Елена живёт в посёлке Красное поле Сосновского района Челябинской области и каждый день ходит в лес за вдохновением и природными материалами. Её творчество наполнено красотой и энергией природы, которая притягивает людей и помогает найти покупателей для авторских украшений Елены.
– Елена, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы начали заниматься творчеством и почему предпочли гальванику другим направлениям.
– Творчеством я занимаюсь с самого раннего детства. Уже в три года воспитательница в детском саду отметила мои способности и сказала маме, что мне нужно их развивать. С тех пор мама водила меня на кружки, а затем я ходила художественную школу. Сколько себя помню, я никогда не сидела без дела: рисовала, вышивала, вязала. Я много всего перепробовала, но гальваника захватила меня с головой и уже три года не отпускает. Я с наслаждением занимаюсь этим творчеством и рада, что людям нравится результат, они с удовольствием покупают мои украшения. И это именно тот случай, когда любимое хобби приносит доход.
–В чём особенность природы Вашего родного края – Челябинской области? И с какими природными материалами Вы предпочитаете работать?
– Челябинская область богата и озёрами, и лесами, и горами. Сбылась моя давняя мечта – жить рядом с лесом! Сейчас я живу за городом в пятидесяти метрах от него, гуляю по два часа каждое утро с собакой, с наслаждением любуюсь красотой леса, собираю красивые листочки, веточки, пёрышки – всё, что, по моему мнению, можно попробовать покрыть медью.
– Можно ли научиться гальванопластике самостоятельно или важно найти хорошего учителя с большим опытом в ремесле?
– Гальванике я обучалась у мастера. Конечно, можно всему научиться и самостоятельно, но методом проб и ошибок, а значит, на это потребуется гораздо больше времени. Я училась полгода: сам курс изучила за месяц и ещё полгода практиковалась. Свои первые работы я делала для себя и в стол, но мне всегда хотелось показать их миру и спустя некоторое время я начала показывать украшения в группе ВКонтакте, и люди стали с удовольствием их покупать.
– Какие инструменты и материалы нужны для того, чтобы освоить гальванику? Насколько это дорогое удовольствие?
– Скажу сразу, что гальванопластика – это дорогое хобби. В первый год я потратила примерно сто тысяч на оборудование, инструменты, фурнитуру и камушки, и только спустя год я смогла окупить затраты. Я не заработала ничего, просто отработала свои расходы в течение года.
– Из каких этапов состоит работа над украшением и сколько времени она занимает?
– Гальваника – это не чеканка, как многие ошибочно думают, и я не заливаю листья раскалённым металлом. В моей мастерской есть две гальванические установки с раствором электролита и медного купороса, в которые я помещаю заранее покрытые токопроводящим лаком листики, веточки, перья. Подвешиваю их на катод, а анод – источник меди. Подключаю слабый электрический ток, он проходит через листики, ионы меди равномерно осаждаются на заготовке и получается её точная копия, только медная.
За один день превратить листик в украшение невозможно. Сначала его надо высушить, на это уходит несколько дней, затем к каждому листику, а лучше сразу к 30, прикрутить тонкие медные проволочки, на этот процесс уйдет более двух часов. Потом покрыть каждый листик токопроводящим слоем из графита и специального лака – это тоже пара часов. Работать нужно очень аккуратно, потому что сухой листик может сломаться. Далее – высушить этот токопроводящий слой и поместить листок в гальваническую установку для меднения.
