапками-звёздочками понравились уже очень многим и стали хитом. Есть разные расцветки, которые можно подобрать в зависимости от настроения. Из наличия приобрести тоже можно, но сейчас это происходит намного реже. Эскизы для своих работ я создаю сама и вышиваю по авторским заготовкам. Часто заказывают стилизованные портреты домашних любимцев, высылают мне фотографии животных, и я делаю в своей стилистике броши, которые получаются узнаваемыми за счёт ключевых особенностей, характерных для этого животного: расцветки, особого прищура, положения ушей.
– Что такое современная вышивка и чем она отличается от традиционной?
– Современная вышивка – это свобода, свобода творить чем хочешь, как хочешь без каких-либо догм или правил. Можно пришивать и вышивать всё, что захочется и как захочется. Для меня было открытием, что оказывается можно делать и так. Гладь – это так скучно, чисто. Ну иногда французские узелочки или что-то там добавишь, но всё равно было трудно придумать, что необычного сделать. И я стала пробовать вышивать разными нитками, в том числе использовала для этого пряжу разной толщины, порой даже очень толстую, и находила ей необычное применение. Например, пряжу букле или другую плотную и пушистую пряжу я могу пришить сверху заготовки; сочетаю матовые пушистые нитки с блестящим металлизированным бисером и это выглядит очень волшебно и необычно. В современной вышивке допустимы любые сочетания, в том числе грубоватой фактуры пряжи и гладкого декора, бисера. Сейчас я перешла на вышивку шерстью, она такая тёпленькая, приятненькая, использую для этого шерстяные мулине. Броши получаются очень тактильными и их приятно брать в руки.
– Кто Ваши покупатели?
– Мне писали разные люди, но нас всех объединяет любовь к природе и творчеству, это самое главное. В основном среди моих покупателей те, кто любит домашних животных, кто неравнодушен к сказке и добру. Многие заходят и очаровываются той атмосферой, которую я создаю в своем блоге: вот эти блестящие волшебные бисеринки, ниточки и даже ножницы – из таких мелочей складывается картина, где я выступаю в роли доброй лесной феи, которая окружает позитивом и транслирует в окружающий мир что-то такое возвышенное и особенное, и это притягивает людей, которые ищут добрый и немного волшебный контент. Листая ленту новостей, приятно наталкиваться на хорошие посты, которые напоминают о чём-то давно забытом вроде детских сказок.
– Какая из Ваших работ наиболее Вам запомнилась и почему?
– Воротничок, который изначально планировался как брошь. Мы размышляли с заказчицей, и она сказала, её любимая песня «Кукушка» Виктора Цоя, где есть строка: «камнем лежать или сиять звездой», и всё это надо было передать. Я нарисовала эскиз, который стал полноценной картиной, и отправила на согласование. Однако пожеланием заказчицы было наличие текста, а на броше это просто нереально сделать, и мне пришло озарение, что можно вышить воротничок, на краю которого будет органично смотреться нужный текст. Я вышила элементы картины с текстом и отправила готовую работу заказчице. Ей очень понравился результат, она даже растрогалась. Правда, встал вопрос с особенным нарядом под этот воротник, но оно того точно стоило! Для меня в творчестве очень важна возможность осуществить мечту человека, создать что-то особенное. Ради таких моментов я и работаю, создаю сказку.
– У Вас есть предпочтения среди материалов и инструментов для вышивания? Есть что-то, что Вы можете порекомендовать?
– Я вышиваю основу на фетре, это самый удобный материал для вышивки брошей, и он должен быть жёсткий. Для оформления задней стороны брошей я использую экозамшу. У меня табу на использование натуральной кожи и меха, я против того, чтобы украшать себя частью животного, которое раньше было живым, для меня это дикость какая-то. Поэтому в работе я использую только экологически этичные материалы. Иголки – это самое основное, что должно быть у мастерицы для качественной вышивки, я подбираю их методом проб и ошибок, постоянно беру новые и до сих пор не нашла то, что мне бы идеально подошло. Обязательно должны быть маленькие острые ножницы, которые надо менять, если они затупятся, потому что их используют для очень точной и кропотливой работы.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте участия в выставках. Как правильно подготовиться, чтобы участие было эффективным?
