Виктория – мастерица из Санкт-Петербурга, чей творческий путь привёл её к развитию в рукоделии после ухода из найма. Она работает с бисером и разными техниками вышивки, создавая украшения ручной работы для своего авторского бренда Holly D accessories.
– Виктория, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути.
– Как и большинство людей, которые оказались в волшебном мире творчества, я занималась рукоделием с детства. Сначала это было просто хобби, но во взрослой жизни творчество стало выполнять функцию ментального отдыха, антистресса, медитации. В декретном отпуске я тоже не оставляла творчество, оно помогало занять руки и разгрузить голову. Я получила хорошее бизнес-образование, прошла курс MBA в ИМИСП, достаточно долго выстраивала карьеру маркетолога, работала в разных торговых, производственных компаниях и всегда видела себя корпоративным человеком. Но однажды у меня случилось выгорание, работа стала приносить больше стресса, чем удовольствия, пропало желание задерживаться, общаться с коллегами. Я всё больше занималась творчеством и получала от этого удовольствие. Также случилось, что по причине здоровья дочери, мне нужно было больше времени уделять ребёнку, и на семейном совете мы решили, что я уйду с работы. Ощущения были двоякие. Я никогда не хотела быть домохозяйкой, без работы было непривычно, и я решила попробовать создать небольшой проект, в котором смогу применить в нише рукоделия своё образование. Проанализировав рынок, я решила собирать наборы для рукоделия, где выступала в роли снабженца, логиста, прописывала подробные инструкции, рассчитывала расход материала. И в этот момент наступил ковид и случилось самоизоляция. Мы уехали в пригород, а все запасы материалов остались в городской питерской квартире, развитие проекта приостановилось. Освободившееся время я решила посвятить своему развитию и пошла на курс к потрясающему художнику по вышивке – Марине Князевой, на котором было много знаний и вдохновения. После окончания курса появилась серия брошей. Затем я купила курс по работе с шелковым бархатом, освоила люневильскую вышивку. Готовые работы копились, что-то я дарила близким, и всегда очень переживала, понравится ли, подойдёт ли брошь. И однажды приняла решение попробовать заработать. Мне удалось найти магазин, который продаёт изделия ручной работы и локальных брендов. Я арендовала там пространство, продажи пошли и меня это очень воодушевило. Так большую часть своего свободного времени я стала посвящать созданию украшений.
– Как появился авторский бренд Holly D accessories и что означает это название?
– Во время занятий рукоделием я люблю слушать аудиокниги. Однажды, слушая Стивена Кинга, я обратила внимание на название кофейни в одном из рассказов, кажется, оно звучало как Holly free Holly. Оно показалось мне лёгким и интересным, поэтому я решила интегрировать его в название своего авторского проекта по продаже наборов для рукоделия, и появился My Holly Dolly. Когда я начала делать украшения, то немного преобразовала название и получился бренд Holly D accessories. Мне важно, чтобы осталась связь между этими двумя проектами, потому что я планирую вернуться к идее с наборами и полноценно реализовать её.
– Какие украшения есть в Вашем ассортименте?
– При создании украшений я исхожу из своих компетенций. Как мне кажется, я достаточно хорошо умею вышивать, вязать, неплохо плету, у меня в целом хорошо развита мелкая моторика. Поэтому, опираясь на свои бизнес-знания, я стараюсь делать широкую линейку связанных между собой изделий, чтобы иметь стабильные продажи и возможно увеличить чек за счёт покупки дополнительных изделий. Например, нескольких предметов в рамках одной коллекции. Мне очень нравится техника вязания бисером, в которой я создаю браслеты и колечки. Однако 80% моего творческого времени занимает вышивка. Я люблю вышивать, но понимаю, что в сегменте украшений броши занимают самое последнее место и сейчас всячески думаю о расширении ассортимента. Второй год я пытаюсь сформировать коллекцию аксессуаров для волос. Вот как раз сейчас рядом со мной лежит рама, на которой я крючком вышивают элементы для заколок-бантов, и уже очень довольна результатом. Есть ещё задумка создать коллекцию новогодних шаров, хотя это тоже сезонная ниша. Также есть идея попробовать сделать костеры – подставки под кружки. Хотя моя дочь уже подросла, иногда во мне просыпается мама маленького ребёнка и я вяжу милые игрушки, которые всегда находят покупателей в офлайн-магазине, с которым я сотрудничаю.
