Размышления о мастерах


Рубрика: Хендмейд как бизнес

Размышления о мастерах
Занимаюсь изготовлением изделий из дерева, камня и «запчастей животных.
Для меня это прежде всего любимое дело с детства, которое в силу объективных обстоятельств стало и по сей день является и средством «зарабатывать на хлеб», так уж сложилось…

С некоторых пор меня стали сильно одолевать несколько, на первый взгляд простейших, вопросов, которые хочу поднять в настоящей статье. Возможно, их анализ кому-то поможет в будущем, для кого-то прояснятся некоторые тонкие моменты, а кто-то сможет дополнить материалы статьи своими комментариями…
Прежде всего хочется поговорить подробно на тему «Что такое ручная работа?» и чем этот вид творчества отличается от других, очень похожих. Ко всему прочему необходимость эта назрела по причине не просто тривиальной путаницы на многих интернет-ресурсах, в частности, на торговых интернет-площадках, в понятиях «Ручная работа» («Изготовлено вручную») и новомодного английского «HandMade», но и по причине преднамеренной подмены этих понятий некоторыми «мастерами», а по сути обычными посредниками-продавцами…
Начнём с того, что английского HandMade переводится, собственно, как РУЧНАЯ РАБОТА (РУЧНОЙ ТРУД, СДЕЛАНО РУКАМИ), при этом перевод совершенно однозначный, без каких-либо «вторичных» толкований. Более того, это общепринятая международная «печать» или «метка», для изготовленных вручную товаров и иных изделий. Но одни люди, в силу элементарной неграмотности искренне полагают, что «Ручная работа» и HandMade понятия и, соответственно, изделия совершенно разные, что между ними нет ничего общего. Я конечно понимаю современную необдуманную страсть людей к заимствованным словам (преимущественно из английского языка), но не до такой же степени, чтобы использовать их, даже не зная значения таких слов и выражений. Доходит такое незнание в сочетании с фанатичной бездумной тягой к иностранным словам (как не вспомнить тут известную фразу из не менее известного фильма «У барона Врангеля всё английское!») до абсурдных и комичных ситуаций, когда человек ищет что-либо эксклюзивное для подарка или себе, упорно набирая в поисковике преусловутое «HandMade» и не находя желаемого. А на все рекомендации набрать в поиске «Ручная работа» иссуплённо начинает доказывать, что это «совсем другое, это не то, что изготовлено вручную»… Смех да и только… в сочетании с жалостью к умственным способностям некоторых таких «современных людей»…
Но у этой «медали» есть и обратная сторона, гораздо менее привлекательная, вызывающая если не откровенную неприязнь, то, по крайней мере, разочарование в уровне интеллекта одной категории участвующих в сделках купли-продажи, вкупе с некоторым даже восхищением «интеллектуальным словоблудием» другой категории участников подобных сделок. Приведу только один конкретный пример, с которым столкнулся лично. Более того, аналогичную ситуацию наблюдал и наблюдаю периодически в отношении многих людей, как на формах и торговых площадках интернета, так и в повседневной реальности, так сказать, живьём…
В общем, появилось у меня однажды непреодолимое желание сделать одному хорошему человеку подарок, а именно подарить хорошую кожаную сумку ручного изготовления. Долго искал, но всё же нашёл на одной торговой площадке то, что действительно понравилось. Диалог с продавцом, в смысле с мастером, был в некотором смысле уникальным. Узнав стоимость и немало подивившись весьма демократичной ценовой политике для изделий ручной работы, я задал главный вопрос:
— Я так понимаю, вы сами изготавливаете такие сумки?
Мастер:
— Нет, что вы… Это сумки изготовлены в Южной Корее, из качественной кожи, фабричным способом, проще говоря, это промышленная продукция.
Моё удивление начало расти:
— Простите, но ведь у вас сказано, что эти сумки ручной работы и что вы мастер, а не только продавец?
Мастер:
— Нет, это не ручная работа, это HandMade. И это полностью соответствует политике этой торговой площадки, а также описанию моего магазина.
После этих слов я почувствовал, что мои познания в английском языке ниже, чем у папуасов Новой Гвинеи:
