Анастасия – мастерица из Армавира, работающая в технике ковровой вышивки. «Kroshka_home_» – популярный авторский бренд, история которого только начинается. За 4 года своего творческого пути Анастасия сумела уже многое и не собирается останавливаться на достигнутом.
– Анастасия, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Как Вы пришли к увлечению ковровой вышивкой?
– Я ушла в декрет и начала обустраивать свой дом, наводить уют. Сначала сшила для дочки комплект постельного белья, балдахин, потом коврик в детскую. Мне хотелось чего-то такого индивидуального, интересного, особенного. Моя мастерская началась с пошива ковриков-листочков и подушек-листочков для детских комнат, также я делала декоративные радуги и другой небольшой декор. Однажды на просторах интернета случайно увидела ковровую вышивку и удивилась – это не стандартная вышивка, ведь она совсем не похожа на гладь, большие петли, объёмные, при этом работы в этой технике смотрятся очень эффектно. Моя мама – бывший учитель труда и она знает всё о творчестве и рукоделии, поэтому я попросила её рассказать об этой технике. Оказалось, что мама когда-то увлекалась ковровой вышивкой и с тех времён у неё осталась игла. Я так загорелась этой идеей, что в тот же день взяла у мамы все материалы и инструменты, и сразу начала творить. Получилось так, что от увиденного в интернете до полного воплощения в жизнь моей первой работы ушло ровно двадцать четыре часа. Это оказалось действительно моё и действительно то, чем очень нравится заниматься, хочется, как бы я ни уставала. И сейчас я хочу вышивать круглосуточно.
– Какие материалы и инструменты необходимы Вам для работы? Что можете порекомендовать приобрести начинающим работать в этой технике?
– Для ковровой вышивки самое важное – три вещи. Первое – это игла для ковровой вышивки. Второе – это правильная ткань: может быть хлопковая двунитка, лён разряжённый, мешковина, диагональ, на рогожке некоторые тоже работают, дак. И третье – это хорошие пяльцы, чтобы создать барабанное натяжение ткани. Если натяжение будет слабым, то петельки не будут формироваться. Пряжа подойдёт абсолютно любая, можно даже вышивать лентами, хлопковыми или атласными шнурами, то есть всё можно. Главное подобрать нужный диаметр иглы. Для новичков, особенно для тех, кто хочет создавать изделия в этой технике не просто для дома и для себя, а в том числе и на продажу, важно не экономить на иголочке. Очень много игл сейчас идёт из Китая и они ужасного качества, что непосредственно влияет на качество самой работы. Такие иглы рвут ткань, через них плохо проходит пряжа, нитки застревают и рисунок получается неравномерным, некрасивым. Мне кажется, именно иголочка – это самое главное.
– Опишите, пожалуйста, Ваш рабочий процесс. Из каких этапов состоит работа над изделием?
– Сначала я придумываю эскиз. Все эскизы, которые я использую – авторские, разработанные лично мной. Я по профессии художник-дизайнер, у меня высшее образование в сфере дизайна интерьера, а также дополнительное художественное образование, поэтому все эскизы я создаю сама. После разработки я переношу эскиз на ткань и начинается этап подбора пряжи, именно цветовой палитры. Это может занять значительное время, потому что 80% успеха работы – это правильный выбор оттенков. Поэтому именно на это дело я трачу большую часть своего времени, довожу сочетание до идеала. Даже если я начала вышивать одним оттенком и в процессе работы он мне не понравился, я распускаю, меняю оттенок и начинаю заново. И это может длиться до бесконечности, пока я не приду именно к тому результату, который мне прям нравится. В этом деле я перфекционист. После подбора пряжи я начинаю непосредственно вышивку, потом завершаю работу, собирая изделие. Затем идёт отправка работ новым хозяевам.
– Как Вы придумали боксы для вышивки и в чём их особенность?