– Сколько времени занимает создание одного украшения? Из каких этапов состоит работа?
– В среднем на одну работу в технике скульптурной вышивки уходит от 12 до 20 часов. Если же задумка более сложная со множеством элементов, это может занять и 30 часов. На что-то совсем небольшое я трачу 6-10 часов. Я говорю о чистом времени, проведённом за работой с иголкой или крючком в руках. В день я работаю около 4 часов с небольшими перерывами: спина и глаза очень устают, нужно размяться, поэтому каждые 45-50 минут я откладываю работу и нахожу себе другое занятие, меняю вид деятельности. Получается, на создание одного украшения уходит минимум 3 дня. Есть у меня и любимая работа, за которой я не считаю проведённое время – это крылышки насекомых, и чаще всего я вышиваю их во время отдыха, в путешествиях. Для вышивки художественной гладью мне не нужен станок, я работаю на пяльцах одной рукой. Получается такое мобильное творчество, которым легко заниматься по дороге или даже на море. Это идеальный вид отдыха: лежишь в шезлонге, светит солнышко, дует морской ветерок, в ушах интересная аудиокнига или лекция, и ты вышиваешь что-то очень красивое. Такая работа меня полностью расслабляет и приносит только удовольствие. Работа с бисером тоже подходит для активной жизни, созданием украшений можно заниматься не только дома, но и в дороге или, например, когда ждёшь ребёнка во время секции. Что касается этапов работы, то их несколько: появление идеи, создание эскиза, непосредственно реализация, сборка изделия. Я постоянно нахожусь в поиске, у меня миллион идей, которые я пытаюсь записывать. В основном я работаю на наличие, поэтому всё время что-то придумываю, откладываю эти идеи, трансформирую или просто возвращаюсь к ним спустя какое-то время. Когда вид работы определён, я приступаю к разработке эскиза и параллельно с этим принимаю решение о том, в какой технике будет выполнено работа, далее подбираю нужные цвета и материалы. Почти каждый раз, начиная, я сомневаюсь в том, насколько хорошо всё получится, часто в процессе работы бываю недовольна результатом, однако в итоге всегда всё получается хорошо. Этап сборки кажется мне немного скучным и, честно говоря, я часто прокрастинирую и не спешу закончить изделие. Для меня конец работы – грустная часть, которая напоминает завершение весёлого путешествия. Иногда я даже чувствую себя как родитель, который проходит процесс сепарации со своим подростком – изделие становится самостоятельным и теперь нужно искать для него своего человека. Готовую работу я либо убираю в сундук, где хранятся изделия для выставок, либо в несессер, если планирую скоро реализовать.
– Какие техники и приёмы Вы используете в работе над украшениями?
– Я вяжу, плету и вышиваю художественной гладью, работаю в технике люневильской вышивки, владею навыком скульптурного золотного шитья. Если приходится работать с плотным материалом, например, с фетром, я иголочкой пришиваю бисер, бусины, кристаллы. На тонком материале я предпочитаю работать крючком, так получается быстрее.
– Где Вы покупаете материалы для украшений? У Вас есть любимые материалы и инструменты?
