Интервью с Еленой Смирновой. Творчество длиною в жизнь


Рубрика: Интервью

Интервью с Еленой Смирновой. Творчество длиною в жизнь
Интервью с Мастером.

Елена занимается созданием изделий ручной работы всю свою жизнь. Освоив множество техник и материалов, сейчас она создаёт авторскую обувь и аксессуары, но кто знает, что ждёт её за следующим творческим поворотом.

— Елена, расскажите, пожалуйста, о том, как началось Ваше увлечение творчеством?

— Я родилась с этим. Исследовательская и созидательная жилка во мне с самого детства: я всё время что-то делала своими руками. Родители работали на заводе и часто оставляли меня дома, где я проводила много времени наедине с обрезками тканей и швейным инструментом за пошивом одежды для пупсиков, игнорируя другие игры и игрушки и не отвлекаясь даже на шалости. Ещё в детском саду я научилась от мамы вязать, а шить для себя стала уже в 4 классе. Так что мой творческий путь начался давным-давно и всегда творчество руководило мной и не позволяло жить иначе. Однако те времена нужно было получить какую-то нормальную профессию, творческие специальности не приветствовались. Когда я сказала маме, что хочу стать модельером, она спросила, правда ли я хочу сидеть в доме быта и строчить на машинке круглые сутки? Я не хотела, и будучи умной и сообразительной девочкой пошла получать экономическое образование, параллельно устроившись в банк, где и проработала до 23 лет. Это время стало для меня настоящей проверкой. Я старалась стать как мои подружки и искала другие интересы, но при этом нашла себе друзей-художников. Мои новые друзья учились в художественном училище, а я приходила наблюдать за их работой, тогда же и увлеклась батиком. Время было непростое, материалы и инструменты достать было сложно, но я освоила эту технологию и начала создавать авторские изделия, шить платья, продолжая днём работать в банке. Я разрывалась между двумя абсолютно разными мирами и однажды настал переломный момент. Банковская система в стране переживала кризис и мне сообщили о сокращении. Я обрадовалась! Следующим же утром я пришла к своим работающим в театре друзьям и стала помогать им, испытывая огромное облегчение, что больше не нужно ходить в ненавистный банк. Я бралась за любую работу в театре, постоянно просила о новых творческих заданиях. Таким образом я провела там целый год, удивляя всех знакомых. Я стояла на бирже труда, получала пособие по безработице и не собиралась больше устраиваться на работу по специальности. В театре все поражались моему альтруизму, однако там я была на своём месте и понимала, что не хочу иначе. Через год свершилось чудо: моё пособие по безработице закончилась, а одна из художниц ушла в декрет, и встал вопрос о найме нового художника. К тому времени все уже считали меня членом коллектива и я официально оказалась на этой должности. Родные с большим трудом приняли моё решение, однако с того момента я стала ощущать себя счастливым человеком. Около 5 лет я проработала в театре и это, наверное, самый важный период жизни, который перевернул меня полностью. Я выполняла очень разные работы: от пирожков до огромных скульптур, создавала огромные декорации. Мы делали всё, что находится на сцене, брались за любую работу и понимали, что всё возможно. Коллектив тоже был фантастическим, к нам приходили отдыхать душой. В тот момент для меня в театре всё было максимально комфортно и интересно. Через какое-то время этот период закончился, нужно было всё-таки как-то деньги зарабатывать, однако вышла я из театра уже совершенно другим человеком.

Дальше жизнь идёт вполне гармоничными сменяющими друг друга периодами. Во время работы в театре я окончила художественный лицей по направлению росписи по ткани, где нас учили окрашивать материал и создавать из него всевозможные авторские изделия. Для меня такая профессия стала ожившей мечтой. На тот момент красивых тканей не было и вообще было сложно что-то достать, а меня, как человека, принадлежащего к художественной среде, не устраивали скудные расцветки, поэтому белая ткань стала идеальным вариантом, из которого я создавала всё, что было нужно. Я делала комплекты из джинсов и футболок, которые окрашивала и наносила орнамент, расписывала кожаные пальто. Появились первые заказы. Это был фантастический период, когда можно было сделать любую вещь индивидуальной и интересной, время больших возможностей для реализации своими руками любых фантазий из головы. Мне всё даётся удивительно легко, это часть моего характера, и когда я что-то создаю – будто становлюсь проводником каких-то высших сил. Если я хочу чему-то научиться, просто беру и делаю, овладевая техникой в процессе. На тот момент батиком я занимался уже очень долго, больше 10 лет, и за это время перепробовала в этой технике всё, что могла, и она немного приелась. До сих пор я не хочу и не могу больше заниматься батиком. И тогда я стала искать для себя новое поле для деятельности, где могла бы совершать открытия и совершенствоваться. 