– Очень много вопросов мне поступало в социальные сети о том, как научиться этой технике. Онлайн-обучение – это одно дело, но приходило очень много запросов на консультации по материалам: какую пряжу подобрать, какую ткань, как выбрать иглу. Общение на эту тему занимало много времени и не всегда получалось объяснить всё досконально, потому что ткань всё равно разная. Например, хлопковая двунитка может быть разной плотности и при выборе материала впервые лучше её щупать, чтобы понять, подходит она для работы или нет. Поэтому я решила сделаешь такую коробочку, где есть всё. Человек её получает, открывает и приступает непосредственно к работе. На тот момент, когда я начала разрабатывать идею с изготовлением наволочки с использованием техники ковровой вышивки, в России ещё такого не было. Я загорелась этой идеей, провела опрос в соцсетях и получила очень большой отклик. И вот именно тогда я разработала свои боксы. Все эскизы, которые лежат в основе вышивки – авторские. Также особенность моих боксов в том, что в инструкции я делюсь своим опытом и лайфхаками, которые облегчают процесс работы. Я очень подробно описала весь процесс, поэтому даже у людей совсем без опыта работы всё получается.
– Какое самое масштабное изделие Вам удалось создать? Расскажите о работе над ним.
– Самой масштабной работой оказался двухметровый ковёр-монстера, который я делала тафтинговым пистолетом. Сложности возникли с созданием рамы, подбором оттенков и большим объёмом работы, делала я его почти месяц. Также среди моих изделий есть подушки жар-птицы, комплект на светлой ткани и на чёрной, к ним тоже получился особый подход, так как в работе использованы почти 40 оттенков пряжи. Я делала её почти месяц – было очень тяжело подобрать правильные оттенки, поэтому я распускала её много раз, пока не добилась именно идеального результата.
– Как ухаживать за изделиями, созданными в технике ковровой вышивки?
– Уход за изделиями, созданными с элементами, выполненными в ковровой технике, достаточно простой. Все петельки я закрепляю клеем ПВА, но он растворяется при температуре выше 30°, поэтому, чтобы изделие служило долго и не потеряло свой первоначальный вид, возможна ручная или машинная стирка при температуре не выше 30°деликатными моющими средствами – гелями, детским мылом, без использования отбеливателя. Если на подушке нет явных загрязнений, достаточно просто немного её освежить. Можно выбить изделие и проветрить около окна, это поможет убрать пыль и избавиться от запахов. Также можно использовать липкий ролик. У меня дома в детской комнате лежат три подушечки, им уже почти 4 года, и выглядят они абсолютно как новые, хотя перенесли множество стирок и детских игр. Так что главное – это соблюдать температурный режим при стирке, освежать при необходимости и периодически использовать липкий ролик.
– У Вас был опыт участия в ярмарках, где продаются handmade-товары?
– Я участвовала только один раз в марте прошлого года – выбрала Бардак маркет в Краснодаре. Этот опыт мне скорее не понравился, потому что я интроверт и мне легче, проще и спокойнее сидеть дома и заниматься своей работой с кружечкой кофе под сериал, нежели ездить куда-то, где нужно целый день общаться с людьми. Очень много знакомых мастеров принимали участие в подобных ярмарках и делились положительными отзывами, однако лично для меня такой формат оказался некомфортным.
– Какие ещё творческие направления Вы хотели бы освоить?
– Наверное, никаких. Я бы хотела вывести именно ковровую вышивку на более высокий уровень, создавать не только подушки и панно, но и что-то более масштабное, возможно, уделить больше времени тафтингу – это тоже ковровая вышивка с помощью специального пистолета. Также хочу расширить область применения ковровой вышивки. Например, сейчас я делаю лампы с ковровой вышивкой. В России я встречала изделия с вышивкой гладью, крестом, а такого ещё ни у кого не видела. Возможно, попробую придумать одежду с декором в этой технике. Хочу развивать именно вот этот вид рукоделия. Я кайфую от самого процесса и пока не хочу уходить никуда в другие отрасли.
– Что для вас важнее – спрос и высокий заработок или возможность создавать то, что хочется, свободное творчество?
