Ульяна живёт в Нижнем Новгороде и уже почти 10 лет занимается керамикой, развивая свой авторский бренд «Всякое Добро». Её главная мотивация – любовь к своему делу, источник вдохновения – природа. Ульяна создаёт душевную, но при этом практичную посуду ручной работы, среди которой царят кружки различных дизайнов и форм.
– Ульяна, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Как Вы начали заниматься керамикой?
– Я с детства любила рисовать, однако 13 лет училась музыке, поэтому рисование оставалось простым хобби, которому я с удовольствием посвящала свободное время. В какой-то момент стало понятно – для того, чтобы стать профессиональным художником, мне не хватает навыков, но увлечение рисованием всё же должно было найти своё применение, и в 2014 году я решила попробовать заняться керамикой. Мне было интересно создать практичную твёрдую форму из бесформенного куска глины, и красиво оформить её с помощью рисования и использования различных фактур. Я смотрела информацию о курсах, мастер-классах, однако в моём городе в то время было с этим трудно и я решила отложить эту идею, подумав, что ещё не время. Буквально через пару месяцев я узнала, что моя подруга выходит из декрета и набирает курс по обучению керамике. До отпуска она была подмастерьем у крутого мастера-гончара, поэтому я без сомнения прошла к ней на курс. Обучение проходило в группах, и я переживала, что в таком формате мне будет некомфортно, боялась почувствовать себя неуютно, но на занятиях царила расслабляющая, весёлая, свободная атмосфера и мне стало там очень хорошо. Так получилось, что моё обучение вышло за рамки курса. Я осталась в мастерской как помощница, подмастерье, получая практический опыт, задавала много вопросов и постоянно узнавала что-то новое. После пары лет я ушла в декрет, но уже не могла представить свою жизнь без керамики, поэтому сделала для себя мастерскую в доме родителей, чтобы можно было заниматься любимым делом, находясь поближе к ребёнку. Затем я перевезла мастерскую уже в отдельное помещение, где мы на пару с подругой начали работать. К этому моменту у меня скопилось много изделий, которые просто невозможно было уже прятать в стол, и я начала зарабатывать на продаже изделий. Хобби стало любимой работой.
– Почему среди Ваших изделий преобладают именно кружки?
– В начале пути я делала разные изделия: настенные панно, баночки, подвесы. Однако постепенно пришла к тому, что кружки стали преобладать. Это ходовая вещь, практичная и понятная. Через кружки я могу реализовать большинство своих идей и они точно найдут своё применение, выполнят своё предназначение. Я пользуюсь кружками, как и все, поэтому мне легко их делать и представлять, какими они должны быть. Например, я не ношу серьги и не делаю их, сама не пользуюсь и не вижу, как это сделать. А вот брошки я ношу и делаю их с удовольствием. Также я делаю чайники, но их покупают не так быстро и иногда они подолгу ждут своего человека. Кружки – это способ моего самовыражения. Через них я рассказываю о том, как вижу и чувствую.
– Работа над каким изделием Вам запомнилась больше всего?
– В прошлом году весной я решила сделать кружку в виде домика Хагрида. Начала с большим энтузиазмом, но оказалось, что работа над ней занимает много времени, поэтому закончить её было непросто. У меня маленький ребёнок и во многом мой рабочий режим зависит от её настроения и здоровья, поэтому на некоторые проекты просто не хватает времени. Однако кружку я всё-таки сделала и хочу презентовать её в декабре. Я не знаю, смогу ли я вообще её продать, потому что в эту работу вложено колоссальное количество сил и времени, просто не могу даже представить цену за неё, поэтому допускаю, что эта кружка, скорее всего, пойдёт на мою полку. Результат меня очень порадовал, она получилась даже лучше, чем я ожидала, хотя в процессе работы было много сомнений и трудностей. Сейчас я рада, что на это решилась – надо выходить из этой пресловутой зоны комфорта.
– Насколько практична керамика для ежедневного использования?
– Всё зависит от керамики. Моя керамика довольно практична, ею можно пользоваться так же, как и любой кружкой из масс маркета. Я делаю свою посуду из высокотемпературных каменных масс и покрываю высокотемпературными глазурями, поэтому она получается достаточно крепкой. Её можно мыть в посудомоечной машине на бережном режиме, греть в микроволновке и смело использовать без ограничений каждый день для любых напитков.
– В чём особенность изготовения изделий ручной работы? Как проходит Ваш рабочий процесс?
– Главная особенность изделий ручной работы – во времени их изготовления. Это трудоёмкий и времязатратный процесс, ведь лепка на гончарном круге или отливка занимают много времени в условиях небольших мастерских. Сначала нужно хорошенько отмять глину, чтобы она стала мягкая и податливая, подходящей консистенции для работы на круге. Я делаю заготовки кружек на гончарном круге, оставляю подсушиться, клею ручку, протачиваю донышко, раскрашиваю. Каждый мой рисунок уникальный, это всегда полностью ручная работа, которая тоже требует времени. Затем, если это необходимо, я делаю рельеф на кружке. Далее кружка сушится несколько дней перед первым обжигом. После обжига я покрываю изделие глазурью и снова ставлю в печь. Бывает, что приходится переделывать работу на любом этапе, доводя её до совершенства. Ручная работа – это сложно, долго, часто нервно, но очень увлекательно. Мои кружки проживают со мной часть моей жизни: слушают мою музыку, становятся свидетелями моих эмоций и идут в люди с частичкой моей души.
– Какие изделия других мастеров живут у Вас дома?