– У меня совсем небольшой опыт участия в выставках, вот как раз на ярмарке, организованной в помощь брошенным домашним животным, и ещё я выставляла свои работы в доме мастеров, но это была именно выставка, куда можно прийти и посмотреть, поэтому там подготовки особо и не было. Я просто демонстрировала свои работы, разложенные по разным направлениям, и рассказывала о своём творчестве.
– Какие изделия ручной работы, выполненные другими мастерами, Вы чаще всего приобретаете?
– У меня есть два фаворита, от которых я без ума – это керамика и эпоксидная смола. Сама я никогда этим не занималась и понимаю, как на самом деле это сложно, потому что для керамики нужна специальная печь для обжига и много всего особенного, да и с эпоксидной смолой работать непросто, она токсичная, и заниматься я этим точно не могу. Мне ближе тёплые материалы, работой с которыми можно насладиться и пощупать, как, например, шерсть и нитки. Поэтому я очень ценю то, что точно не смогу сама сделать. Изделия из эпоксидной смолы прекрасны, цветы, застывшие внутри, – это просто любовь. Из керамики я коллекционирую разные кружки и у меня это вызывает восторг.
– Какие ещё творческие направления Вы хотели бы освоить?
– Чем я только не занималась перед тем, как удалось найти себя и любимое направление в творчестве! Пожалуй, мне пока всего хватило, и сейчас я уже максимально сосредоточена именно на творчестве, как художница. Мечтаю наконец-то опубликовать свою книжку с иллюстрациями.
– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?
– В моём творчестве чаще всего присутствуют природные мотивы, поэтому природа для меня – самый главный источник вдохновения. Она дарит мне внутреннюю гармонию, и я получаю наслаждение от прорисовывания каждой детали веточки, листика, лепесточка и вышивания природных элементов. Часто я сохраняю разные фотографии с интересными природными мотивами. И всё-таки главный вдохновитель – это мой кот, и именно поэтому у меня очень много рисунков и брошек с чёрными котами. Можно сказать, что он стал лицом моего авторского бренда. Кстати, оказалось, что очень многие любят именно чёрных котов и броши с их изображением пользуются популярностью. Поддерживает меня вся моя семья, и честно говоря, я нигде больше не видела такой мощной поддержки. Именно они всё время заставляют меня снова поверить в себя, если я устаю или что-то не получается. Моя семья всегда меня поддерживает и верит в меня!
– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам, о том как начать зарабатывать на своём хобби.
– Вспоминаю себя 8 лет назад и думаю, что прежде всего нужно найти правильный круг общения. Когда находишь единомышленников и начинаешь общаться с другими мастерами и творческими людьми, понемногу уходит страх, перестаёшь бояться критики и начинаешь смелее показывать свои работы. Такая поддержка очень важна, особенно в начале творческого пути. Можно писать друг другу комментарии, покупать что-то и зачастую даже находить друзей в творческих сообществах. Такое общение даёт не только веру в себя, но и первые продажи вне круга своих ближайших знакомых, служит стимулом к началу активных действий. Я прошла много всяких курсов, слышала немало мотивирующих слов о том, что нужно непременно зарабатывать, знать свою целевую аудиторию и так далее, и это действительно очень важно, но в первую очередь надо определиться с тем, что именно ты хочешь транслировать в окружающий мир для других людей, чем ты можешь зацепить, придумать основную идею и быть собой. Важно не потерять дух творчества в погоне за коммерческим успехом. Можно зарабатывать на хобби комфортно и не делать из этого конвейер. Надо искать эту золотую середину. Понятно, что многие начинающие мастера в основу своих первых работ берут популярные мастер-классы, но когда уже рука набита, приходит уверенность в себе и надо обязательно искать что-то своё, фантазировать, и в результате появляются какие-то свои фишечки, за которые клиенты выбирают именно вас и пишут об этом в отзывах. Творчество – это действительно путь, во время которого ты всё время двигаешься вперёд и открываешь для себя что-то новое. Нельзя стоять на месте! Главное, не потерять себя в этом пути.