Саша росла в творческой семье, поэтому с детства впитывала художественное восприятие мира и училась видеть во всём красоту. Сейчас её работы отражают тот самый искренний детский взгляд на мир, который ей удалось сохранить. Работая с бумагой во всех её проявлениях, Саша создаёт уникальные работы, которые пробираются в самое сердце.
– Саша, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути.
– Однажды, когда мне задали похожий вопрос, я как-то спонтанно ответила: «Несколько лет художественной школы и много любви». Кажется, это действительно больше всего похоже на правду. Художественных школ в моей жизни было несколько, и ни одну я так и не окончила, а из законченного образования у меня только Театрально-художественный колледж по специальности художник-мультипликатор, хотя мультипликатором я, впрочем, тоже не стала. Учёба дала мне достаточно хорошую базу, знания основ композиции, рисунка, анатомии и т.д. Но то, что я сейчас делаю как художник, выросло скорее не из образования, а из той среды, в которой я росла. Моя мама – художник, поэтому моё детство прошло среди красок, холстов и мольбертов, бесконечного рассматривания художественных альбомов и походов по музеям и выставкам. Смотреть вокруг, замечать красивое, интересное, удивительное в мире, как-то пропускать всё это через себя и выражать творчески всегда было для меня чем-то самым естественным и очевидным. Сейчас я думаю, что это ценнейший навык для художника, да и в целом для кого угодно, и мне вообще-то ужасно повезло, что было у кого его перенять. И ещё мне всегда было интересно народное и наивное искусство, сказочно-мифологические сюжеты, фолк во всех проявлениях. Наверное, из всего этого в итоге и сформировалось моё творчество.
– Чем живёт художник? Что Вы сейчас делаете и какие Ваши работы пользуются наибольшим спросом?
– Ну, если это вопрос про заработок, то чем придётся. У меня нет статистики популярности собственных работ, это всегда какая-то лотерея, всегда очень по-разному. Например, последний год я занимаюсь папье-маше, в какой-то момент достаточно освоила материал и начала делать украшения, которые, кажется, нравятся не только мне, но и всем остальным.
– Что можно сделать из папье-маше?
– Я бы сказала, всё что угодно! Хотя я ещё далеко не всё пробовала и до сих пор исследую материал. Мне в принципе очень нравится работать с бумагой: я сама делаю бумагу ручной работы и печатаю на ней, шью фигурки из бумаги в собственной авторской технике. Идея попробовать сделать что-то из папье-маше пришла ко мне довольно спонтанно, а в результате получилось новое и интересное направление в моём творчестве. Я встречала не так уж много художников, которые работают в этой технике, но все они создают удивительные вещи: интерьерные украшения и арт-объекты, абажуры для ламп, кашпо для растений и даже мебель. Меня обычно не тянет на такие масштабные проекты, я делаю что-то небольшое и камерное – магниты, статуэтки в виде домиков или неведомых зверей. Постепенно появился спрос на украшения, и, начав работать в этом направлении, я переживала, насколько они получатся прочными (всё-таки это бумага!). В итоге мне удалось сделать подходящую массу, хотя пока что я до сих пор экспериментирую с материалом: теперь пытаюсь добиться не только прочности, но и пластичности, чтобы можно было лепить мелкие детали и не приходилось после высыхания шкурить миллион лет, добиваясь гладкой поверхности. Вот над этим я и работаю сейчас.
– Ваши календари – это ежегодная история или бывали пропуски? Где их обычно можно купить?
– История про календари – одна из моих любимых. Я печатаю календари с 2012 года, и с тех пор не пропустила ни одного. Первый календарь был сделан по заказу музыкальной группы Avis Dei, которая играла средневековую европейскую музыку. Я была поклонницей этой группы, часто ходила на концерты и в какой-то момент познакомилась с музыкантами. Они и заказали мой первый календарь, чтобы продавать его прямо на своих концертах. В тот момент у группы был проект, где под средневековую музыку рассказывалась французская народная сказка – из иллюстраций к этой сказке как раз и состоял тот самый первый календарь. Работать было очень интересно. Я с большой радостью нарисовала иллюстрации, хотя до этого мне не приходилось делать ничего подобного. Мы нашли типографию и заказали печать. Я совершенно не ожидала, что работа над календарём выльется в итоге в мой личный проект, который станет постоянным. Когда я рассказала о первом календаре в соцсетях, откликов и заказов было так много, что нам пришлось даже напечатать дополнительный тираж. С тех пор каждый год я придумываю новый календарь, причём не рисую иллюстрации специально для него, а просто беру свои работы, сделанные в разный период, и думаю, какие из них я сама хотела бы видеть на своей стене в ближайший год. Обычно, прежде чем заказывать печать, я объявляю предзаказ у себя в соцсетях. За эти много лет у меня появились постоянные заказчики, и мне каждый раз ужасно радостно знать, что этот мой проект близок и важен не только мне! Перед новым годом мои календари можно купить на маркетах, в которых я участвую, и ещё я сотрудничаю с несколькими магазинами, где можно приобрести не только календари, но и всё остальное, что я делаю.
– Вы постоянно участвуете в различных ярмарках и творческих встречах. Какие были самые яркие события в 2024 и какие ещё предстоят? К чему готовитесь?
