Интервью с Анной Соколовой. Традиционные украшения из бисера


Рубрика: Интервью

Интервью с Анной Соколовой. Традиционные украшения из бисера
Интервью с Мастером.

Анна создаёт украшения из бисера, основываясь на истории народного костюма, а также реставрирует оригинальные традиционные украшения. Её увлечение стало призванием, поэтому Анна передаёт свои знания на мастер-классах, гордясь своими учениками, и развивает страничку в соцсетях, открыто рассказывая о своём творчестве.

– Анна, расскажите, пожалуйста, как Вы начали заниматься творчеством и, в частности, бисероплетением.

– Творчество и рукоделие со мной с самого детства. Моя мама профессионально шьёт иа вяжет, поэтому дома я росла в окружении товаров для рукоделия, да и школьные уроки технологии пришлись мне по душе. Я рисовала, плела фенечки из ниток и бисера, создавала одежду для кукол. Потом был длительный перерыв в увлечении рукоделием. Я училась, работала, занималась музыкой. Когда нынешний руководитель моего фольклорного ансамбля увлеклась коллекционированием подлинных народных костюмов и начала более придирчиво относиться к внешнему виду каждого участника, собирать костюмы для участников коллектива в соответствии с традициями, она вспомнила о том, что в детстве я занималась бисероплетением. Подлинное украшение сейчас найти очень тяжело: чаще всего они хранятся в музеях или частных коллекциях, и очень дорого стоят. Поэтому меня попросили сплести украшения в народном стиле для участников коллектива. Постепенно, видя мои работы, ко мне стали обращаться и другие коллективы. Желающих стать обладателями традиционных украшений становилось всё больше и больше, и вскоре я стала заниматься бисероплетением уже как своей профессией.

– Как в Вашей жизни появилось увлечение фольклором и историей народного костюма?

– Когда мне было восемь лет, я решила пойти в музыкальную школу, хотела поступить на класс скрипки, но когда пришла на экзамен, меня прослушали и направили на фольклорное отделение. И я абсолютно не пожалела об этом. Вместе с одноклассницами мы окончили музыкальную школу с красными дипломами и нас взяли в старший ансамбль, чем мы очень гордились. В школе у нас преподавала молодая девушка, окончившая РАМ имени Гнесиных. Она ездила по экспедициям в рамках обучения, собирала старинные костюмы по деревням, и мы наряжались в них на выступления. В то время фольклор был не самым популярным направлением среди музыкальных школ и других учебных заведений. Но мы занимались творчеством профессионально. У нас в ансамбле была такая классная компания: мы проводили много времени вместе, веселились, устраивали чаепития, ездили на концерты. Эта невероятная атмосфера будто пропитала нас, и до сих пор она множится. Поэтому с самого детства у меня формировалась насмотренность на костюмы. Также очень важным и познавательным оказался круг моего общения – среди моего окружения было много коллекционеров и людей, увлечённых творчеством. Сейчас традиция народного костюма и украшений, да и весь культурный код, возрождается. Я занимаюсь именно традиционным бисероплетением, поэтому очень важно иметь насмотренность по костюмам и украшениям разных областей. С детства у меня формировался образ того, как на самом деле в конце 19 века выглядели люди из разных деревень.

– Кто Вы по образованию и пригодилось ли оно в Ваших занятиях творчеством?

– По образованию я бухгалтер, специальность называется «бухгалтерский учёт, анализ и аудит». Бухгалтера, мне кажется, все усидчивые, чёткие, любят порядок. Все эти качества у меня есть, хотя они скорее идут не от профессии, а от личностных характеристик человека. Я пошла получать образование, потому что все так делали и значит, так было надо. Сейчас у меня оформлена самозанятость, и знание основ бухгалтерии помогает мне вести свой финансовый учёт. Хотя мне кажется, что и без бухгалтерского образования я смогла бы с этим разобраться, так как сейчас всё очень удобно, есть программы для работы с бухгалтерией. 

– Сейчас бисероплетение для вас – это работа, или любимое хобби, которое приносит определённый заработок?