— Извините, но вроде как HandMade означает, что изделие изготовлено вручную, а не на заводе? Или я чего-то не понимаю?
Мастер:
— Да, скорее всего вы не очень хорошо в этом ориентируетесь. HandMade означает, что изделие действительно изготовлено вручную мастером, но это не ручная работа, это совсем другое.
После такого ответа у меня закрались сомнения в собственном здравомыслии, но я всё же задал следующий вопрос:
— А разве «ручная работа» и HandMade не одно и то же, в чём тогда отличие?
Мастер:
— Да, HandMade это ручная работа, но это совершенно не та ручная работа, о которой вы говорите, это совсем разные вещи.
На этом месте общения я уже подумывал, не позвонить ли мне знакомому психиатру с просьбой о моём обследовании на предмет вменяемости… Но сделав над собой некоторое усилие, всё-таки продолжил содержательный разговор:
— Понятно, благодарю, что доходчиво объяснили. Сумка мне понравилась, я её беру. А скажите, есть у вас ещё что-то подобное, может быть, возьму на подарок ещё одному человеку?
Мастер:
— Да, конечно есть, правда, не всё успел выложить в магазине, сейчас отправлю фото. Один знакомый постоянно летает в разные страны и привозит некоторое количество наиболее интересных по его мнению сумок и других кожаных изделий.
Последняя фраза «мастера» всё сразу расставила по своим местам. Фотографии он прислал, ничего не скажу плохого, сумки оказались действительно интересные, красивые и функциональные. В итоге я, находясь под реально наркотическим впечатлением вопиющей разницы между «Ручная работа» и «HandMade», приобрёл и вторую сумку. Правда, даже на неискушённый взгляд было видно, что изготовлены они на крупносерийном производстве, что лишний раз подтвердило правоту «мастера» с озвученной несопоставимой разницей между русской фразой «Ручной работой» и звучным заморским «HandMade». Знакомым сумки понравились, правда, как и почти все фабричные изделия, на некоторое время, к ним они так и не «прикипели» (в отличие от аналогичного назначения подарков действительно ручной работы, изготовленных другим мастером своими руками и с душой, подаренных позднее, с которыми мои знакомые, несмотря на явно «кустарную» внешность сумок, не расстаются уже много лет, от слов «нигде» и «никогда»…)
Вот такая словесная эквилибристика и есть вторая, неприглядная сторона медали, на которую, говоря современным языком, «ведётся» огромное количество людей… А таких «мастеров», честно уж говоря, и мастерами-то назвать язык не поворачивается… Посредники – ДА, продавцы – ДА, но мастера – НЕТ!!!
Полагаю, дальнейшие комментарии излишни, здесь и так всё прозрачно… и немного грустно…
Но… вернёмся к нашим «баранам»…
Всё, сказанное ниже, будет моим личным (!!!) мнением, которое я никому не навязываю, но при всём том имею на такое мнение полное право, как моральное, так и юридическое, а посему настоятельно попрошу в комментариях без хамства, угроз и оскорблений!
Если раньше само понятие «мастер» применялось к любому профессионалу в своей области независимо от места работы и способа изготовления продукции, означало прежде всего квалификационную характеристику специалиста безотносительно к средствам производства, то сейчас это понятие раздвоилось.
В широком понимании звание (а я считаю это именно званием) «мастер (своего дела)» полностью сохранило своё значение, изложенное выше. Здесь всё так же прозрачно.
Но в настоящее время появилась достаточно «широкая» прослойка специалистов в различных областях деятельности, которые не просто продают что-то, купленное ранее где-то у кого-то, а сами, своими руками это самое «что-то» изготавливают, и только после этого продают, по сути плоды своего (!) труда.
И вот именно эту категорию людей в наше время принято называть «мастера».
К сожалению, подавляющее большинство людей эти два вида «мастеров» в настоящее время не просто путают между собой, но ставят их «на одну доску», по сути тривиально отождествляют, что является серьёзной ошибкой, приводящей довольно часто, как самый минимум, к неприятным недоразумениям…
Рассмотрим немного подробнее эти категории…