– Много всяких изделий, в основном посуда от коллег-мастеров: кружки, пиалки, салатник. У меня много изделий от Аллы Сыровой – моего учителя и подруги. Также много кружек от моей коллеги по мастерской Маши Горбуновой. Изделия ручной работы других мастеров и авторских брендов мне очень нравятся, и я могу назвать автора каждой вещицы.
– Почему Вы переехали в новую мастерскую?
– Сложная история. Наш любимый «Нижполиграф», где ранее располагалась мастерская, решили ремонтировать и менять его пространство. Одно крыло уже выселили, причём довольно скоропалительно. Мы просто не могли ждать экстренного выселения и решили найти себе новое помещение заранее. И нам повезло – удалось подобрать пространство, которое мы сможем снимать с другими арендаторами «Нижполиграфа»! За годы работы там сложилось очень тёплое и творческое общение, которое хочется сохранить.
– Каким должно быть идеальное помещение для работы с керамикой?
– Прям совсем в идеале – мастерская рядом с загородным домом и природой, на опушке леса. Если же смотреть более реалистично, то это должно быть достаточно просторное помещение, а лучше два. Одно с печами и хорошей вентиляцией, а второе непосредственно рабочее, в котором нашлось бы место большому рабочему столу и гончарному кругу. Хотелось бы, чтобы в помещении было много света, большие панорамные окна.
– Какие ещё виды творчества, кроме керамики, Вам по душе?
– Я люблю рисовать, рисую паттерны для печати на ткани, заказываю их печать и шью одежду из тканей с моими рисунками. Рисование и керамика идут для меня вместе и неразрывно. Я вижу для себя ещё много интересных направлений, например, занятие витражами, стеклом, украшениями, деревом, но понимаю, что как следует разобраться в них и постигнуть азы мастерства мне просто не хватит времени, нужна ещё не одна полноценная жизнь. Любое дело требует полного погружения. Я ещё не во всём успела реализоваться в керамике.
– Как Вы продаёте свои изделия? Выгодно ли участвовать в ярмарках или всё-таки продажи через интернет приносят больше прибыли?
– Свои изделия я продаю как через социальные сети, так и на ярмарках. Мне кажется, это выгодно по разным параметрам, не только материально. Такой отдачи, как при личном общении с покупателями, в интернете, к сожалению, нет. Я люблю принимать участие в ярмарках, особенно крупных, с большой проходимостью. Мне очень важно видеть, какие эмоции вызывают мои изделия, общаться. Живое общение стимулирует на дальнейшее развитие, помогает не опускать руки, когда появляются сомнения.
– В каких ярмарках Вы регулярно принимаете участие? Расскажите о том, как всё устроено и дайте, пожалуйста, совет новичкам, как подготовиться к участию.
– Я участвую в ярмарке своего города, которая проходит у Главного ярмарочного дома, так как история Нижнего Новгорода напрямую связана с ярмарками и мы продолжаем эту традицию. В Москву я выезжала на ArtFlection в первый раз в этом году. Мне очень понравилось, хотя это оказалось тяжело, так как всю свою керамику я везла своим ходом, правда немного помогли друзья. Оно того стоило, и я планирую участвовать и в будущем в московских мероприятиях. Организаторы подробно рассказывают обо всех условиях участия, поэтому разобраться несложно. Если вы хотите принять участие в ярмарке, нужно стараться повышать качество своих работ, использовать надёжные и проверенные материалы, продумать, как сделать интересную подачу товара, правильно разместить его. Также важна упаковка, брендирование, раздаточные материалы, потому что в первую очередь участие в маркете – это не только продажи, но и шанс показать себя. Даже если человек сразу не смог принять решение о покупке, есть шанс, что, взяв визитку, он всё же вернётся и купит что-то онлайн. На мой взгляд, сейчас это уже очень понятная история о силе личного бренда и продвижении.
– Как Вы отдыхаете? Что вдохновляет на творчество?
– Вдохновляет природа, лес, болото, мхи. Так я и отдыхаю. Природа наполняет меня силой для дальнейших свершений. Очень нравятся природные фактуры, мотивы и я стараюсь максимально использовать свои впечатления и ощущения, воплощая их в творчестве.
– Дайте, пожалуйста, несколько советов начинающим мастерам о том, как монетизировать своё творчество.
– Монетизация творчества для меня самой очень сложный вопрос. В начале своей работы с керамикой я совсем не думала о монетизации, только вкладывала. До керамики я долго занималась фотографией и там была такая же схема работы. Сначала я очень сильно чем-то увлекаюсь, начинаю заниматься этим для себя, ухожу в своё увлечение с головой, горю им. И потом постепенно у меня накапливается материал, которым мне хочется делиться. Я создаю группу в соцсети и начинаю выкладывать свои работы. Намеренно я не привлекаю подписчиков, не пользуюсь услугами накруток, только естественный рост группы и как результат – настоящая заинтересованная аудитория. Я просто делаю то, что мне нравится и показываю это, а люди находят меня и подписываются, если это им интересно. Важно, чтобы приходили именно твои люди. Участие в ярмарках, маркетах и фестивалях тоже важно. Мастерам из больших городов это значительно легче сделать. Я не пыталась анализировать рынок, понять боли покупателей, подстраивать свои работы под запросы. Для меня важна личная заинтересованность в том, что я делаю, мне должно это нравится. Поэтому я не беру заказы и не копирую чужие работы, ничего хорошего из этого не получится. Вся моя монетизация идёт из любви к собственному делу.