Однажды на фестивале я увидела на голове у девушки интересную валяную штучку. Интернет тогда был ещё не так развит, и я очень долго искала, спрашивая у всех, что это, как и из чего сделано. В один прекрасный момент мне сказали, что это фелтинг – валяние из шерсти. Я с головой окунулась в это направление: нашла магазины с шерстью и людей, которые валяют. Это было что-то новое и исключительное, без определённых правил и предметов для подражания. В новой для меня технике я начала придумывать то, что считаю нужным. Материалов было мало, а фантазии много. Я готовилась к выставке, создавала кофты, шапки и шарфы из шерсти и однажды совершенно случайно, пока несла остатки материала на помойку, придумала работать с марлей: покрасила её и на этой основе стала валять свои летние войлочные платья-русалки, которые получили потом очень большое распространение. Платья выходили просто волшебными и очень востребованными! С ними я объехала полмира. Очень ценю такие необычные и лёгкие открытия, из которых впоследствии получается что-то уникальное и необыкновенное! Через несколько лет я уже преподавала и пробовала новые формы, начала создавать пиджаки и куртки, в том числе и для мужчин. Созданные изделия были абсолютно уникальными: нужно было свалять полотно и  уже из него шить ту вещь, которая сделана по всем правилам и сидит на фигуре идеально. Чтобы всё это воплотить в жизнь, мне пришлось снова учиться – я прошла большой курс по моделированию и изготовлению одежды, параллельно добирая знания на различных мастер-классах. И тогда наконец-то смогла делать из войлока ту одежду, которая мне нравится. Всё это пошло в мою копилку знаний и сразу же нашло применение. Я валяла огромные полотна с заранее запланированным рисунком, выкраивала, дублировала, шила на подкладках с капюшонами и вставками из меха. Со временем начала делать совершенно великолепные зимние пальто. Порой работа над одним изделием могла занять целый месяц, поэтому стоили они дорого. К сожалению, заказов на пальто было всего несколько, хотя я бы хотела делать намного больше и развиваться дальше в этом направлении. Это как раз тот случай, когда, дойдя до вершины в своём творчестве, я была вынуждена отступить в ту нишу, где был больший спрос. В то время я активно проводила мастер-классы и участвовала в выставках, поэтому скучно не было. Я наконец-то отвела душу и исполнила свою мечту, став модельером, поэтому много работала и наслаждалась тем периодом, однако на это уходило очень много энергии и сил, и под конец я всё-таки немного устала. Время карантина стало для меня самым гармоничным завершением очередного творческого периода.

— Войлочный пэчворк — Ваша авторская техника. Как Вы пришли к ней?

— Техника войлочный пэчворк возникла тоже абсолютно спонтанно! Во время работы оставалось много обрезков и каждый из них был абсолютно уникален. Я составляла кусочки, подрезала, подгоняла, совмещала фактуры и цвета, добавляла много декора. Получались необыкновенные изделия, которые, в отличие от цельноваляных, идеально сидели на фигуре. Но это был и колоссальный труд. 

В войлоке у меня было очень много открытий и достижений, моих откровений. Начиная осваивать новую технику, всегда стараюсь как можно меньше смотреть на работы коллег. Не люблю копировать и опираться на стереотипы, мне намного интереснее собственный путь в творчестве. Я очень люблю экспериментировать с новым материалом самостоятельно, и только после обретения собственных навыков и определённой базы позволяю себе осмотреться вокруг и обратить внимание на то, что же ещё люди делают в этом направлении. Именно поэтому мои вещи и технологии работы всегда выделяются среди других, они эксклюзивны. 

— Фелтинг, батик, крашение, лён, джинса, гобелены — до 2021 года Вы перепробовали множество техник и материалов. А как пришло решение создавать авторскую обувь?