Чтобы листик покрылся весь медью, потребуется от 8 до 30 часов. У меня две установки, в каждую помещаю по 3-6 листиков, они все разные и каждому требуется своё время для меднения. Например, листья покрываются за 8 часов, а сушенный срез груши и яблока пробудет в установке двое суток. Затем замеднённые предметы нужно вынуть, обсушить и обжечь. Я выжигаю органику внутри, запаиваю дырочки, припаиваю какие-то элементы, крепление – на это уходит ещё несколько часов. После обжига происходит отбел в растворе кислоты, затем каждое украшение промываю и высушиваю 2-3 часа, покрываю ещё раз тонким слоем меди в установке, снова мою и высушиваю. Далее я патинирую. Этот процесс занимает от нескольких минут до 10 часов, зависит от патины. Запатинированное украшение нужно высушить и заполировать выступающие части каждого листика. Затем я делаю финишную обработку лаком и только после этого приступаю к сборке украшений. Для каждого украшения своё время сборки, которое зависит от сложности и количества камней. Если сложить все этапы работы, вот эти минутки и часы, то получается, что от листика до готового украшения проходит не менее 36 часов. После этого начинаешь понимать, почему украшения в гальванической технике не могут стоить дешево!
– Заниматься гальваникой удобно дома или для этого нужно отдельное помещение? Как выглядит Ваша мастерская и где она расположена?
– Гальваникой нельзя заниматься дома, потому что это вредное производство. Гальваническая установка состоит из автомобильного электролита, а это серная кислота и она имеет свойство испаряться. Такие испарения очень вредны, поэтому должна быть или хорошая вытяжка, или отдельное помещение с вытяжкой, чтобы не нанести ущерб своему здоровью и своим близким. У меня собственная мастерская, которую я содержу, и это тоже немалая статья расходов. Каждый будний день я работаю в мастерской, а в выходные занимаюсь продажей украшений. Весной, осенью и зимой я выставляю свои работы в торговых центрах, летом разъезжаю по разным фестивалям и ярмаркам.
– Расскажите о Вашем опыте участия в ярмарках и фестивалях. Как наилучшим образом к ним подготовиться и достойно представить свои товары ручной работы?
– В этом году уже второй раз я была на Бажовском фестивале, посетила Бушуевский фестиваль. Меня приглашают на День города, на маркеты и ярмарки, и я стараюсь не пропускать ни одно мероприятие в своём городе. Для этого у меня есть всё необходимое: раскладной стол, торговая палатка, оборудование для выкладки, переносное освещение. Я распечатала визитки, QR-коды, чтобы можно было меня легко найти в соцсетях. На меня подписываются люди не только из Челябинской области, но и из других регионов России, потому что моя группа ВКонтакте очень хорошо работает и приводит ко мне любителей этно, эко и бохо украшений, тех, кому этот стиль очень близок и откликается. Для участия в ярмарке, кроме стандартной подготовки, важно подготовить и свой образ: не просто выйти в базовой одежде, а придумать что-то необычное и интересное. Например, на Масленицу я надеваю кокошник, русский народный платок, делаю красные щёчки и готовлю шуточные прибаутки по теме. Летом мой образ состоит из русского платья, блузки в народном стиле, венка из цветов. И даже есть специальная кожаная обувь – поршни. На каждой выставке я широко улыбаюсь, приветствую всех, рассказываю о своих работах, но никогда ничего не впариваю. Люди с интересом слушают. Очень много и женщин, и мужчин, которые, конечно, интересуются больше технической стороной, при этом они покупают подарки своим дамам – жёнам, дочерям, мамам, тёщам.
– Какая из Ваших работ наиболее запомнилась и почему?
– Одно из самых запомнившихся изделий – это медное перо. Я хотела сделать из него подвеску. Перышко было необычайно красивой формы, пушистое. Оно было уже покрыто медью, и нужно было его аккуратно обжечь, а затем припаять колечко для шнурка. Я не рассчитала силу огня у газовой горелки, и при нагреве нижняя часть медного пера лопнула и развалилась. Я очень расстроилась, но горевала недолго. На столе передо мной лежали камушки для работы, срезы агата, и я приложила один из них к пёрышку. Эта идея, когда перо продолжается в камне, показалось мне очень интересной. Я сделала оправу камню, припаяла этой самой газовой горелкой её к перу, вставила камень, запатинировала, отшлифовала и получилось великолепнейшее украшение – подвеска-перо с камнем! Я разместила эту работу в соцсетях и у меня сразу его купила режиссёр-постановщик Мурманского театра кукол. Перо отправилось в Мурманск и теперь его носит творческая личность.
