Интервью с Анной Колесниковой. Бумажки да тряпочки для детей да взрослых


Рубрика: Интервью

Интервью с Анной Колесниковой. Бумажки да тряпочки для детей да взрослых
Интервью с Мастером.

Анна создаёт трогательные книги, которые возвращают в детство. Она не боится быть художником, дизайнером, швеёй, декоратором, поэтом, смело пробуя новые виды творчества и различные приёмы, адаптируя их под себя. В её авторском сообществе «Бумажки да тряпочки» живёт искусство, которое часто выходит за рамки привычного и понятного, никого при этом не оставляя равнодушным.

 

– Анна, какое оно — ваше творчество? И для кого оно?

– Моё творчество всегда интуитивное и нестандартное, неформатное, порой небрежное и очень свободное, вариативное. Каждая моя идея может иметь множество путей исполнения. В душе я художник, который реализуется посредством прикладных инструментов, используя привычные способы, но при этом делая это нестандартно, по-другому. Однажды я выполняла задание, где на каждую букву алфавита мне нужно было придумать описание моего творчества, и получился интересный результат: асимметрия, безумные идеи, без рамок, волшебное, вариативное, грандиозное, глубокое, декоративное, другое, душевное, жизненное, завораживающее и так далее. Особенно мне запомнилась «п» – переработка старого в новое, пластичное, памятное, перспективное, простое. Азбука позволила мне посмотреть со стороны на своё творчество и понять, насколько оно интересное и важное, осознать ценность того, что я делаю. Я очень люблю всё необычное, иное, странное, выходящее за рамки, поэтому моё творчество для людей с похожими взглядами на жизнь. Чаще всего мои заказчики именно такие – любящие всё свободное, нестандартное и необычное. Я создаю для людей любящих эксперименты и ищущих, тех, кто слушает себя и открыто творит, экспериментирует.


– Как Вы начали заниматься творчеством? С чего начались «Бумажки да тряпочки»?

– У меня такое ощущение, что я всю жизнь занималась творчеством. Родилась я в обычной семье, родители были совсем не из сферы искусства, однако дома всегда присутствовала очень тёплая творческая атмосфера. Мой папа сочинял стихи, а мама сама научилась вязать и шить, много пекла. С тех пор я поняла, что для меня любое бытовое дело может быть творческим, если оно делается от души и с фантазией. Когда я пошла в школу, моим любимым пространством там стал кабинет трудов и ИЗО. Потом я поменяла школу, но всё равно приходила на эти уроки как домой, мне очень нравилось заниматься рукоделием, особенно шить и вышивать бисером. Именно там начались мои эксперименты с творчеством, я начала искать свой нестандартный путь, при этом меня очень хвалили в школе за аккуратность и творческий подход. Лет в 20 я начала рисовать, это была очень сильная потребность, картины получались яркими и сюрреалистичными. Потом я поняла, что хочу шить игрушки, и даже купила швейную машинку, но на это оставалось совсем немного времени, так как я работала и занималась другими вещами. Я начала встречаться с мужчиной, мы стали жить вместе и именно в отношениях с ним моё творчество раскрылось. Начался процесс познания себя и мой путь к бумажкам да тряпочкам. Я поняла, что хочу сделать творчество своей основной деятельностью, зарабатывать на этом. Мы переехали из Новокузнецка в Краснодар, мой мужчина поддержал моё решение не работать и посвятить всё своё время творчеству. Это было время поиска себя в том числе с помощью психотерапии, я пыталась выбрать какое-то одно направление творчества и понять, чего же я действительно хочу и однажды поняла, что должна придумать что-то такое, где сойдутся все мои интересы. «Бумажки да тряпочки» начались с создания первой книжки. Мой мужчина мне посоветовал создать группу ВКонтакте и транслировать там своё творчество. Я переживала, что это никому не будет интересно, было много страхов и сомнений, но я чувствовала поддержку. По моему приглашению в группу добавилось 100 знакомых, и я начала транслировать своё творчество, группа начала расти. Я проходила курс Джулии Кэмерон «Путь художника», искала себя, поэтому названий для группы было много, но потом всё совпало, из ткани и бумаги родились «Бумажки да тряпочки».

– Для Вас творчество — это работа или досуг?