Не секрет, что сейчас многие сотрудники предприятий, производств, берут производственное оборудование, а иногда и целые цеха, в аренду у предприятия. Ничего плохого или предосудительного в этом нет. Действительно, если есть возможность, почему бы не использовать простаивающее промышленное оборудование себе на благо, тем более законно и в нерабочее для самого предприятия время. То есть без ущерба для основного производства. Да ещё и принося прибыль самому предприятию в виде арендной платы. От этого, как говорится, всем хорошо…
Похожий вариант – когда сотрудники, настоящие или бывшие, выкупают у предприятия списанное промышленное оборудование и используют его в своих целях, для изготовления чего-либо для себя и последующей продажи. И здесь ничего плохого или предосудительного нет и быть не может, полагаю, это очевидно…
Удивляет другое – тот же, плотник, столяр, слесарь, ювелир, работавшие или работающие на предприятии «на дядю», были просто «плотник, столяр, слесарь, ювелир», а как только начали на том же или смежном предприятии работать «на себя» на арендованном или купленном точно таком же оборудовании, так сразу стали «мастерами ручной работы» или «мастерами HandMade» (!). Как так?
Получается, с точки зрения подавляющего большинства людей, что звание или квалификация «мастер» вдруг (!) стала определяться тем, работает специалист «на дядю» или «на себя». Как минимум, странный «стандарт» присвоения квалификации «мастер»… Особенно если учесть, что эта категория специалистов в рекламе своих товаров, особенно на профильных интернет-площадках, авторитетно утверждает, что их товары «изготовлены вручную».
Интересно получается… Значит, изделие, изготовленное на промышленном оборудовании в рабочее время сотрудником, является изделием промышленного производства, тогда как то же самое изделие, изготовленное на таком же промышленном оборудовании (арендованном или выкупленном) в нерабочее (в частности, для предприятия) время тем же сотрудником, уже является изделием ручной работы (!!!). Повторюсь – это как, на каком основании такая классификация изделия, извините, с какого перепуга?????
Чистой воды профанация, и ничто иное…
Часто приводят такой «убойный» аргумент, как более высокое качество аналогичного промышленному изделия, но изготовленного «для себя». Но опять же, извините, это говорит только о том, что тот же слесарь или столяр (к примеру) в рабочее время просто изготавливает бракованные изделия, а в нерабочее время изготавливает те же самые изделия качественно… Но уж никак не говорит об «изделиях ручной работы»… Совсем никак…
В интересное время живём…
Плавно переходим ко второй категории понятия «мастер»…
Люди, относящиеся к этой категории, обладают такими же, а зачастую на порядки более высокими профессиональными качествами, более высоким профессиональным уровнем, нежели «мастера» в традиционном понимании. Прежде всего потому, что они добиваются в своих работах, выполняемых действительно руками с помощью «обычного» инструмента, не предназначенного для промышленного производства, практически тех же результатов, что и «мастера общей категории», а зачастую и гораздо более высоких во многих отношениях.
Да, эти мастера используют самый разнообразный инструмент, зачастую очень современный, но он в любом случае требует наличие высокой профессиональной квалификации, а не только контроля за производственным процессом. Конечно, и в промышленном производстве требуется профессионализм, слов нет, но в единичном, ручном «производстве» он необходим в гораздо большей степени. И в любом случае, используемый мастерами ручной работы инструмент, даже самый современный, требует не только постоянного, но и непосредственного участия человека в изготовлении чего-либо. Тогда как в работе на промышленном оборудовании специалист по факту является своего рода контролирующим придатком этого оборудования, по большей степени…
Далее, изготавливая изделие, «мастер ручной» в отличие от «мастера промышленного» (назовём их так для удобства и простоты понимания), имеет возможность (и почти всегда её реализовывает) изменения изделия «на ходу», в соответствии с появляющимися по ходу работы идеями улучшения или придания изделию особого «шарма», новых свойств и качеств. В результате на свет появляются часто настолько «живые», уникальные изделия, что никакое, самое совершенное промышленное оборудование никогда не сможет их хотя бы повторить… А кроме того, особая ценность изделий ручной работы состоит в том, что в каждом из них заложена частичка души мастера (как бы ни пафосно и ни фантастично это звучало), делающая изделие не просто нестандартным, но буквально живым, тёплым, желанным… И это так же естественно, как и то, что человек дышит…
