Александра Чувилёва – художник, чьи графические рисунки рассказывают о жизни людей и домов, помогают сохранить память о прошлом и веру в сказку. В картинах Александры отражается её любовь к миру, путешествиям и открываются новые грани окружающего мира.
– Александра, Вы — художник-график. Где учились и как вообще получилось связать свою жизнь с творчеством?
– Я рисую всю жизнь. С самого детства мама водила меня в художественный кружок. Потом я поступила в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств, где училась семь лет на художника-живописца. Следующим моим образованием стала учёба на дизайнера архитектурной среды, но профессия проектировщика и дизайнера интерьеров показалась мне скучной и я вернулась к рисованию.
– Почему именно графика? Чем так полюбилась эта техника?
– Графика меня привлекала всегда, поэтому после окончания лицея я выбрала это направление. Меня больше интересует свет и тень в предметах, в людях, в окружающей среде, чем цвет. Хочется показать объём предметов за счёт светотени. И мне нравится точность, с которой графика позволяет изображать предметы. Другие живописные средства не дают такого эффекта.
– Расскажите о том, на чём рисуете и чем. Есть какие-то предпочтения?
– В основном я рисую линерами, комбинирую их с гуашью, белой ручкой, иногда с акрилом. Рисую на бумаге: белой, тонированной, крафтовой.
– У Вас есть авторский календарь, если не ошибаюсь, уже три выпуска. Что появилось раньше — идея, под которую делали рисунки или просто подобрались рисунки, которые решено было объединить в календарь?
– Сначала появились иллюстрации, картинки. Во многих моих работах, где показана ночь, я использую digital-графику – созданную на бумаге работу я потом обрабатываю на графическом планшете. И получается, что такие работы нельзя показать никак, кроме печати. А раз уж нужно печатать, неплохо было бы объединить их в какой-то набор. У меня были запросы от подписчиков на печать календаря и я его сделала. Первый тираж разошёлся очень быстро. После самостоятельно я печатала открытки и однажды поступило предложение от издательства на выпуск моих открыток, а потом и календарей. Специально я ничего не рисовала, хотя в последнем календаре не хватало летнего месяца, и я немного подправила одну из работ, помогла ей изменить время года.
– По географии Ваших работ видно, что Вы любите путешествовать. Какие любимые места позади и где ещё не были, но очень хочется?
– Да, я очень люблю путешествовать. Предпочитаю поездки на машине, чтобы была возможность остановиться в любом месте. Я была в Чехии, Германии, Нидерландах, Польше, Австрии, Грузии, Армении, Болгарии. Обычно мы путешествуем вместе с мужем, и прилетев в какую-то страну, обязательно берём машину напрокат. Мы любим нетуристические маршруты, стараемся узнать страну изнутри. В России я изъездила всё Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Карелию, весь юг. Мне бы хотелось побывать на востоке нашей страны – на Урале, увидеть Байкал, Камчатку. Я обожаю старые деревни, которых не коснулись современные изменения. В таких деревнях чаще всего живёт буквально несколько местных жителей, занимающихся хозяйством. Они как будто из другого времени. Я бы хотела объездить весь мир! Мне хочется увидеть как можно больше людей и их жилищ, ведь это делает меня счастливой.
– Помимо рисования, Вы ещё увлекаетесь литературой, любите слово. Может быть, есть в планах желание совместить эти два направления и сделать книгу с собственными иллюстрациями?
– Я бы хотела написать книгу и обязательно сделаю это когда-нибудь. Делать надо либо хорошо, либо никак, поэтому я серьёзно отношусь к созданию собственной книги. Я хочу написать книгу про мои яркие воспоминания из детства, какие-то моменты жизни, которые мне запомнились, и проиллюстрировать их. Такие моменты были практически у всех. Также мне было бы интересно сделать совместную книгу с человеком, увлекающимся нашей культурой, историями, связанными с особенностями архитектуры разных регионов. Я открыта для всех предложений. Всегда интересно работать с людьми, увлечёнными своей профессией.
– Назовите 3 любимых работы Вашего авторства и 3 работы других художников, которыми восхищаетесь.
– Как ни странно, это не будут мои домики. У меня есть серия работ с космическими бабушками – триптих «Babushki». Они, возможно, не очень заходят публике, а для меня как раз самые любимые. Но вообще мне сложно говорить про любимые и нелюбимые работы, ведь в них вложена часть моей души, моих эмоций. Из работ других художников мне нравится творчество Мунка, Ван Гога, Климта. Из наших художников мне нравится Билибин, его фольклорные иллюстрации.
– К какому произведению Вы хотели бы сделать иллюстрации?