– Для меня творчество – это сама жизнь. Сейчас оно делится на рабочую часть и досуговую. «Бумажки да тряпочки» – это всегда было приятное хобби с небольшим бонусом в виде денег. И только пару лет назад я поняла, что это стало работой. Мне нравится работать на заказ и сейчас книжки – основное поле деятельности, хотя иногда заказывают и другие изделия, например, игрушки. Сейчас я редко что делаю для свободной продажи. Кроме книжек, у меня ещё много планов, и часто мой досуг – это тоже творчество. Я рисую, в том числе и на холстах, шью для себя, переделываю одежду, декорирую. Делаю это не на продажу, а просто ради удовольствия, потому что не могу иначе. В книжках есть небольшие рамки, обусловленные пожеланиями заказчика, поэтому для меня особенно важно остальное творчество, где нет ограничений. Я не люблю готовить по рецептам, точно воспроизводить мастер-классы, у меня вообще трудно с повторами, потому что люблю индивидуальность во всём. Когда я устаю шить, переключаюсь на что-то другое – рисую, леплю или клею. В данный момент я создаю куколок, пока только для себя, но, думаю, они тоже станут доступны для заказа. 

– Часто Вы сопровождаете своё творчество стихами. Что появляется раньше — задумка изделия, например, книжный разворот или рифма?

– Стихи я начала писать лет с 13 и до сих пор иногда пишу. У меня есть книжка со стихами и картинками и это единственный формат, где появляются мои стихи. Сейчас я использую в книжках любые произведения по пожеланию заказчика. Я написала цикл «Что снится», потом появилось желание объединить мою любовь к книгам и творчеству, так появилась идея сделать собственную рукотворную книгу. Сам процесс создания книги происходит так – я делаю разворот и только потом подбираю к ним стихи или использую те, что присылает заказчик. 

– Расскажите о ваших наборах для творчества. В чём их особенность?

– Это был эксперимент, тестовая партия. Интерес был, но популярным это не стало. Каждый может сам так покрасить ткань. Думаю, надо записать мастер-класс по этой теме, ведь я очень люблю красить, это моя страсть. Мне нравится, что можно создать что-то новое, получается свой авторский материал для творчества, которого нет ни у кого. Для себя я постоянно крашу, используя не только новые ткани, но и старые материалы.

– Без каких трёх предметов или инструментов невозможно Ваше творчество?

– В творчестве я не могу и не хочу выбирать. И даже когда бывают ограничения – это мой выбор, принимать их или нет. Часто я сама себе ставлю интересные задачи, беру за основу определенный набор материалов и создаю из этого что-то новое и уникальное. Неважно, какие инструменты передо мной, я всё равно из этого что-нибудь придумаю, поэтому моё творчество возможно при любых обстоятельствах и любом наборе инструментов, но оно невозможно без меня, без моего свободного подхода и фантазии, адаптивности. Дело не в материалах и предметах, а в идеях и особенностях каждого человека, его внутреннем мире. Мой творческий ум пластичный, я могу делать что угодно из чего угодно. Если всё же попытаться найти три основных предмета, то для рабочего процесса это всё-таки ткань, нитка с иголкой и ножницы или ткань, бумага и краски.

– Анна, как выглядит ваша мастерская?

– Моя мастерская – это часть комнаты в моём доме. Хотя, пожалуй, это весь дом, мои материалы можно найти везде. Я недавно переехала и выбрала себе для работы светлую комнату с большими окнами. Мой рабочий стол стоит в углу между двух окон в окружении предметов, которые вдохновляют – это книги, фигурки, статуэтки. Все материалы у меня хранятся в отдельных контейнерах и ящичках. У меня очень много художественных материалов, думаю, если бы не книги, я бы рисовала картины. Люблю наводить порядок на рабочем месте, но когда начинается творческий процесс – появляется хаос, и это нормально. Я провожу в этой комнате очень много времени, и здесь постоянно всё меняется, делаю перестановки на рабочем столе, провожу ревизию материалов. Когда у меня ещё не было мастерской, инструментов, я всё равно находила место и время для творчества, не адаптировалась к обстоятельствам, а адаптировала их под себя. 

— Где и как Вы продаёте свои изделия? Был опыт участия в ярмарках или маркетах?

– В основном я работаю на заказ через ВКонтакте. В ярмарках не получается принять участие, просто нет достаточно готовых изделий. Однако я думаю о том, чтобы немного отойти от заказов.

— О чём была Ваша первая книжка?

– Эта книжка была с циклом стихов «Что снится». Она родилась в желании объединить мои умения и интересы в одном продукте. Сначала появились стихи, потом оформление. Первая книжка была для дочери подруги, я создала её на чистом вдохновении и интуиции, в потоке, просто из того, что было под рукой. Книга произвела впечатление на людей, было много отзывов как плохих, так и хороших. После неё пришли заказы на подобные работы. Первый был по бартеру, нужно было сделать похожую книгу, я обменяла работу на набор керамической посуды, которой пользуюсь до сих пор. А со второй книгой меня попросила выполнить полный повтор, и это далось очень сложно. Сейчас у меня много новых идей по книжкам, я постоянно придумываю и воплощаю их, в этом тоже есть эксперименты. Самое интересное, что у меня до сих пор нет своей книжки. На волне популярности книги я хотела сделать и для себя, даже создала какие-то заготовки, но сейчас я понимаю, что книжка, которую я хочу сшить себе — она совершенно другая. Я её начала и теперь точно уже не заброшу. 