– Я стараюсь использовать японский бисер – Miyuki Delica и Toho, который по возможности я заказываю через Европу напрямую в больших количествах. С ним я не только вышиваю, но ещё и вяжу и плету, а также использую его в наборах для создания браслетов. Сейчас сложно отправлять платежи за границу, но я справляюсь. Чешский бисер представлен у меня меньше, я использую богемский с красивыми гранями, который очень плохо калибруется, но при этом выглядит эффектно за счёт своей формы. Фурнитуру тоже покупаю напрямую у производителей. Бусины, кристаллы часто приобретаю непосредственно под проект, хотя иногда беру и про запас. Из тканей я отдаю предпочтение шелковой и хлопковой органзе, реже сеточке, люблю шелковый бархат. Некоторые вещи вышиваю на плотном хлопковом материале. Мне приятно работать с хорошим, дорогим материалом, он красив сам по себе и не требует чрезмерного декорирования. Мои трудочасы не зависят от того, сэкономила я на материале или нет, однако процесс работы и результат с хорошими материалами всегда приятнее и лучше. Из наших магазинов мне нравится «Зелёная птичка», «Мелодия бисера». Ткани я покупаю в хорошем магазине итальянских тканей, который находится рядом с домом.
– Можно ли у Вас заказать брошь по индивидуальному эскизу?
– Работа на заказ меня немножечко фрустрирует. Вышивка и украшения – это декор, вещь, которая не несёт какой-либо практической функции. Она должна вызывать вау-эффект, привлекать. Одно дело, когда ты предлагаешь посмотреть ассортимент готовых работ, из которых можно выбрать что-то на свой вкус, и другое – когда у человека возникает идея в голове и он просит её реализовать. В этом случае может не совпасть ожидание от работы с результатом, представленным мастером. Именно это меня заставляет тревожиться. Я работаю на заказ не только по брошкам и украшением, пару раз у меня заказывали вышивку на одежде. В такие моменты нужна чёткая договорёность и обсуждение всех деталей. Для меня важно, чтобы заказчик остался доволен, поэтому я допускаю, что создаю работу, которая может не понравиться покупателю и остаться жить у меня, ждать нового владельца. Мне так легче. Принимая заказ, я всегда осознаю риски.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте участия в выставках-ярмарках изделий ручной работы.
– Я очень хочу попасть на летнюю ярмарку, а может и на осеннюю, и уж точно на новогоднюю. До этого я 2 раза участвовала выставках, но оказалась недостаточно подготовлена и получила не очень хороший коммерческий результат. Тем не менее маркеты нужны, чтобы получить обратную связь и увидеть живую реакцию людей на то, что ты делаешь. Я помню, как прыгала от счастья, когда в магазине продались две броши – божья коровка и цветок, но со временем яркие эмоции притупляются, и сам факт продаж начинаешь воспринимать как должное. Любому человеку, который занимается творчеством, очень важна оценка или просто заряд позитива. Пусть даже кто-то не купит вашу работу, а лишь ненадолго остановится у стенда и выразит восхищение тем, что вы делаете. Также интересно оказаться в живом творческом сообществе и эта история может привести к интересным коллаборациям. Например, мы задумали с одной девушкой, которая шьёт одежду, совместить наше творчество. Участие в выставках-ярмарках хорошо развивает насмотренность и вызывает прилив вдохновения. При этом надо понимать, что ярмарка – это дорогое мероприятие, которое не всегда может окупиться. В среднем у участников приобретают около 30% товаров, поэтому, если вы хотите заработать 100 000, вам нужно иметь с собой товара на 300 000. Также учитывайте расходы на саму ярмарку – оплата участия около 20 000, и качественное оформление стенда, которое поможет привлечь внимание и грамотно презентовать товар.
– Какими товарами ручной работы Вы пользуетесь сами?
– Люблю не только создавать, но и покупать, предпочитаю делать это офлайн. Мне нравится трогать вещи, рассматривать их. Я предпочитаю мыло ручной работы, оно не сушит кожу, красиво выглядит и пахнет приятно. Ещё мне очень нравится керамика, одежда. Моя дочь тоже ценит ручную работу и с удовольствием что-то приобретает для себя.
– Что Вас вдохновляет и кто поддерживает?
