Интервью со Светланой Гуторенко. Творческая мастерская с любовью к своему делу


Рубрика: Интервью

Интервью со Светланой Гуторенко. Творческая мастерская с любовью к своему делу
Интервью с Мастером.

Светлана Гуторенко – творец, и одна из немногих мастериц, кто умеет создавать вещи с нуля – от материала до оригинального изделия. Наполняя окружающее пространство яркими красками и даря эмоции, Светлана делает только то, что нравится, и пробует разные техники и инструменты, не боясь экспериментировать. В своём сообществе она рассказывает о создании пряжи, ткачестве, а также делится схемами вязания. 

– Светлана, как получилось, что Вы стали развиваться в нескольких творческих направлениях, а не сосредоточилось на одном?

– Моё увлечение творчеством началось с ранних лет – в четыре года меня научила вязать бабушка. С детства мне было скучно заниматься чем-то одним, я легко переключалась с одного дела на другое. Это отразилось и на моём творчестве, поэтому когда я стала замечать, что любимое дело приносит меньше радости, я решила попробовать создать свою пряжу – захотелось больше цветов и фактур материала. Сначала я только красила пряжу, потом решила учиться прядению. Работа с веретеном – это очень неспешный, медитативный процесс, а я люблю быстрый результат, поэтому я купила прялку и дело пошло веселее. Кстати, веретено я освоила уже после прялки и теперь мне нравится прясть на веретене. Потом у меня появился ткацкий станок и я открыла для себя новый вид полотна с интересной фактурой. Впоследствии я освоила и подготовку шерсти, попробовала работать с шерстью от руна – очень интересный процесс, но довольно грязный. Я живу в частном доме, поэтому это не доставляет мне неудобств.

– Как создаётся пряжа? Расскажите о ваших инструментах.

– Создание пряжи – очень длительный и увлекательный процесс. Для работы чаще всего берут руно овцы, козы, альпаки. Чистота руна зависит от условий содержания животного, а они не всегда идеальны. Обычно это достаточно грязный материал, ведь животное носило шерсть не менее полугода и совсем не берегло. При покупке руна я получаю мешок со стриженой шерстью, которая, кроме загрязнений, имеет и соответствующий запах. Первый этап подготовки материала – стирка, процесс длительный и требующий аккуратности. Шерсть замачивается, бережно полоскается и сушится. Следующим этапом чаще всего идёт покраска шерсти. Затем надо всё прочесать, это можно делать разными способами: на барабанном кардере, на гребне и расчёсках, чёсками. У каждого способа – свой результат. Я предпочитаю гребень и расчёски, смешивая во время вычёсывания разные цвета. При таком способе подготовленное к прядению полотно получается идеально ровным и с ним приятно работать. На кардере цвета смешиваются сильнее и получаются более размытыми. А вот при использовании кардерной доски цвета не смешиваются и в результате получается идеальная арт-пряжа с интересными эффектами. У меня есть все эти инструменты и я их активно использую. После того как пряжа подготовлена, я сажусь за прялку. Предпочитаю электрическую модель, работающую от аккумулятора, чтобы не зависеть от провода. Также я иногда использую веретено, особенно в поездках. Для меня самый интересный момент – рождение нити, это настоящее волшебство, потому что результат всегда получается лучше задуманного. Сначала пряду одну нить, потом её можно соединить с другими, создавая нужный объём и цвет. После нить проходит тепловую обработку, сматывается в пасмы или мотки, и можно вязать или ткать.

– С каким материалом Вам больше всего нравится работать?

– Я работала с разными материалами – пряла овцу разной грубости, козу (мохер или пух), альпаку, кашемир и шёлк Малбери. Больше всего мне нравится работать с тонкорунными видами овец, со смесью овцы и козы, получается шерсть с мохером. Ещё мне очень понравилась альпака. В общем, мне нравится работать с нежными волокнами, хотя вязать я предпочитаю из чуть более грубой пряжи, это овца, которая имеет средний показатель по тонине, прясть её приятно и вязать одно удовольствие.