Подводя итоги сказанного, на торговых интернет-площадках по факту имеют место быть ТРИ категории мастеров:
МАСТЕР-ПРОМЫШЛЕННИК – человек, использующий взятое в аренду или купленное промышленное оборудование (для мелко- или крупносерийного производства не суть важно), на котором он занимается изготовлением различных изделий, впоследствии продавая их на торговой интернет-площадке.
МАСТЕР-РЕМЕСЛЕННИК – тот же мастер ручной работы, человек, использующий различный ручной и электроинструмент, не предназначенный для промышленных масштабов работ, для изготовления изделий, впоследствии продаваемых на торговых интернет-площадках.
МАСТЕР-ПРОДАВЕЦ – точнее, торговец-перекупщик, приобретающий промышленные и ручной работы (крайне редко) изделия у других производителей и ремесленников (мастеров), а затем перепродающий их на торговых интернет-площадках.
И все эти категории большинство торговых интернет-площадок недолго думая (по моему мнению – совсем не думая о собственной репутации, просто бизнес и ничего личного) объединили в ОДНУ категорию – МАСТЕРА!
Ну ладно, первые две категории с агромадным натягом ещё можно объединить, даже несмотря на явный обман покупателя, который ищет именно изделия РУЧНОЙ РАБОТЫ, а не промышленные или полупромышленные, где доля ручной работы очень мала и даже мизерная… И часто получает по факту промышленное изделие под брендом «HandMade», «Ручная работа», что в итоге отнюдь не добавляет его доверия к подобных интернет-ресурсам в целом, да и мастерам-ремесленникам такое предвзято-негативное отношение к их действительно изделиям ручной работы, вредит весьма сильно.
Но простите великодушно, каким боком торговец-перекупщик имеет отношение к мастеру, тем более к мастеру ручной работы? С какого перепуга мастера и торговца ставят на одну ступеньку? Чтобы показать всем, что мастер ничем не лучше обычного торговца, коих расплодилось последние годы столько, что кролики и тараканы дохнут от зависти? Или что обычный торговец априори является аж целым мастером? Ну, тогда уж нужно для полноты картины приравнять к торговцу скульптора, художника, поэта и иже с ними… Не, ну а чего мелочиться-то…
Тогда как торговые интернет-площадки не только, скажем честно, намеренно вводят покупателя в заблуждение относительно происхождения интересующих его товаров (я бы сказал более резко – обманывают), создавая тем самым негативное отношение и впоследствии утрату интереса покупателей к конкретной торговой площадке, но и маскируют обычных торговцев-перекупщиков под мастеров ручной работы, что гораздо хуже. Хуже для действительно мастеров ручной работы, которых постепенно и уверенно ставят в глазах людей «на одну доску» с простыми торговцами, не умеющими по сути ничего, кроме как перепродавать плоды чужого труда (пусть даже и промышленного).
А ведь нет ничего сложного в том, чтобы изначально определить категорию интернет-магазина и его владельца, обозначив её в шапке магазина или в его описании товаров. Также не проблема разделить в одном магазине товары ручной работы и промышленные, если имеет место быть наличие тех и других. И покупатель, который ищет конкретно товар ручной работы, уже не будет тратить время и нервы на «перелопачивание» десятков страниц и магазинов на площадке, после чего, в сердцах плюнув и обложив трёхэтажным матом всё и вся, уходить искать на другую интернет-площадку, попутно с помощью «сарафанного радио» создавая данной торговой площадке совсем не лестную репутацию.
Не, ну понятно, что всё это делается исключительно ради бизнеса – отправить покупателя, ищущего конкретный товар, в «пешую экскурсию по Подмосковью», в ходе которой он, не найдя нужный ему товар, в отчаянии или «за красивые глазки» купит какой-нить другой товар, который ему не особо-то и нужен, но хоть что-то да КУПИТ… И наплевать такой площадке на впоследствии «упавшую репутация», ведь главное – СЕЙЧАС получить прибыль, а потом хоть трава не расти… Только по мне, так гнусное это дело, непорядочное…
