Палехская роспись получила своё название от региона, в котором зародилась. По одной из версий населённый пункт получил своё название оттого, что люди, готовя земли для поселения и пашни, сжигали (палили) пни от вековых деревьев. Село Палех располагалось в бывшей Владимирской губернии, сейчас это посёлок городского типа, находящийся в Палехском районе Ивановской области.
История возникновения промысла
Поселение возникло ещё до XV века и всегда славилось своими мастерами, занимающимися иконописью. Мальчики обучались этому ремеслу с детства. Писали яичной темперой, каждый день готовя новые краски. Палехские мастера не только занимались иконописью, но и расписывали храмы по всей России.
После Великой Октябрьской социалистической революции искусство иконописи оказалось невостребованным. И лишь к 1923 году нашли новое применение для мастерства местных жителей – лаковую живопись на шкатулках из папье-маше. Начиналось всё с классического чёрного фона, на котором рисунок кажется глубже.
В 1924 году была создана Артель древней живописи, в которую входили семь иконописцев, но постепенно к работе подключалось всё больше художников. Один из ведуших мастеров того времени – И. И. Голиков. Его любимые сюжеты – битвы, тройки, пляски. Он работал без эскизов, создавая шедевры сразу на шкатулках.
Художники И. М. Бакланов и И. В. Маркичев в своих сюжетах отдавали предпочтение зарисовкам из крестьянского быта. Череда талантливых мастеров (Н. М. Зиновьев, А. А. Дыдыкин, И. И. Зубков) создали бесценную и узнаваемую коллекцию образов: работы по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, П. П. Бажова, А. Н. Островского; орнамент; природные пейзажи, залитые солнцем; фантастические цветы и птицы и многое другое.
В 1950-е годы новое поколение мастеров продолжало творить, опираясь на опыт предшественников, но внося свои дополнения. Узор шкатулок менялся, теперь и стенки ларчиков и коробочек покрывались сложными многокомпонентными рисунками. Мастера того времени: Б. М. Ермолаева, А. В. Борунов, Б. Н. Парилов. Каждое следующее поколение художников, вдохновляясь опытом предшественников, а также историей и литературой, создавало необыкновенные и яркие сюжеты. Целые династии мастеров продолжают трудиться, вкладывая в свою работу любовь к делу. Шкатулки, броши, пластины и сувениры – чудесные палехские живые картинки восхищают и дарят радость людям.
На фото представлены работы В. А. Буториной, Б.М. Ермолаева, И. В. Маркичева, И. И. Голикова (из книги «Добрых рук мастерство» под редакцией И.Я. Богуславской)
Технология изготовления
Заготовки для росписи создаются из папье-маше.
Из картона вырезают детали необходимого размера и с помощью мучного клейстера склеивают их между собой на ровной поверхности.
Заготовки обжимают прессом и шлифуют, а затем грунтуют и шпаклюют.
Затем соединяют все элементы и устанавливают дно.
Поверхность заготовок зачищают, очищают и покрывают с внешней стороны чёрным лаком. На внутреннюю часть шкатулки наносят красную эмаль.
Перед нанесением рисунка поверхность шкурят для лучшей сцепки краски с заготовкой.
Карандашом художник рисует эскиз и прорисовывает контуры белилами.
Когда рисунок готов, наносят позолоту и полируют её.
Художник подписывает готовую работу, снова покрывает лаком и отправляет на просушку.
Финальный этап – мягкая полировка.
Шкатулка готова.
Золото остаётся важным компонентом в создании композиции. Оно контрастирует с чёрным фоном и напоминает о вечном противостоянии добра и зла (сияющего и чёрного).
Посмотреть на изделия, расписанные мастерами разных поколений, можно в Государственном музее Палехского искусства, который находится в одноимённом посёлке. Большую роль в создании музея, как и становлении самой палехской лаковой миниатюры сыграл А. М. Горький, который наблюдал за развитием промысла и советовал художникам сохранять лучшие работы. Сейчас в музее есть несколько экскурсионных маршрутов, а также мастер-классы для детей и взрослых.
Сюжеты, наполненные волшебством и сказками, необыкновенными образами, а порой затрагивающие и современные социальные темы, до сих пор актуальны, а творчество художников востребовано. Изделия, украшенные лаковой миниатюрой, представлены во многих музеях, а также почти в каждом сувенирном магазине.