– Что Вам больше нравится – создавать пряжу, вязать или ткать?

– Мне нравится всё! Я бы не занималась этим, если бы не нравилось. Просто каждый раз я занимаюсь тем, чем мне хочется в данный момент.

– В чём преимущество пряжи ручного прядения перед материалами промышленного производства? 

– Преимуществ множество. Пряжа ручного прядения эксклюзивна, её сложно повторить. У каждой пряхи свой стиль. Каждый раз я пряду ограниченную партию пряжи, достаточную для создания одного изделия, и в следующий раз уже не повторяю, у меня нет серийности производства. А ещё пряжа ручного прядения душевная, ведь каждый сантиметр материала впитывает тепло рук и энергию пряхи. 


– Как думаете, можно ли назвать вещи, связанные с помощью вязальной машинки изделиями ручной работы?

– Я думаю, что в большинстве случаев всё же можно сказать, что это изделия ручной работы. Хотя есть большие промышленные машины, которые вяжут с помощью компьютерной программы и где человек выступает только в роли оператора. В работе с бытовыми вязальными машинами каждый ряд вяжется руками, там вязальщица вовлечена в процесс, требуется постоянное внимание, изделие проходит через руки. С помощью машинной вязки вещи создаются быстрее, чем спицами или крючком, но процесс всё равно требует и времени, и души человека. Узор на вязальной машине требует ещё большего сосредоточения. У меня есть вязальные машинки разного класса и, по моему опыту, это всё-таки ручная работа. Можно сделать простой шарф, а можно связать основу и задекорировать её с помощью вышивки, сделав абсолютно уникальную вещь ручной работы.

– Светлана, сколько времени уходит на то, чтобы придумать и создать опытный образец для тех изделий, описание которых потом можно приобрести у Вас?

– Создание качественного описания занимает довольно много времени. Сначала появляется идея, и я начинаю вязать для себя, в процессе делая заметки, чтобы потом изделие можно было повторить. Когда вещь связана, я решаю, стоит делать описание или нет, часто советуясь с подписчиками. Создавать описание – это самая нелюбимая часть работы, но, безусловно, необходимая. Я сажусь за компьютер, переношу туда все свои заметки и привожу их в порядок. После я делаю расчёты под разные размеры, это требует большой точности, ведь важно сохранить правильные пропорции вещи. Затем я создаю группу добровольцев для тестирования, как правило, это опытные вязальщицы. Есть постоянные участники, также обязательно я добавляю и несколько новых человек, получается фокус-группа, которая работает по моим описаниям впервые. Во время вязания участники тестовой группы могут заметить ошибки – опечатки, ошибки в расчётах, или просто попросить дополнительные разъяснения. Благодаря их обратной связи я делаю понятные описания, по которым просто повторить выбранную модель. И только после этого я добавляю описание в продажу. В среднем весь процесс занимает около двух месяцев. 

– Пробовали записывать мастер-классы или Вам больше по душе текстовый формат?

–  Я сама не люблю смотреть долгие описания, поэтому не использую видеоформаты мастер-классов, ведь для какой-то сложной вещи бывает нужно отснять многочасовой материал. К своим описаниям я снимаю маленькие пояснительные видео, на которые оставляю ссылки. Также я иногда собираю небольшие группы для совместного вязания, в которых даю информацию с помощью коротких видео, выкладываю их поэтапно. И всё равно дополняю их фотографиями и текстом.

– Ваши описания подходят для новичков в вязании или больше рассчитаны на людей, у которых уже есть небольшой опыт?

– Мои описания не подходят для тех, кто вяжет впервые. Я не учу в них вязать. Поэтому для начала нужно знать, как вязать базовые петли, выполнять убавки и прибавки. Обычно я указываю, для кого подходит эта работа. По моим подробным описаниям реально связать вещь. Например, джемпер получится даже у тех, кто до этого вязал только шапки или носки, а плечевые изделия казались трудными. Для того чтобы всё получилось, нужно просто быть внимательным и чётко следовать инструкции.