Простой пример для последователей Бабы-Яги, которая завсегда против – когда вы идёте в магазин, да хотя бы за обувью, вы не увидите никогда на одной полке мужскую и женскую обувь, вы не увидите никогда обувь промышленную и ручной работы (постепенно появляется в «обычных» магазинах), стоящую на ОДНОЙ полке рядом, вы также никогда не увидите ни в одном уважающем себя обувном магазине, чтобы на одной полке рядом стояла обувь из кожзама (эко-кожи) и обувь из натуральной кожи – всё это всегда находится на СВОИХ полках и не смешивается. Равно как и обувь на разные времена года.
Тоже самое в продуктовых магазинах – ну нет там на одной полке хлеба рядом с туалетной бумагой, разве что случайно какой грузчик с бодуна перепутает… И так далее и тому подобное, и так должно быть во всём…
Самое интересное в том, что любая торговая интернет-площадка с поразительной лёгкостью определяет, выставлен в магазине товар ручной работы или промышленный, является владелец магазина мастером ручной работы или торговцем-перекупщиком – владельца магазина просят прислать фото «изделия в работе», полуфабрикат изделия либо короткий видеоролик, подтверждающий собственноручное изготовление изделия. В отдельных случаях владельцу магазина предлагают сфотографировать один из товаров из ассортимента магазина на выбор администрации на том же фоне, на котором представлена фотография вызвавшего сомнение в принадлежности данному продавцу изделия (товара). Ради справедливости нужно отметить, что подобное служебное рвение администрации торговых площадок проявляют лишь в том случае, когда на какой-то магазин настрочили донос (иначе не могу это назвать) конкуренты, в надежде, что владелец магазина не сможет доказать авторство своих изделий и магазин его прикроют…
Некоторые торговые площадки, особенно грешат этим немецкие ресурсы, требуют при открытии магазина от владельца записать и прислать им несколько полнометражных видеороликов с полноценным процессом создания владельцем магазина ручной работы своих изделий. В противном случае ресурс отказывает в открытии магазина ручной работы. Лично я считаю, что это уже перебор и вот почему…
Думаю, никто не станет отрицать очевидного – при создании изделия любой мастер использует свои ЛИЧНЫЕ наработки, хитрости, свои секреты, что придаёт его изделию ту самую уникальность и неповторимость, отличающую от всех остальных мастеров и изделий в частности. А ведь сняв и отправив «в качестве подтверждения авторства» интернет-ресурсу полный процесс изготовления изделия, мастер по факту добровольно отдаёт этому ресурсу и свои секреты, особенности и методики изготовления изделий, причём, безвозмездно, то есть даром! После чего ресурс передаёт эти методики «своим» мастерам, ПРОДАЁТ мастер-классы по этим методикам, публикует методики и видеосюжеты (предварительно отредактированные в «правильном ключе») под своим авторством. Тогда как мастер и владелец магазина всего лишь получает разрешение открыть магазин на данном ресурсе, с соответствующей абонентской платой и прочими платным «акциями» и сопутствующими, опять же платными, услугами… И то, администрация ресурса сохраняет за собой право в любой момент закрыть магазин, если ей там что-то почудится…
Говорю всё это не голословно, не так давно лично столкнулся с этой системой регистрации магазина и именно на немецком ресурсе. До этого многие знакомые мастера рассказывали то же самое о себе, но я всё-таки решился попробовать лично… Итог – после изложенных выше и озвученных мне требованиях администрации торговой площадки, я отказался от регистрации магазина на немецком ресурсе. Впрочем, здесь каждый решает сам…
Напоследок хотелось бы упомянуть ещё один любопытный момент, касающийся изделий ручной работы. Точнее, официальное признание торговой площадкой того факта, что в конкретном магазине выставлены изделия именно ручной работы. Ситуация здесь совсем комичная… и грустная…