– В начале моего творческого пути мне, конечно же, было важнее работать на спрос. Я сидела в декрете и хотела зарабатывать на своём любимом деле, поэтому тогда для меня это было в приоритете. На данный момент я могу сказать, что для меня важнее именно свободное творчество, потому что сейчас я уже набрала свою клиентскую базу. У меня уже есть большая аудитория и я знаю, что любое новое изделие у меня всегда купят, потому что ценителей работ в этой технике оказалось действительно очень много. Я художник, мечтатель и всё-таки, видимо, в голове у меня заложено, что постоянно нужно что-то новое создавать, что-то интересное. Если мне приходит в голову какая-либо новая идея, я даже могу отложить текущие заказы и пока есть вдохновение, я сделаю именно то, что мне хочется. На свободное творчество особенно тянет, когда я делаю большие оптовые заказы, бывает и по 50 одинаковых подушек. Потом просто необходимо создать что-нибудь новое, поэтому после оптовых продаж у меня в основном возникают новинки.
– Каким Вы видите своё дело через 5 лет?
– Я никогда не строю планы, просто плыву по течению. 24 февраля исполнилось 4 года со дня создания моей мастерской. В начале своего творческого пути я вообще не могла себе представить, что дойду до таких высот, что у меня будет такая огромная аудитория, что будет запись на изделия на два месяца вперёд, постоянные оптовые заказы. Когда-то я об этом даже и мечтать не могла. Раньше я не могла себе представить, что меня пригласят на Первый канал, однако в 2022 году я была один из экспертов в передачу про уют. Потом меня напечатали в двух журналах – ELLE Decoration и «Новый очаг», где сейчас, кстати, тоже будет новый разворот с моими изделиями. Поэтому загадывать я не буду, буду также плыть по течению. Точно могу сказать, что хочу заниматься ковровой вышивкой всегда, потому что я чувствую, что это моё призвание. Даже после больших оптовых заказов, когда кажется, что от вышивки точно нужен отдых, я всё равно иду вышивать, потому что не могу без этого прожить ни дня.
– Как Вы любите отдыхать? Откуда черпаете вдохновение?
– Мне кажется, я просто не умею отдыхать, разучилась. Например, перед новогодними праздниками 31 декабря я отправила все свои заказы и взяла отпуск примерно на неделю. Мы поздравили всех родных и близких, и я начала думать, чем бы заняться, а в голове мысли только о вышивке, что я хочу срочно создать что-то новое. Родные предлагали поехать куда-то горы отдохнуть, сменить обстановку, а мне неинтересно, я хочу только вышивать. У меня постоянно в голове генерируются миллионы идей, поэтому во время отпуска я смогла не торопясь обдумать новинки, сделать изделия в своё удовольствие, кайфуя от процесса. Конечно, семья и родные у меня всегда на первом месте, но как только появляется личное свободное время, я провожу его за вышивкой и разработкой новых изделий. Есть ещё одно увлечение – это комнатные цветы. Я начала ими заниматься буквально полтора года назад и сейчас у меня уже более 60 растений – от самых простеньких до очень интересных и странных видов. Я люблю возиться с комнатными растениями, меня это даже как-то успокаивает. Вдохновение находит меня само. Просто что-то щёлкает в голове и мне надо срочно рисовать. Бывает так, что за день я могу нарисовать и по 8 эскизов, потому что хочется это делать.
– Дайте, пожалуйста, совет мастерам, которые находятся в начале своего творческого пути.
– Не бойтесь начать! Очень многие мастера мне писали о своём страхе заводить профильную страницу в соцсетях, потому что боятся отсутствия интереса, осуждения. Но на каждый товар со временем найдётся свой покупатель. Не нужно бояться, это ваша жизнь и вы делаете то, что вам хочется. Второй совет – не скупитесь на фотосессии, ведь 80% успеха любого аккаунта зависит от фотоконтента, правильной подачи материала. Если вы хотите продавать свои работы, вложитесь в это. У меня есть свой фотоаппарат и мне нравится фотографировать. Возможно, если бы я не занялась ковровой вышивкой, могла бы стать фотографом, поэтому большую часть своих работ я фотографирую сама, но если вы не умеете это делать, прибегайте к помощи специалистов. Получив с одной фотосессии 50 хороших снимков, вы обеспечите себя качественным контентом на пару месяцев. Какие бы прекрасные и эксклюзивные работы у вас ни были, без хороших фотографий вы не сможете их правильно показать и продать. Я встречала начинающих мастеров, чьи работы были далеки от идеала, однако благодаря хорошим фотографиям им удавалось быстро найти покупателей для своих изделий ручной работы.