– Какие изделия ручной работы других мастеров Вы используете в своей работе?
– В своей работе я использую handmade-товары, созданные другими мастерами. Например, сочетаю гальванопластику и лэмпворк – это стекло, расплавленное вручную в пламени горелки, из которого делают бусины. Ещё я покупала ягодки земляники из полимерной глины – это тоже была авторская работа.
– Мимо чего Вы точно не смогли бы пройти на ярмарке handmade-товаров?
– Мимо русской народной одежды. Я всегда присматриваю для себя и своего ярмарочного образа что-то интересное. Летний наряд у меня есть, теперь интересует что-то тёплое на зиму, мимо чего я не смогла бы пройти.
– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?
– Я вдохновляюсь красотой природы, которую очень люблю. С самого раннего детства с бабушкой мы ходили по лесу, и она мне показывала, какую ягодку можно есть, а что нельзя, обращала моё внимание на каждый кустик и птичку. С бабушкой я прошла эту лесную школу жизни. Она связала меня с природой, научила видеть красивое. Лес меня любит, кормит, и не только ягодами и грибами, он делится со мной своими дарами – подкидывает пёрышки к моим ногам, веточки какие-то интересные, листочки. Мои друзья тоже вдохновлены моим творчеством и часто из разных поездок привозят мне всякие природные сокровища, что-то, что можно замеднить. Это очень трогательно, и я очень рада, что моё творчество так откликается людям.
– Какие у Вас творческие планы и как Вы представляете своё дело через 5 лет?
– В мои планы входит вырастить достойного помощника, обучить всему. Я очень хочу, чтобы у меня появился подмастерье, надёжный человек, который мог бы меня подменить и в мастерской, и на ярмарке. Надеюсь, что это будет моя дочь, но пока она не проявляет особого интереса к моему творчеству, сейчас ей ближе музыка. На мои украшения уже достаточно высокий спрос, и я просто не успеваю физически закрывать потребности людей. Заказов много, часов в сутках и дней в неделе мало. Также планирую записать своё обучение, потому что на это поступает много запросов, а физически каждого обучить не получится. Поэтому появилась и такая идея.
– Дайте, пожалуйста, несколько советов начинающим мастерам о том, как сделать своё хобби прибыльным.
– Начинающим мастерам в гальванике я советую не торопиться продавать свои украшения, тем более сразу продавать дорого. Я рекомендую сначала разобраться во всём досконально, набить руку, а потом уже выкладывать их на продажу. Я рассказывала о своём творчестве поэтапно. Сначала делилась учебными работами, потом показывала первые самостоятельные, и только лучшие из них я предлагала купить по совсем невысокой цене. Не бойтесь говорить о том, что вы только в начале пути и постепенно показывать свой рост. Надо начинать с малого. Когда я вижу, что незрелые украшения продают по две тысячи, я понимаю, что цена на них сильно завышена, они зачастую кажутся недоделанными или неинтересными. С опытом всё придёт и цена за вашу работу вырастет. Однако работать в стол тоже не нужно, даже если вы наслаждаетесь процессом. Делясь своим творчеством, вы получаете обратную связь, а это очень вдохновляет на дальнейшую работу. Самое главное – получать удовольствие от своего дела, от общения с покупателями. Так приятно, когда хвалят твои работы, восхищаются и выбирают авторские изделия сначала для себя, потом в подарок, а затем уже хотят прийти на обучение. Это так классно! И ещё посоветую начинающим мастерам не унывать, если что-то не получается, не бросать своё дело, не складывать рук. Из каждой неудачи можно извлечь что-то полезное и двигаться дальше. Важно не жаловаться на то, что жизнь тяжёлая и покупателей нет. Я не люблю и не практикую такое, и держусь подальше от всех негативщиков. Только с улыбкой, только бодро, вперёд, не унывать и не жаловаться, не ныть.