– Меня вдохновляет моё окружение. Мне очень повезло, я живу в красивом городе – Санкт-Петербурге, в красивом районе, где в пешей доступности есть замечательный Соляной переулок, академия имени А.Л. Штиглица, есть Анненкирхе. Меня вдохновляет само пребывание в городе. Иногда, когда нужно вдохновиться более прикладным образом, я смотрю соцсети и Pinterest, интересуюсь работой других мастеров, чем занимаются коллеги по цеху, какие приёмы используют, изучаю работы в смежных отраслях. Также меня очень вдохновляет архитектура, люблю бывать в разных городах. Раньше мы часто путешествовали по Европе и это сохранилась в памяти. Поддерживает меня интернет-сообщество. Нам повезло жить в такое время, когда человек не ограничен своим физическим местонахождением, и может найти единомышленников в любом уголке земли. Поддержка профессионального сообщества очень важна, она помогает правильно оценить свои силы и результат работы. А ещё мне очень повезло с поддержкой семьи. Моя дочь неравнодушна к творчеству и для меня важна её оценка, когда ребёнок говорит, что хочет оставить какое-то изделие себе.
– Какая у Вас творческая мечта?
– Я нахожусь в постоянном процессе и мои мечты связаны с тем, что я делаю в данный момент. Сейчас это участие в ярмарке. В идеале я, конечно, мечтаю об отдельной мастерской – помещении или хотя бы комнате, где можно было бы удобно и красиво организовать хранение моих складских запасов, которых очень много, что иногда расстраивает моего супруга. Хотелось бы известности, я понимаю, что вряд ли создам свой модный дом, но всё-таки. И, наверное, главная мечта – продолжать заниматься любимым делом, чтобы зрение и спина позволили мне вышивать и развиваться в творчестве, а обстоятельства не вынудили меня выйти на работу в офис.
– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как можно заработать на своём творческом увлечении.
– Понятие заработка для всех разное. Кому-то достаточно, если хобби позволит заработать на приятные мелочи типа новой губной помады, для других же оно может стать основным источником дохода, который, возможно, будет обеспечивать жизнедеятельность даже целой семьи. Это совершенно разные подходы. В моём понимании творчество – это прежде всего не столько про заработок, сколько про самореализацию и признание. На творчестве заработать непросто, если мы говорим о каком-то существенном заработке. Когда мы занимаемся творчеством, создаём, мы проходим через ряд этапов: формируем идею, затем продумываем её воплощение, и уже потом приступаем к реализации. Если продавать онлайн, важно грамотно презентовать изделие – сделать хорошие фотографии и текст. Опираясь на бизнес-практику, можно найти моменты, которые помогут сэкономить время. В творческом процессе есть этапы, которые можно совместить и выделить время на развитие, масштабирование. Например, создавая серии, вы сможете сэкономить время на предварительной работе: эскизах, подборе материалов, описании изделия. Сократить расходы помогут профессиональные фотосессии, где будет представлено несколько работ. Также можно вести параллельно несколько проектов сразу. Экономия времени – это тот приём, которым я сама пользуюсь. Он просто незаменим для тех, чья работа требует большой концентрации и тщательной проработки. Я искренне считаю, что время мастера – это самое ценное в работе, если, конечно, вы не занимаетесь огранкой бриллиантов, там ценность материала всё-таки превысит ценность работы. В творчестве практически невозможно заработать миллионы и однажды проснуться популярным, это тяжёлый путь. Если вам не нравится сам процесс, и вы стремитесь только к результату, то, наверное, вам нужно поискать что-то другое. Очень важно иметь поддержку, круг единомышленников. Если близкие не восторгаются тем, что вы делаете, не надо их насиловать вашим творчеством и пытаться заставить полюбить его, просто найдите людей, которые с вами на одной волне, и будут искренне радоваться тому, что вы делаете. От искреннего признания вы точно получите больше удовлетворения!