Русское народное творчество. Промыслы. Гжель


Рубрика: История рукоделия

Русское народное творчество. Промыслы. Гжель
Об истории возникновения промысла и этапах создания.

Гжель – яркий и знаменитый вид русского народного искусства. Посуда и предметы домашнего декора с сине-голубым орнаментом на белом фоне знакомы каждому. Основная версия происхождения слова «гжель» – от глагола «жечь», ведь этот регион, расположенный на юго-востоке от Москвы, с древних времён был известен залежами глины, используемой для изготовления всевозможной утвари, прочность которой придавали с помощью обжига. Поэтому сначала было слово «жгель», которое потом трансформировалось в привычную нам форму.

Немного истории 

Первое официальное упоминание о гжельской земле датировано 1339 годом. Согласно Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты эта местность передавалась во владение его старшему сыну. Позже область принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II, также она упоминалась в завещании Ивана Грозного. 

В XVII веке гжельскую глину начали использовать в столице для изготовления аптекарских и алхимических сосудов. Чуть позже из неё стали делать изразцы, кирпичи, подсвечники, посуду и игрушки.

В середине XVIII века в Гжели стали производить майолику, роспись которой была цветной: использовали синий, жёлтый, зелёный и коричневый оттенки. Мотивами рисунков служили окружающие пейзажи, различные животные и растения. Кроме посуды, популярны были лепные фигурки, изображающие людей и животных. Царь Пётр I, впечатлённый во время своих путешествий китайским и голландским фарфором, оказывал покровительство учёным и мастерам, ставя перед ними задачу по созданию русского фарфора. И это получилось уже во времена правления Елизаветы Петровны у химика Дмитрия Виноградова – рецепт первого фарфора он создал как раз из гжельской глины. Его друг и научный соратник, ученый М.В. Ломоносов, писал: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее.…». Гжельскую глину стали активно использовать для изготовления фарфора: компоновали в бруски и поставляли в столицу для дальнейшего производства.

В начале XIX века на гжельской земле стали появляться заводы, расположенные в деревнях и сёлах региона (Кузнецовых, Сазоновых, Барминых), тогда же появилась знаменитая бело-синяя роспись. А вот небольшие ремесленные мастерские, наоборот, не смогли противостоять промышленной конкуренции и пришли в упадок. 

После революции гжельские заводы стали государственными и работали в основном над производством технического фарфора. Возрождение промысла произошло в середине XX века благодаря искусствоведу А. Салтыкову и художнице Н. Бессарабовой. Была создана азбука гжельских мазков, которую до сих пор используют мастерицы на современных предприятиях. С этого времени началась новая история промысла, ставшего одним из символов русской культуры.

В советское время в Гжели открылся техникум, обучающий основам мастерства, и артель, отвечающая за массовое производство изделий. Гжельская посуда без преувеличения вошла в каждый дом. Работы в этой технике стали известны не только в России, но и заграницей. Гжель стала традиционным подарком и сувениром.

Изделия Мастеров Hands4U

Секреты производства

Производство гжели происходит в несколько этапов:

  • Художник рисует эскиз, и по нему мастер вручную делает заготовку, доводя её до совершенства.

  • На основании заготовки производят гипсовую форму для заливки изделий.

  • Смесь, которой заполняют форму, называется шликер. Это жидкая фарфоровая масса, состоящая из воды, глины и различных добавок. 

  • После того как форма заполнена шликером до краёв, её оставляют на некоторое время, чтобы входящая в состав смеси вода впиталась в гипс и шликер затвердел в местах соприкосновения с гипсовой формой, потом жидкую середину сливают и используют вновь для наполнения других форм.

  • После удаления излишков шликера изделие остаётся в форме ещё на некоторое время и только после того, как оно полностью просохнет, его можно достать из формы.

  • Полученное изделие дорабатывают вручную и с помощью шликера приклеивают приставные элементы, которые отливают отдельно. Швы тщательно замазывают и шлифуют с помощью специальных инструментов.

  • Готовую посуду обжигают для придания твёрдости и отпускают в фуксин – розовый раствор, который равномерно окрашивает изделие и позволяет увидеть даже незначительные дефекты. 

  • После выявления брака изделия с дефектами идут на переработку, а на хорошие ставят клеймо.

  • Далее следует роспись. Краска – это раствор кобальта, который до обжига имеет тёмно-графитовый цвет. Мастера наносят рисунки с помощью беличьей кисти. Благодаря определённой технике забора краски на кисть и нанесения, удаётся изобразить на посуде рисунки любой сложности и передать около 30 оттенков синего.

  • Несмотря на традиционные схемы рисунков, каждое изделие – это авторская работа, о чём говорит индивидуальная подпись художника. 

  • Расписанное розово-чёрное изделие покрывают глазурью, которая полностью скрывает рисунок и ставят в специальную печь, где оно проходит финальный обжиг при высокой температуре.

В результате получается традиционная бело-синяя посуда и предметы интерьера, устойчивые к внешним воздействиям.

Изделия Мастеров Hands4U

Своим неповторимым и нарядным внешним видом гжель вдохновляет многих мастеров на использование традиционных узоров в различных творческих работах. В настоящее время можно встретить одежду, украшения, предметы интерьера и многое другое с узнаваемым орнаментом. Пройдя долгий и сложный исторический путь, гжель и сейчас является частью современного русского стиля.

Изделия Мастеров Hands4U

Ключевые слова: гжель, народный промысел, аксессуары в стиле гжель, ручная работа, русский стиль, подарки ручной работы, русское народное творчество

Виды творчества: Wire Wrap, Аппликация, Аэрография, Батик, Берестяной промысел, Бижутерия, Бисероплетение, Бондарское ремесло, Валяние, Витраж, Вышивка, Вязание, Гобелен, Графика, Декорирование, Декупаж, Дизайн, Живопись, Инкрустирование, Канзаши, Квиллинг, Квилтинг и пэчворк, Керамика, Ковка, Ковроделие, Косметика ручной работы, Кружевоплетение, Куклы и игрушки, Лепка, Литье, Лэмпворк, Макраме, Материалы для творчества, Мебель, Моделирование, Мозаика, Музыкальные инструменты, Ниткография, Оригами, Папье-маше, Переплетное дело, Печное дело, Пирография, Писанкарство, Пластика, Плетение, Работа с кожей и мехом, Реставрация, Роспись, Свечи, Скрапбукинг, Скульптура, Ткачество, Флористика, Фотография, Фриволите и анкарс, Фьюзинг, Художественная резьба, Шитье, Ювелирное искусство, Цветоделие


Еще публикации

Фартуки важны, фартуки нужны. Современный аксессуар с богатой историей

Мария Николаева 8 Апрель 2024, 19:18

Кому нужен фартук? История появления аксессуара и применение в наше время.

Изделия ручной работы из фетра: креативные идеи для творчества

Мария Николаева 28 Ноябрь 2024, 16:42

Изделия из фетра. Виды фетра и идеи для работы с ним.