Народные куклы. История возникновения и особенности традиционных кукол


Рубрика: История рукоделия

Народные куклы. История возникновения и особенности традиционных кукол
Народные куклы – традиции и особенности

Кукла – это игрушка, которая существует с древнейших времён. Играя в куклы, дети выстраивают ролевые модели и получают опыт взаимодействия с миром взрослых, развивают воображение и проигрывают свои страхи. Для взрослых же это самый простой путь окунуться в мир детства. Кукла всегда имеет образ человека и в этом её простота и загадка.

На протяжении длительного времени куклы были исключительно ручной работы. Благодаря простым и доступным материалам, таким как лоскуты ткани, солома, дерево, нитки, создание кукол было доступно каждому и не занимало много времени.

Изначально куклы служили тотемом, важным символом, и были наделены глубокими мистическими свойствами. С их помощью проводили различные обряды, поэтому процессу изготовления игрушек придавалось особое значение. Например, считалось, что во время создания куклы нельзя использовать колющие и режущие инструменты, поэтому материал предпочитали рвать, связывать, переплетать, обматывать. Кукол, изготовленных таким способом, принято было называть мотанками.

Мастерство по созданию традиционных русских кукол передавалось из поколения в поколение. Готовые игрушки берегли и верили в их силу: они защищали от злых духов, помогали получить хороший урожай, приносили удачу и процветание.

Русский народ – многонациональный, поэтому традиций создания народных кукол на Руси великое множество. Особое внимание при создании куклы отводилось костюму. Очень часто для создания игрушек использовали лоскуты ткани от старой одежды.

По особенностям наряда куклы можно было без труда понять, к какому сословию и народу она принадлежит и для чего служит.

Изделия Мастеров Hands4U

Вепсская кукла

Вепсы – это малочисленный народ, в основном проживающий в Карелии, которому была присуща обрядовая культура. Верящие в живую силу, окружающую их, они старались жить в гармонии с природой и духами. 

Традиционная вепсская кукла служила женским оберегом, помогая удачно выйти замуж, выносить и защитить ребёнка. Эту кукла очень узнаваема благодаря выдающимся женским признакам.

Для изготовления куклы использовали обрывки одежды и нитки. Сначала делалось основа в виде головы и рук из единого куска однотонной светлой ткани, сложенного по диагонали. Потом с помощью двух лоскутов поменьше делался нарядный сарафан, который под грудью повязывали передником. И в конце на голову куклы повязывали косынку.

Фото из книги «Русские обряды и традиции. Народная кукла» И. Н. Котова, А. С. Котова

Пеленашка

Пеленашка – традиционная кукла русских крестьян. Детей пеленали не только для того, чтобы уберечь от холода, жары и внешних воздействий, этот процесс имел глубокий сакральный смысл. Ограничивая движения ребёнка, его делали незаметным для злых духов, поэтому пеленание было важной частью ухода за новорождённым и его защиты.

Кукла-пеленашка делалась из ткани простым способом. Материал скатывали в тугую скатку и стягивали посередине нитью, символизирующей пупок ребёнка. Затем другой верёвочкой обозначали голову младенца и приступали к пеленанию. Закрепляли пелену узким отрезком ткани – свивальником, завязывая его специальным образом.

Такие куклы помогали детям через игру приобщаться к традиционным семейным ценностям. 

Фото из книги «Русские обряды и традиции. Народная кукла» И. Н. Котова, А. С. Котова

Лихоманка

Лихоманка защищала от болезней в зимний период. Считалось, что болезни вызывала Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сёстрами. Они нападали на ослабленного, уставшего или спящего человека и начинали его трясти (лихорадить). Для того чтобы от них уберечься и изготавливались лихоманки, изображающие самих сестёр. Хранились такие куклы за печкой обычно до Благовещения Пресвятой Богородицы и в ночь перед праздником сжигались вместе со старой соломой, служащей постелью. 

