Гжель – яркий и знаменитый вид русского народного искусства. Посуда и предметы домашнего декора с сине-голубым орнаментом на белом фоне знакомы каждому. Основная версия происхождения слова «гжель» – от глагола «жечь», ведь этот регион, расположенный на юго-востоке от Москвы, с древних времён был известен залежами глины, используемой для изготовления всевозможной утвари, прочность которой придавали с помощью обжига. Поэтому сначала было слово «жгель», которое потом трансформировалось в привычную нам форму.
Немного истории
Первое официальное упоминание о гжельской земле датировано 1339 годом. Согласно Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты эта местность передавалась во владение его старшему сыну. Позже область принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II, также она упоминалась в завещании Ивана Грозного.
В XVII веке гжельскую глину начали использовать в столице для изготовления аптекарских и алхимических сосудов. Чуть позже из неё стали делать изразцы, кирпичи, подсвечники, посуду и игрушки.
В середине XVIII века в Гжели стали производить майолику, роспись которой была цветной: использовали синий, жёлтый, зелёный и коричневый оттенки. Мотивами рисунков служили окружающие пейзажи, различные животные и растения. Кроме посуды, популярны были лепные фигурки, изображающие людей и животных. Царь Пётр I, впечатлённый во время своих путешествий китайским и голландским фарфором, оказывал покровительство учёным и мастерам, ставя перед ними задачу по созданию русского фарфора. И это получилось уже во времена правления Елизаветы Петровны у химика Дмитрия Виноградова – рецепт первого фарфора он создал как раз из гжельской глины. Его друг и научный соратник, ученый М.В. Ломоносов, писал: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее.…». Гжельскую глину стали активно использовать для изготовления фарфора: компоновали в бруски и поставляли в столицу для дальнейшего производства.
В начале XIX века на гжельской земле стали появляться заводы, расположенные в деревнях и сёлах региона (Кузнецовых, Сазоновых, Барминых), тогда же появилась знаменитая бело-синяя роспись. А вот небольшие ремесленные мастерские, наоборот, не смогли противостоять промышленной конкуренции и пришли в упадок.
После революции гжельские заводы стали государственными и работали в основном над производством технического фарфора. Возрождение промысла произошло в середине XX века благодаря искусствоведу А. Салтыкову и художнице Н. Бессарабовой. Была создана азбука гжельских мазков, которую до сих пор используют мастерицы на современных предприятиях. С этого времени началась новая история промысла, ставшего одним из символов русской культуры.
В советское время в Гжели открылся техникум, обучающий основам мастерства, и артель, отвечающая за массовое производство изделий. Гжельская посуда без преувеличения вошла в каждый дом. Работы в этой технике стали известны не только в России, но и заграницей. Гжель стала традиционным подарком и сувениром.
Секреты производства
Производство гжели происходит в несколько этапов:
Художник рисует эскиз, и по нему мастер вручную делает заготовку, доводя её до совершенства.
На основании заготовки производят гипсовую форму для заливки изделий.
Смесь, которой заполняют форму, называется шликер. Это жидкая фарфоровая масса, состоящая из воды, глины и различных добавок.
После того как форма заполнена шликером до краёв, её оставляют на некоторое время, чтобы входящая в состав смеси вода впиталась в гипс и шликер затвердел в местах соприкосновения с гипсовой формой, потом жидкую середину сливают и используют вновь для наполнения других форм.
После удаления излишков шликера изделие остаётся в форме ещё на некоторое время и только после того, как оно полностью просохнет, его можно достать из формы.
Полученное изделие дорабатывают вручную и с помощью шликера приклеивают приставные элементы, которые отливают отдельно. Швы тщательно замазывают и шлифуют с помощью специальных инструментов.
Готовую посуду обжигают для придания твёрдости и отпускают в фуксин – розовый раствор, который равномерно окрашивает изделие и позволяет увидеть даже незначительные дефекты.
После выявления брака изделия с дефектами идут на переработку, а на хорошие ставят клеймо.
Далее следует роспись. Краска – это раствор кобальта, который до обжига имеет тёмно-графитовый цвет. Мастера наносят рисунки с помощью беличьей кисти. Благодаря определённой технике забора краски на кисть и нанесения, удаётся изобразить на посуде рисунки любой сложности и передать около 30 оттенков синего.
Несмотря на традиционные схемы рисунков, каждое изделие – это авторская работа, о чём говорит индивидуальная подпись художника.
Расписанное розово-чёрное изделие покрывают глазурью, которая полностью скрывает рисунок и ставят в специальную печь, где оно проходит финальный обжиг при высокой температуре.
В результате получается традиционная бело-синяя посуда и предметы интерьера, устойчивые к внешним воздействиям.
Своим неповторимым и нарядным внешним видом гжель вдохновляет многих мастеров на использование традиционных узоров в различных творческих работах. В настоящее время можно встретить одежду, украшения, предметы интерьера и многое другое с узнаваемым орнаментом. Пройдя долгий и сложный исторический путь, гжель и сейчас является частью современного русского стиля.