– Что Вам больше по душе – искать идеи, придумывать пути реализации или воплощать их?

– Все эти три процесса у меня очень тесно связаны. Обычно ко мне приходит идея и я сразу приступаю к её воплощению, и только в процессе понимаю, нравится или нет. Если нравится – продолжаю делать, однако могу отступить от первоначальной задумки на любом этапе работы и создать что-то ещё более интересное. Я не боюсь распускать и перевязывать, мне нравится, когда работа выполнена идеально – красиво, стильно, удобно и носибельно.

– Что Вы можете связать за один день?

– Шапку или носки спицами, толстой пряжей даже небольшой свитер. Зависит от моего желания и того, сколько у меня есть времени. Как правило, я предпочитаю работать в удовольствие и без напряга.

– Сейчас вы строите новый дом. В нём планируется место под мастерскую? Какой должна быть ваша мастерская мечты?

– Мастерская будет обязательно, она предусматривалась наравне с основными помещениями дома на стадии проекта. Сейчас у меня есть небольшая мастерская в доме, где мы живём, около 9 квадратных метров, в новом доме будет уже 12. Многие процессы я делаю вне мастерской – в гостинной и даже во дворе. Например, я предусмотрела на улице место для мытья шерсти. Если говорить об идеальной мастерской – это светлое помещение 25-30 квадратных метров с большими окнами и отдельным выходом на террасу. Важно, чтобы все инструменты стояли так, чтобы в любой момент можно было начать работать. Необходимо место для швейных машинок, раскройного стола, также нужен большой шкаф для хранения материалов, комод для инструментов, пару столов для вязальных машин, кардера и гребня, ткацкий станок, удобное кресло с маленьким столиком для прядения, манекен. Обязательно в мастерской должен быть большой телевизор. Сейчас у меня всё это есть, но часть инструментов приходится доставать по мере необходимости. В моей новой мастерской будет большое окно с видом на сад и расстояние до террасы буквально в пару шагов.

– Как начать зарабатывать на творчестве? Дайте совет начинающим мастерам.

– В нашей стране ещё не привыкли ценить на должном уровне ручной труд. Чтобы что-то продать, мастера вынуждены демпинговать. Ручной труд занимает очень много времени, у нас же принят стереотип, что вещь ручной работы – это поделка и проще купить фабричное изделие. Постепенно мышление меняется и люди начинают понимать цену ручного труда, появляются поклонники изделий ручной работы. Для сравнения: люди готовы отдавать две тысячи за маникюр, на который уходит час времени, но им кажется дорогой пасма пряжи за эту же цену, хотя на её изготовление уходит несколько дней. Для того чтобы начать продавать, надо очень любить то, что ты делаешь. У меня нет цели продать свои изделия, поэтому я не расстраиваюсь, если вещь не покупают. Я уважаю свой труд и могу подарить вещь, но не стану снижать на неё цену лишь бы продать поскорее. В основном за полученные от продаж материалов и описаний средства я покупаю новые инструменты и материалы, не беру на это деньги из семейного бюджета, получается такое самоокупаемое хобби. Я работала с 16 лет и только несколько лет назад перестала, сосредоточившись на творчестве. Моя семья меня очень поддерживает и даёт возможность заниматься тем, что я люблю.

 

Ключевые слова: интервью, советы мастера, пряжа, ткачество, вязание, инструменты, описания изделий, ручная работа

Виды творчества: Валяние, Вышивка, Вязание, Гобелен, Дизайн, Материалы для творчества, Плетение, Ткачество, Шитье


Еще публикации

Как правильно назначить цену для своих товаров.

Прекрасная Матильда 24 Август 2014, 20:14

В статье приводятся полезные советы о том, какие факторы следует учитывать для определения объективной цены своих товаров. Перевод статьи с…

Новогодняя елка - 20 необычных идей

Оксана Оксана 24 Ноябрь 2016, 06:31

В канун Нового года всегда хочется украсить свое жилище, как-то необычно и оригинально. На смену живым и искусственным елкам пришли ручные композиции, которые можно выполнить самостоятельно из подручного…