— Как я уже сказала, всё вышло очень гармонично. Период выставок, поездок  и мастер-классов, а также валяльных экспериментов подошёл к концу, я пресытилась войлоком, отчего даже немного пришла в замешательство, и снова стала искать новое направление. Мы находились в изоляции из-за карантина, и я решила, что настало время сделать что-то очень важное и приятно для себя. Вся моя жизнь связана с текстилем и я не хотела уходить от этого совсем. Альфия Кельман – моя приятельница – делала авторскую обувь и адаптировала работу с текстилем в это направление. Я решила посетить её занятия и сделать обувь для себя своими руками. У меня большой размер ноги и всю жизнь было сложно подобрать женственную и красивую обувь. Вместе с ней я сделала свои первые туфли, очень красивые, из ткани, которую я сама покрасила. Я была в полном восторге от того, что теперь для меня и это возможно, однако новое увлечение оказалось не таким уж простым. Для создания авторской обуви нужно множество специализированных приспособлений и материалов: колодки, клещи, разный клей для каждого этапа сборки, картон для стелек, подошвы. Это занятие совершенно не одноразовое, постигать всю науку, чтобы сделать одни ботиночки – это очень сложно. Всплыл весь мой предыдущий багаж: способность моделировать, конструировать, делать постобработку всех технологических узлов, умение работать с дублирующими материалами. По следам наших занятий я воплотила свою мечту и сделала джинсовые ботинки, показала в одной из соцсетей и получила максимальный положительный отклик. Сразу же нашлись желающие на такие же ботиночки. Первые пары обуви стоили совсем недорого. Сама работа по созданию обуви ручной работы очень кропотливая, тяжёлая, а моментами даже ядовитая, однако я работала в удовольствие и совершенствовала свою технику. А потом во мне проснулся театральный художник. Я поняла, что хочу делать что-то гипер-супер-особенное, с кружевом, бархатными вставками, плюшевыми деталями, роскошными гобеленовыми рисунками. 

Однако я не перестаю работать и со вторичным материалом, переделывая старое в новое, и джинсовый стиль остаётся непременным атрибутом моего гардероба. И это не просто работа со старьём, а интересная задача: найти и вырезать живописные кусочки с потёртостями, артефактами, с остатками швов или затемнений, и умело сделать из них красивую обувь с хорошей подошвой, качественной фурнитурой и интересными деталями – это то смешение стилей, которое мне нравится. В результате получается очень красивая, качественная, дорогая, слегка нестандартная, авангардная авторская обувь, которая интересна людям. Я вкладываю в процесс создания обуви очень много сил и фантазии, и находятся люди, которые будто ждали возможности получить для себя именно что-то такое – необыкновенное и невероятное. 

Также я прекрасно понимаю тех, кто ищет не только красивую и уникальную, но и удобную обувь на свой размер, и этому я тоже много училась. Я не ухожу в ортопедию и создание авторских колодок, но делаю комфортную обувь с учётом всех анатомических индивидуальных особенностей ноги. Между делом я иногда создаю какие-нибудь ещё образы ботиночек из своих фантазий, вспоминая опыт театрального прошлого – что-то необычное, фееричное. 

— Какой материал за всё время Ваших творческих экспериментов сумел занять место фаворита?

— Конечно же, это текстиль – разный для каждого периода моей жизни, со множеством экспериментов, но не уходя в какие-то другие материалы. Сейчас я наслаждаюсь близким общением с джинсовой тканью. Само моё творчество, как всегда в моей жизни, вынуждает развиваться дальше. Я долго искала коллегу, которая согласилась бы сделать в пару к моей обуви сумки, однако в итоге мне пришлось изучать этот вопрос самостоятельно. Досконально разобравшись в этом процессе, я понимаю, что навыки останутся в копилке моих знаний навсегда, поэтому не жалею о потраченном времени. И теперь, работая с любимым текстилем, я могу делать уже полный комплект из обуви и подходящих к ней аксессуаров.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашей мастерской. Что это за пространство сейчас и какой должна быть Ваша идеальная мастерская?

— Я работаю дома уже много лет и считаю, что это оптимальный для меня вариант. Конечно, мне всегда не хватает ещё одной лишней комнаты. А в остальном для меня важно, чтобы мастерская находилась в пределах моего замкнутого пространства. Как и большинству художников, мне не грозит расширение до коллективной мастерской, я сама работаю на всех процессах и не планирую делегировать что-то из своей работы. Мне нужно места столько, сколько нужно, и времени столько, сколько нужно. Порой я и сама не знаю, что буду делать в данный момент, и каждым моим движением руки или каждым положенным рядом материалом руководит какой-то высший разум, задавая направление моему творчеству. Я прекрасно себя чувствую в рамках дома и пока обстоятельства так складываются, меня всё устраивает. Конечно, было бы здорово иметь дополнительное помещение, но это не та мечта, которая может вдруг исполниться. Общаясь с большим количеством людей я в глубине души остаюсь интровертом. Мне нравится тихо и спокойно сидеть работать где-то в уголке и выходить к людям пообщаться по необходимости. И мне очень подходит сейчас такой образ жизни.