— Сколько времени занимает создание книги?

– Всегда по-разному, зависит от объёма книги, возраста, для которого она предназначена и сложности элементов. Если идея новая, очень много может уходить на то, чтобы всё обдумать, тогда работа может занять и больше месяца. Для меня книги – живые, в них есть душа. При работе над книгой я настраиваюсь на заказчика, подбираю материалы, придумываю детали, делаю наброски. При этом часто, когда я приступаю к подбору материалов, приходят другие идеи и всё получается иначе. На плоскости схематически всё выглядит понятно, однако когда доходит до реализации – всё меняется. Становится не лучше и не хуже, а именно так, как должно быть. Бывают разные жизненные обстоятельства, которые тоже влияют на срок создания книги, например, моё эмоциональное состояние. Но в среднем создание книги занимает от двух недель до трёх месяцев. 

— Бывает так, что Вы сосредоточены только на одном проекте и отдаёте ему всё своё время или обычно параллельно решаете несколько творческих задач?

– Бывает по-разному. Если сроки позволяют, я шью параллельно несколько книг, но сейчас всё чаще даже начиная их делать одновременно, а погружаюсь в работу по очереди. Я люблю переключаться, менять очерёдность задач, это помогает избежать монотонности. Бывают и срочные заказы, которые нужно выполнить к определённой дате, тогда я просто меняю задачи внутри проекта, наличие срока сдачи проекта меня дисциплинирует и помогает. И всё-таки чаще всего передо мной стоит несколько творческих задач, многие проекты лежат и ждут своего времени. 

— Что служит фоном для Вашего рабочего процесса – музыка, аудиокниги, может быть, сериалы?

– Зависит от настроения, конкретной задачи и проекта. Монотонные задачи типа вышивки, набивки игрушек, раскрашивания я могу совмещать с просмотром фильма. Несколько раз прослушала аудиокниги про Гарри Поттера, а недавно – аудиоспектакль про Алису в Стране чудес. Когда во время работы я слушаю музыку, могу просто переключиться и потанцевать. А иногда нужна полная концентрация, и тогда даже музыка кажется лишней. Я часто работаю в тишине, прислушиваясь к собственным мыслям, получается такой медитативный процесс. Летом я люблю слушать звуки природы, пение птиц, шум дождя.  

– Какая у Вас творческая мечта?

– Мне бы очень хотелось рисовать картины на холстах, написать книгу (я даже приступила к её осуществлению). Ещё я бы хотела записать обучающий курс о том, как делать книги. Я хочу показать, что книга — это намного больше, чем просто книга и игрушка, это целый мир. И начать, наконец, создавать книги для взрослых.

— Что нужно для того, чтобы сделать любимое дело прибыльным? Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам.

– Мастер я не начинающий, однако моё любимое дело только недавно стало приносить доход. Я понимаю, что не хочу превращать создание своих книг в потоковое производство. Здорово, если ваше любимое дело вызывает отклик у людей, однако у каждого свой путь и не всякое любимое дело должно быть прибыльным. Всё зависит от цели. Важно понимать, стоит ли прибыль затраченных усилий, найти баланс среди любимых дел и хобби, оставить что-то для души, чтобы заработок не зависел от творчества. Не каждое любимое дело должно становиться бизнесом. Есть такая книга – «Между надо и хочу», где говорится о том, что наши желания и желания потребителей могут быть абсолютно разными, и надо найти точку соприкосновения. Ручная работа — это не только ресурсы, но и личные силы, время, и важно понимать, готов ли ты этим делиться и стоит ли это потраченных усилий. Продать можно всё. Иногда творцу сложно продавать и тогда нужно пользоваться помощью тех, кто это умеет, найти посредника и площадку, через которую получится реализовывать. Особенно это актуально для международного рынка. 

 

Ключевые слова: интервью, авторские книги, книги ручной работы, игрушки, творчество, бумажки да тряпочки, поиск себя, ручная работа, путь мастера

Виды творчества: Аппликация, Вышивка, Декорирование, Дизайн, Куклы и игрушки, Лепка, Шитье


Еще публикации

Янтарное вдохновение. 5 интересных фактов о янтаре

Мария Николаева 24 Апрель 2023, 12:13

О пользе янтаря и способах его применения.

Благотворительная ярмарка-выставка

Надежда Рогова 17 Июнь 2012, 22:40

Участие приняла и делюсь выводами…

Вышивка крестиком - с чего начать

Прекрасная Матильда 4 Май 2012, 00:08

В статье приводятся практические советы о том, на что следует обратить внимание при вышивке крестиком в первый раз