Лихоманки обязательно изготавливались под ритм заговора. Для основы брали лучину, на которую сначала наматывали светлую ткань. Потом заготовку обматывали тёмной тканью и перевязывали сверху передником, а затем уже повязывали платок.

Фото из книги «Русские обряды и традиции. Народная кукла» И. Н. Котова, А. С. Котова

Владимирская Столбушка

Берёза на Руси всегда была особо почитаемым деревом. В фольклоре часто девушки представали в образе берёзок, ведь это дерево символизирует женское начало. Существовала традиция загадывать на жениха с помощью бересты. 

Во владимирских деревнях было принято писать на коре берёзы имя суженого. Бересту закручивали в столбик и обряжали в куколку, отсюда и название – Столбушка. Свёрнутую в трубочку свежую бересту закрепляли, перетягивая нитями в нескольких местах. Далее заготовку сверху накрывали светлой тканью и делали складочки, подворачивая края на тех, что служили руками куклы. Потом добавляли элементы, символизирующие одежду – понёву (шерстяную юбку) и передник. Голову куклы повязывали платком, закреплённым узлом сзади. 

Такая куколка умела стоять самостоятельно, была фундаментальной, что символизировало основательность характера жителей Центральной России.

Свои куклы-столбушки были во многих областях: Курской, Архангельской, Орловской.

Без традиционных народных кукол невозможно представить историю России и её обычаи. Множество кукол было придумано в разное время время: Кувадка, Бессонница, Крупеничка, Кострома, Коляда, обрядовые свадебные куклы. У каждой было своё назначение и особенности создания. Традиции изготовления народных кукол ручной работы сохранились и до наших дней. Правда, сейчас такие куклы чаще можно встретить в сувенирных лавках, а не в деревенских домах, но в них по-прежнему жив дух истории и звучат отголоски древнего волшебства.

Изделия Мастеров Hands4U

Ключевые слова: ручная работа, кукла в народном костюме, народная игрушка, авторская кукла, традиционная кукла, история куклы

Виды творчества: Wire Wrap, Аппликация, Аэрография, Батик, Берестяной промысел, Бижутерия, Бисероплетение, Бондарское ремесло, Валяние, Витраж, Вышивка, Вязание, Гобелен, Графика, Декорирование, Декупаж, Дизайн, Живопись, Инкрустирование, Канзаши, Квиллинг, Квилтинг и пэчворк, Керамика, Ковка, Ковроделие, Косметика ручной работы, Кружевоплетение, Куклы и игрушки, Лепка, Литье, Лэмпворк, Макраме, Материалы для творчества, Мебель, Моделирование, Мозаика, Музыкальные инструменты, Ниткография, Оригами, Папье-маше, Переплетное дело, Печное дело, Пирография, Писанкарство, Пластика, Плетение, Работа с кожей и мехом, Реставрация, Роспись, Свечи, Скрапбукинг, Скульптура, Ткачество, Флористика, Фотография, Фриволите и анкарс, Фьюзинг, Художественная резьба, Шитье, Ювелирное искусство, Цветоделие


Еще публикации

5 незаменимых инструментов для домашней творческой мастерской

Мария Николаева 6 Март 2023, 17:15

Обзор полезных инструментов для рукоделия.

Осенний цветотип: что подойдёт девушкам с осенним типом внешности

Мария Николаева 10 Сентябрь 2024, 10:08

Как создать неповторимый образ, используя знания о своём цветотипе. Что подходит девушкам с осенним цветотипом. Изделия ручной работы в тёплых оттенках…

Подвеска из ювелирной эпоксидной смолы

Дианова Ксения 7 Декабрь 2020, 19:28

Подвеска из ювелирной эпоксидной смолы ручной работы в розовом цвете с люминофором.

Русское народное творчество. Промыслы. Дымковская игрушка

Мария Николаева 2 Март 2023, 14:15

Об истории возникновения и создании дымковской игрушки.