– Я делала иллюстрации по собственному желанию к одной из любимых книг детства – про Братца Кролика и Братца Лиса. Сейчас я думаю над тем, чтобы сделать иллюстрации на книгу писателя и этнографа XIX века С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крёстная сила». Там рассказано про персонажей русского народного фольклора – домового, лешего, банника и других. Это научный труд, который очень хочется дополнить рисунками, основанными на описаниях из книги.
– Вы проводите мастер-классы, записали авторский курс, на которых обучаете графическим приёмам рисования. Есть желание расширить преподавательскую деятельность?
– Я сейчас записываю второй курс на образовательной платформе Enterclass, веду прямые эфиры. Этого достаточно, чтобы реализовывать мою тягу к преподаванию. Я всегда сомневаюсь в себе, что у меня получится учить людей, хотя мне есть что сказать и чему научить, поэтому стараюсь давать больше практической информации. Возможно, когда-то я дорасту до самостоятельного курса. Также у меня был опыт преподавания офлайн – старшим школьникам и взрослым. Чтобы быть хорошим преподавателям, надо посвятить этому жизнь. Например, был такой преподаватель – П. П. Чистяков. Сам он не был известным художникам, но помог многим, ставшим впоследствии знаменитыми, научиться рисовать. Поэтому я считаю преподавание особым талантом, доступным не всем.
– Сейчас многие увлекаются скетчингом. Как думаете, за быстрой техникой рисования будущее искусства или это скорее популярное хобби, которое помогает людям выразить себя через рисунки?
– Нас в лицее заставляли делать много набросков. И преподаватели говорили, чтобы мы не теряли времени зря и по дороге от дома до учёбы делали быстрые зарисовки. У меня был блокнотик, в котором я рисовала людей, хоть порой сталкивалась и с неадекватной реакцией на это. Скетчить на улице не просто – надо иметь достаточно твёрдую руку, чтобы быстро схватить и передать какие-то характерные особенности объекта. Это здорово развивает скорость, глаз, умение вычленить главное. Я не думаю, что это какое-то модное течение сейчас, просто стали доступными хорошие материалы, которыми можно быстро рисовать, например, маркеры. Раньше у нас для скетчинга были только карандаши, даже нормальных компактных блокнотов для набросков не было. Сейчас огромное количество всяческих скетчбуков для любых техник. И именно с этим я связываю развитие счетчинга. Скетч – это очень полезно для любого человека, который хочет рисовать.
– Александра, каких заказов больше? Проектов тематических или разовых от частных лиц? Что приносит основной доход?
– Доход мне приносит сотрудничество с издательствами, корпоративными клиентами. Например, в Подольске есть завод, с которым я тесно сотрудничаю. Можно сказать, что мои рисунки уже стали частью их фирменного стиля: они заказывают рисунки для оформления переговорной, календаря, вместе мы делаем светильники, где основа – моя работа. От частных лиц приходят единовременные заказы. Например, нарисовать чей-то дом. Сейчас есть заказ на рисунки Петергофа, которые послужат для создания сувенирной продукции. Также я продаю свои готовые работы. Ну и запись курса.
– Какими качествами должен обладать профессиональный художник?
– Профессиональный художник должен обладать наблюдательностью, видеть прекрасное в обычном, стремиться показать что-либо. А ещё он должен любить весь мир. Все другие качества – приходящие, над ними можно работать: набить руку, развить глазомер, поставить технику. Обязательно должна быть наблюдательность и любовь к внешнему миру. Без этого, на мой взгляд, просто невозможно стать художником.
– Какой совет вы могли бы дать людям, которые любят рисовать и хотели бы превратить хобби в источник заработка?
– Оплата художника напрямую зависит от его имени, но не всегда от качества работ. Скорее, размер гонорара – это результат правильного менеджмента: надо участвовать в выставках, продвигать собственный бренд. Если рядом с художником находится правильный менеджер, то всё должно сложиться. Мне кажется, что бывают либо хорошие художники, либо хорошие менеджеры. Я не знаю никого, у кого эти два качества сложились в одно и всё получилось. Ну и, конечно, не надо опускать руки, если что-то не получается. Нужно много работать, и это принесёт плоды. Художникам, музыкантам, людям искусства во все времена было непросто. Я считаю, что в этой отрасли должны быть только те люди, которые не могут этого не делать, которые горят профессией и не представляют жизни без неё. Художником быть сложно, но это может принести деньги на жизнь. Для того чтобы зарабатывать, нужно вести социальные сети, постоянно показывать свои работы. Это расширяет географию продаж и даёт больше вариантов для реализации. Вести соцсети – это тоже труд. Не все готовы уделять этому время и показывать моменты из своей жизни, а без этого никуда. Люди хотят видеть живого человека. Вести социальные сети – это самый очевидный способ быть замеченным, своего рода открытое портфолио. 90% моих работ покупают через соцсети, так что мой главный совет – не ленитесь вести соцсети.