– Бисероплетение для меня – и то и другое. Раньше, конечно, это было просто хобби, я работала по вдохновению. А теперь бывают такие моменты, когда приходит так много однотипных заказов, что даже надоедает делать одно и то же, но приходится выполнять свои обязательства перед заказчиками. Поэтому сейчас бисероплетение уже сложно назвать увлечением или хобби – это, скорее всего, работа. А, вернее, даже не работа – это дело моей жизни!

– С какими материалами Вы работаете и где предпочитаете делать покупки товаров для творчества?

– Основной материал для моего творчества – это, конечно, разный бисер: какой-то закупаю у проверенных продавцов на AliExpress, что-то беру на «Авито», что-то заказываю из интернет-магазина в Санкт-Петербурге. Некоторые покупки делаю из наличия в обычных магазинах типа «Иголочки» или «Леонардо», особенно если нужно посмотреть на материал, чтобы точно подобрать оттенок. Помимо бисера я использую и другие материалы: иглы, металлическую фурнитуру и элементы, ткани. Я стараюсь находить старинные ткани, которые в Москве можно купить на вернисажах и барахолках. Иногда бывают сложности с закупкой материала. Например, бисер Preciosa, который я использую в своей работе, выпускает некоторые цвета один раз в год, а то и реже. И во всех магазинах в Москве, в России и даже в Европе, партия может быть раскуплена очень быстро, и бывает неизвестно, сколько ждать следующую. У меня есть знакомые в Европе, через которых я пыталась купить нужные цвета, но и они ничего не нашли. Поиск, подбор и покупка материалов тоже требуют времени и определённых усилий. Сейчас много мастеров, которые занимаются бисероплетением, что создаёт высокую конкуренцию. Но тем интереснее, и я пока справляюсь!

– Работа над каким из изделий наиболее Вам запомнилась и почему?

– Есть два украшения, которые больше всего мне запомнились в плане изготовления. Первое – это украшение с достаточно нехарактерным плетением, полная реплика украшения из Госкаталога. Чтобы его изготовить, я минут 30-40 только смотрела на фотографию, пытаясь понять, как же мне к этому украшению подступиться. Это совершенно непривычный вид плетения, до которого ещё надо было додуматься. Я трижды переплетала только потому, что никак не могла сообразить, как повторить узор, хотя обычно работа с украшениями даётся мне более легко. Второе украшение, которое тоже очень запомнилась, я делала по фотографии. Это оказалось не традиционное русское украшение, а что-то будто в африканском стиле. Я очень кропотливо подошла к выбору материала, подбирала, заказывала несколько раз. Было интересно создать украшение такого плана, потому что это что-то новое, что-то неординарное, что-то несвойственное тому, что я обычно делаю.

– Какими ещё смежными видами творчества необходимо владеть, чтобы создавать исторические реплики украшений из бисера?

– Само по себе бисероплетение – оно такое неоднозначное. Создание украшений состоит не только из нанизывания бусин подряд друг за другом. Это ещё и плетение, когда они сплетаются в опредёленном узоре, и пришивание, которое имеет опредёленную технологию. Помимо работ с бисером необходимо ещё знать основы шитья. Также, кроме непосредственно занятий рукоделием, нужно понимать азы рекламы и иметь определенный навык продаж, потому что помимо занятий творчеством нужно заниматься и развитием дела. 

– Что для Вас интереснее – заниматься реставрацией оригинального украшения, создавать копию традиционной модели или делать свои авторские изделия из бисера?

– Мне интересно каждое из этих направлений! Реставрация – это прям что-то такое волшебное для меня, ведь приходится соприкасаться с частью истории. Создавать копии старинных украшений, делать реплики – также интересно: повторять оригинальное сочетание цветов, узоры, вид плетения, который не используется нигде, кроме традиционных украшений. С созданием авторских изделий из бисера всё сложнее – мне просто не хватает на это времени. Иногда очень хочется этого полёта фантазии, но всегда так много заказов, мастер-классов, мероприятий, плюс я ещё многодетная мама, а это влечёт за собой немало дел и обязанностей. Поэтому, если честно, у меня настолько мало времени для свободного творчества, что я успеваю только подумать об этом, но не реализовать. Меня вдохновляет всё, что связано с бисероплетением, но на авторские украшения пока найти время очень сложно. Надеюсь, в будущем когда-нибудь обзаведусь помощником, которому я смогу делегировать часть задач, и уже тогда смогу создать свою авторскую коллекцию.