— Вам удалось поработать в театре. Есть ли отличия в работе для театральных проектов и при создании авторской моды?

— У людей, работающих в театре, особый тип мышления. В детстве я очень любила сказки и много фантазировала. К обычным серым дням я всегда внутри что-то дорисовывала, наделяя людей особыми качествами и придумывая истории обо всём на свете. Поэтому я и в театре нашла себя очень хорошо. Мои работы отличаются, выделяются на фоне привычных. Порой люди интересуются, как и куда можно пойти в этих красивых ботиночках с плюшевым носиком. А я знаю, куда пойду. Базовую одежду я дополняю огромной шляпой с кринолином и своими ботинками, и иду. В моей фантазии не просто улица, а мостовая, где рядом проезжают кареты, прогуливаются гусары и шепчутся по моему поводу. Эта театральность вкладывает в работы какие-то скрытые смыслы, небольшой эпатаж. Мои заказчики создают для себя образ и я его поддерживаю. Они тоже додумывают себе особенный мир и создают прекрасную реальность вокруг, становясь его частью. Можно смотреть просто на мир вокруг, а можно наблюдать, фантазировать и видеть удивительных персонажей со своими историями. Когда я создаю что-то, у меня внутри будто проигрывается микрофильм: я могу представить окружающие звуки, старинный город, скрип телеги, почтальона, разносящего письма. Я легко попала в театр, легко оттуда вышла, но в моём случае театр навсегда остался во мне. Мой театр всегда внутри и я рада находить единомышленников именно по этим таинственным образам. 

— Какая выставка-продажа для Вас самая любимая? И есть ли какой-то секрет эффективного участия в таких мероприятиях?

— Выставки – это отдельный волшебный мир. Когда долго не происходит каких-то проектов, я начинаю испытывать дискомфорт. Впервые попав в мир выставок со своими коллекциями, я оказалась в сказке, и это было очень круто. На меня смотрят, это востребовано! Огромным удовольствием было попасть в эту атмосферу, стать частью сообщества мастеров, просто находиться в окружении талантливых людей, общаться с ними, смотреть на созданные ими изделия. Ещё тогда я поняла, что какую бы красивую авторскую вещь я ни создала, этого недостаточно, люди всегда покупают частичку мастера. Секрет эффективного участия во всех проектах – безумно любить и верить в то, что делаешь, быть искренней. Из того, что я делаю, рождается безграничный поток фантазии, энергии, любви, я вкладываю это в свой труд и получаю результат. Поэтому люди приходят не только за вещью, но и за эмоциями, что стоят за ней. 

Самыми горячими и масштабными были первые выставки, которые проходили в Москве. Тогда это ещё не было поставлено на поток и каждый показ для моделей и мастеров был особенным. Я собирала своих друзей, вместе мы что-то придумывали и я до самого конца не знала, что будет происходить во время показа. Мои друзья очень необычные и творческие, поэтому часто показ превращался в настоящее шоу. В работе с обувью я более самодостаточна: достаточно просто вынести её, поставить и сделать красивые фото, мне не нужно её дополнительно демонстрировать. С другой стороны, я пока не представляю как сделать показ обуви. Возможно, это будет коллаборация с дизайнером одежды. 

Недавно в Санкт-Петербурге мы участвовали в выставке, организованной союзом художников: намоленное здание, очень хорошая компания мастеров и увлечённая благородная публика. Сейчас мы участвуем в новом проекте: выставка «‎Бохо» – очень милое, хорошее и тёплое мероприятие. Опять же, новое пространство, новые мастера, новые организаторы выставки, новая благоприятная обстановка, место, где можно встретиться с теми, кто меня знает и познакомиться с новыми людьми. Для меня, как для человека, работающего дома, такие мероприятия становятся долгожданной перезагрузкой. 

— Какие изделия ручной работы других мастеров Вы покупаете для себя?