Представьте, что вы открыли на торговой интернет-площадке свой магазин, в котором исключительно изделия (товары) вашей РУЧНОЙ работы, без обмана и «без дураков», как говорится. И однажды вы получили рассылку ресурса, в которой говорится, что у вас есть возможность получить на главную страницу своего магазина отличительный знак «Ручная работа», «Товары ручной работы из России», «HandMade» или что-то аналогичное. Совершенно естественно, что вы тут же ломанулись в чат администрации ресурса, в FAQ и так далее, за подробными разъяснениями…
Получив эти самые подробные разъяснения, вы тихо… выходите из себя в безлюдное место и… окружающая местность длительное время наслаждается вашим мастерским или не очень трёхэтажным матом… Почему???
Да потому, что для получения подобного отличительного знака на свой магазин товаров ручной работы вам необходимо:
А.) Включить в магазине строго определённый способ оплаты своих товаров – в противном случае все ваши товары автоматически не являются изделиями ручной работы… Иными словами, памятуя известный фильм, лёгким изменением способа оплаты товар превращается… превращается товар… в изделие ручной работы… Волшебство, однако…
Б.) Иметь в магазине строго определённое количество положительных отзывов покупателей, и не маленькое — в противном случае все ваши товары автоматически не являются изделиями ручной работы… При этом никого не интересует нежелание отдельных (а сейчас этих отдельных всё больше и больше по разным причинам) покупателей оставлять отзывы, так и перманентная забывчивость многих современных людей благодарить… Тоже ведь волшебство… Не оставил покупатель положительный отзыв – изделие ручной работы превратилось в промышленное… В эпоху «чюдес» живём-с…
Внимательно изучив остальные пункты условий вы понимаете, что такого почётного значка вам не видать, как своих ушей, и не только из-за непонятно каким образом связанных с изделиями ручной работы условий и условностей…
А ещё из-за того, что нет в этих условиях даже намёка на естественное установление того факта, что ваши изделия являются изделиями ручной работы, а не промышленными… Нет никаких требований подтвердить ручное изготовление ваших изделий… Достаточно изменить способ оплаты, набрать нужное количество положительных отзывов и сделать ещё несколько отвлечённых ритуальных телодвижений в угоду администрации торговой площадки… Всё…
И на ваших глазах магазины торговцев-перекупщиков с промышленными товарами лёгким движением всемогущей руки администрации ресурса превращаются… в магазины изделий ручной работы! Что фицияльно подтверждает особый почётный значок на главной странице их магазинов…
А вы, грустно напевая слова из песенки Укупника «Ну почему я не ковбой…», продолжаете делать вручную промышленные изделия, подсознательно ощущая, что «что-то здесь не тут»…
Да, совсем последний штрих…
На торговых площадках всё чаще встречаются товары, имеющие все признаки промышленных изделий, на которых в местах указания бренда, страны-изготовителя красуется добротно приклеенный лейбл «HandMade» или, например «HandMade in India», или «HandMade in UK». Самое смешное (и грустное) в том, что после удаления указанного, гордо повествующего о непосильном ручном труде лейбла, под ним открывается совсем непатриотичная относительно ручного руда надпись «Made in China», «Made in Korea», «Made in Germany»…Сделанная вполне себе промышленным принтом, очень даже качественным…
На этой оптимистической ноте желаю всем Всего Доброго и Всех Благ!

Ключевые слова: ручная работа, авторская ручная работа, handmade, магазин, размышления, интернет-магазин


Еще публикации

Хенд-мейд и кризис. Как заработать?

Ирина Фабер 21 Январь 2015, 22:22

Талант жены или хобби мужа может «спасти» семейный бюджет и помочь выжить в кризис.

Цветочки из ползуночков

Валерия Мордачева 19 Март 2012, 15:21

Елизавета Тенькова делает удивительно нежные и трогательные букеты из детской одежды. Мы поговорили с Елизаветой о том, какие материалы она использует, где черпает вдохновение и почему детки так быстро…

Создайте символ выставки «Мастерство» - Конкурс

Стас Соколов 22 Январь 2013, 19:51

Стартовал прием работ в рамках конкурсной программы выставки «Мастерство».