– В прошлом году я участвовала в разных маркетах практически непрерывно, и это был такой осознанный эксперимент. Я целенаправленно решила на год максимально погрузиться в эту атмосферу, посетить всё, что только можно, просто чтобы посмотреть, насколько эта история оправдывает себя финансово, какой будет отклик от аудитории, какие мои работы будут более востребованы. В итоге я поняла, что постоянное участие в маркетах довольно сильно изматывает и всё-таки финансово не так выгодно, как хотелось бы. Поэтому я решила, что пусть будет меньше маркетов, зато я буду более основательно к ним готовиться в удобном для меня темпе. В этом году у меня пока был всего один маркет – «Лампа», его ежегодно устраивает фестиваль иллюстрации МОРС, и я участвую в нём уже несколько лет подряд. Следующий обязательный к посещению – Fern Fest, маркет со сказочно-лесной атмосферой, довольно новый, но уже очень хорошо зарекомендовавший себя. Я пока участвовала в нём всего один раз, но уже очень жду следующего! Летом я планирую посетить фестиваль анимации «Бессонница». Там тоже проходит ярмарка, можно встретить много интересных людей и посмотреть мультфильмы. А в конце августа собираюсь на этнический фестиваль «Крутушка», посвящённый народной музыке. Фестиваль проходит недалеко от Казани, я приезжаю туда уже не первый год, и это каждый раз множество впечатлений: и путешествие, и много музыки и танцев, и ярмарка. В общем, отличная история!
– Какие изделия ручной работы Вы чаще всего приобретаете для себя?
– В основном керамику, иногда украшения, открытки или какую-нибудь оригинальную графику, линогравюры. Часто на маркетах авторы обмениваются своими работами, поэтому у меня после каждой ярмарки остаётся много прекрасных трофеев.
– Что больше вдохновляет – вещи, природа или люди? И почему?
– Природа и музыка. Для меня они стоят рядом и дают много сил, это всегда про любовь и свет внутри. Я живу в Москве рядом с рекой и парком. Очень люблю гулять с собакой и смотреть на всё: на деревья, на воду, видеть гармонию мира, чувствовать себя частью этого всего. Как-то ужасно банально это всё звучит, но других слов не получается придумать. Я смотрю на деревья, и у меня свет внутри.
– Какие ещё виды творчества Вам бы хотелось освоить?
– Интересно примерно всё! Хотя нет, не всё: например, живопись маслом я так и не освоила, но вроде бы мне и без неё хорошо. Меня всегда очень привлекает ручная печать: линогравюра, сухая игла и т.д… У меня был небольшой опыт знакомства с этими техниками в формате коротких мастер-классов, но этого явно недостаточно, на освоение нужно больше времени и терпения. Ещё было бы интересно попробовать поработать с деревом. С ним я практически не имела дела, но оно мне очень нравится как материал.
– Какая у Вас творческая мечта?
– Честно говоря – не знаю. Наверное, банально, но хотелось бы, чтобы то, что я делаю, мне приносило достаточно денег на жизнь. А не как сейчас.
– Работа над каким из Ваших изделий запомнилась больше всего?
– Их много, и работу над каким-то одним изделием выделить довольно сложно. Есть несколько значимых, про которые я периодически вспоминаю. И одна из них – это как раз те самые иллюстрации к первому календарю. Изначально стояла задача сделать книжные иллюстрации, а уже потом проект переиграли, и книжка стала календарём. Я ничего не знала про книжную иллюстрацию, делала всё интуитивно, лишь примерно представляя, как это должно быть. Кстати, у меня дома до сих пор хранятся оригиналы работ, нарисованные пастелью. Ещё я несколько лет проработала в анимационной студии «Пилот», там у меня была самая лучшая работа — лепить из пластилина! Я нигде специально не училась этому (где вообще люди учатся лепить из пластилина?), попала туда случайно и задержалась на 4 года, которые до сих пор вспоминаю с большой радостью. А иногда бывают и совсем неожиданные заказы. Например, однажды ко мне обратились участницы фольклорного ансамбля «Верба». Им нужна была иллюстрация для обложки первого альбома, и они прислали мне свои песни ещё до того, как те появились в открытом доступе. Слушая их, я рисовала картинку для этой обложки. Было такое ощущение, что меня приобщили к какой-то тайне. А ещё недавно я рисовала оформление для сайта психолога. Задача была сделать целую историю про поиск пути, про новый дом, про обретение каких-то смыслов, опор. Было сложно, это тоже был совершенно новый опыт, но мне нравится то, что получилось в итоге. Сейчас жду, когда закончится техническая работа по созданию сайта, и очень хочу увидеть, как мои рисунки вписались в оформление.
– Сейчас творчество – это ваш основной заработок?
– Да. То, что я рисую и делаю руками, то, что создаю как художник – это моя работа. Другой профессии у меня нет. Однако у меня не всегда получается на этом зарабатывать достаточно, чтобы мне хватало на жизнь и на всё, что нужно. Периодически я влезаю в долги, бывает, что мне с трудом хватает на самое необходимое. Я участвую в маркетах, сотрудничаю с магазинами, продаю свои готовые работы через соцсети и делаю что-то на заказ. При этом в моей работе нет стабильности, и сейчас финансовая часть – это для меня область исследования. Я стремлюсь к тому, чтобы моя работа приносила и радость, и деньги, а не что-то одно.
– Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам о том, как начать зарабатывать на творчестве.
– Учитывая всё, что я уже рассказала про себя и свои отношения с заработком, я сама всё ещё чувствую себя очень начинающим мастером. Наверное, основной совет, который я даю всё время и сама себе – это не бояться. Нужно разобраться с внутренними блоками, понять, что внутри мешает и не даёт приблизиться к желаемому заработку. К сожалению, не всегда очевидно, как именно нужно зарабатывать, куда бежать и что делать. Я думаю, что не существует какой-то универсальной волшебной таблетки для всех на свете людей. Художников много, у каждого свой путь и на нём свои трудности, и вряд ли есть единый алгоритм, следуя которому можно было бы легко стать успешным. Или, может быть, я просто ещё сама его не нашла.