— Я очень люблю ручную работу. Это вещи вне времени и моды, произведения искусства, то, что может передаваться по наследству. У меня большая коллекция авторских платьев, и если я понимаю, что период этой вещи закончился – могу отдать или подарить своей подружке, которая его воспримет как такую же новую историю. На выставке всегда происходит много общения. Например, сейчас мы с подругой-коллегой по творческим фантазиям Матильдой Папироскиной часто ходим друг к другу и наслаждаемся работами друг друга. Она делает брошки, жилеты, шапки, галстуки. Все её аксессуары украшены вышивкой с очень красивыми сюжетами. Это человек с потрясающей фантазией, в работах которой скрываются целые миры. У неё есть мои ботиночки, на них будто часть какой-то истории плывут корабли. У меня есть её шапка, но это не просто хорошая шапка, а антенна – улавливать для творческих идей. Я хожу по городу в красивой шапке от Матильды Папироскиной, моя антенка постоянно бодра, тянется вверх и улавливает все хорошие идеи. Я очень ценю творческий обмен, который проявляется в уважении и любви к чужой работе. С каждым авторским изделием я забираю легенду мастера, его историю и кусочек творческой энергии. На выставках происходят очень приятные знакомства и даже завязывается дружба именно на почве того, что наши истории и фантазии оказываются близки. Знакомства через творчество приводят к удивительным состояниям и событиям, и люди – это самый лучший подарок, который я получаю на выставках! 

— Какая у Вас творческая мечта?

— Единственное, о чём я прошу – чтобы Бог не отнимал у меня этот дар: фантазировать, делать, придумывать, создавать, быть инструментом в руках своего творчества.

— Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам, о том, как монетизировать своё творчество.

— Я могу поделиться только своим опытом. Пытаться сделать сразу бизнес на своём творчестве вряд ли получится – останется либо бизнес, либо творчество. Я ещё не встречала таких проектов, где бы это совпадало. Надо определиться, занимаетесь ли вы творчеством, потому что просто не можете иначе, потому что вами руководят таланты, подаренные Богом, или же просто хотите каким-то красивым образом, который снаружи кажется очень лёгким, раздобыть себе денег. Я действую по-честному, реализуя свои способности, искренне в это верю и вкладываю огромный труд. За каждой красивой картинкой стоит талант и большая работа, вызывающая уважение. Очень смешно читать в комментариях просьбы рассказать о том, как я делаю обувь. Когда ко мне в гости приезжает мама, она не может без сочувствия смотреть на то, как я работаю, на множество попыток и труда, которые стоят за технологией работы и идеальным результатом. Часто меня спрашивают, где я научилась делать обувь и тогда я рассказываю: съездила на мастер-класс, почитала специализированную литературу, вспомнила все знания, которые получила за много лет, а потом села и испортила три работы, но затем сделала ещё десять и только после этого поняла, как на самом деле это делается. И лишь спустя почти год я стала работать легко и в удовольствие. В творчестве не надо самообольщаться, но истинная любовь, упорство и много труда обязательно дадут результат! Надо любить людей, идти им навстречу. Сделать что-то – это только 10% успеха. Кто угодно может сделать что угодно, вещей в мире навалом. Но сделать эти вещи ценными и донести их ценность до людей может только мастер. Также нужно понимать, что когда ты сам себе руководитель, появляется множество технических нюансов, которые становятся частью работы: заполнить соцсети, написать анонс, изучить выставки. Поэтому созданием авторских изделий можно заниматься только по большой любви, но и награда за это соответствующая – это встречи, люди, способность получать удовольствие от процесса. Времена бывают разные, бывают сложности, но я понимаю, что это моё призвание.

 

Ключевые слова: интервью с мастером, обувь ручной работы, пэчворк, фелтинг, история развития, путь мастера, как монетизировать хобби

Виды творчества: Аппликация, Валяние, Гобелен, Дизайн, Материалы для творчества, Работа с кожей и мехом, Шитье, Сапожничество


Еще публикации

Аксессуары и одежда ручной работы для домашних животных

Мария Николаева 24 Январь 2023, 14:54

Мы в ответе за тех, кого приручили. Антуан де Сент-Экзюпери

Варежки вязаные

Дарья Богдель 14 Февраль 2021, 10:44

Самое дорогое в жизни это люди которые находятся рядом. Нужно ценить этих людей и конечно же радовать.

Идеи для изготовления бижутерии или Как бороться с творческой депрессией?

Lucita 25 Сентябрь 2014, 14:28

Если вы решили заняться изготовлением бижутерии, значит вы — творческая личность!