– Расскажите о Ваших мастер-классах, пожалуйста. Для кого они и в каком формате проходят?

– Мастер-классы я начала проводить около полугода назад. В Москве около станции метро «Пушкинская» я арендую удобное пространство, где стараюсь организовывать встречи примерно раз в месяц. На мастер-классах мы плетём различные украшения: небольшие ожерелочки, разметки и гайтаны на шнуре. А в ближайшее время планирую сделать мастер-класс по плетению орнаментального гайтана. Мастер-классы длятся 4 часа. Немало, но тем не менее не все успевают за это время завершить работу. Однако главное –  не сделать вовремя, а освоить сам навык! Для меня неважно, доплетут люди украшение на уроке или нет, главное, чтобы они освоили саму технику. Зачастую эффективнее работать медленно, но вдумчиво, нежели быстро, допуская ошибки и путаясь. Поэтому на мастер-классах мне важнее объяснить принцип работы, благодаря которому ученики смогут закончить украшение и даже сделать другое самостоятельно в любое время и в любом месте. После окончания мастер-класса я добавляю участников в телеграм-канал, куда скидываю дополнительную информацию и небольшие видеоуроки, а также никогда не отказываю в помощи и отвечаю на вопросы. Некоторые из моих учениц уже открыли свои творческие странички в соцсетях, через которые занимаются продажей украшений, и для меня это невероятно. Знаю, что многие остаются очень довольны моими мастер-классами и продолжают плести дома самостоятельно. И меня это очень радует, я чувствую в преподавании своё предназначение и горжусь тем, что обучаю этому старинному традиционному рукоделию других женщин. И мне хочется, чтобы это продолжалась! Я стараюсь проводить свои мастер-классы с аудиторией 12+, потому что достаточно сложно оставаться сконцентрированным на усвоении новой информации все 4 часа занятия, хотя у меня был опыт и с детьми помладше. Например, недавно на фестивале «Живая Русь» ко мне на мастер-классы приходили не только взрослые, но и дети от 8 лет. Я подготовила разные программы, и за два дня каждый сумел сделать даже по несколько изделий. Работать с детьми – это особый труд, но оно того стоит. Вообще, преподавание для меня – очень важный творческий этап. Я долго не могла решиться начать проводить мастер-классы, но сейчас с радостью обучаю других людей.

– На каких фестивалях Вас можно встретить?

– На фестивали я езжу очень редко, буквально раз в год. Я просто не успеваю делать такое количество украшений, чтобы из наличия всё представить. Мои заказы расписаны на месяц вперёд, и совсем нет времени делать украшения про запас. Два года подряд у меня получилось съездить на «Живую Русь», и всё. Я очень люблю этот фестиваль и никак не могу его пропустить, поэтому, чтобы сейчас поехать туда, я отложила работу над всеми заказами и целую неделю днями и ночами работала. Меня даже дети не видели, с ними занималась моя мама. В прошлом году ездила на него как мастер по традиционным украшениям из бисера и как участница фольклорного ансамбля «Русь», а в этом году просто как мастер. Сейчас раздумываю о посещении фестиваля карельского пирога «Калитка» в Лихославле, потому что есть немного времени, чтобы к нему подготовиться. Почему-то мне очень хочется поехать и провести там мастер-класс с детьми, поторговать. На самом деле посещать фестивали мне интересно не столько ради торговли, сколько ради новых знакомств и общения с людьми. Недавно я ушла из фольклорного ансамбля и в основном работаю дома, получается, будто я сейчас немного оторвана от социума. Хочется живого общения с единомышленниками, обмена знаниями и опытом, поэтому буду стремиться почаще выбираться на фестивали, насколько это будет возможно. На «Живой Руси» было очень приятно встретить многих известных в фольклорных кругах людей, пообщаться с ними и повзаимодействовать. Поэтому до конца года я планирую проводить живые встречи в формате мастер-классов, и всё-таки постараться поездить по фестивалям. 

– Какая у Вас творческая мечта?

– Сложный вопрос. Ещё год назад я мечтала о том, что у меня будут узнавать люди в фольклорной тусовке, а мои украшения будут носить по всей стране. А сейчас всё так и есть. Даже был один очень смешной момент: я заказывала материал на «Авито» у девушки из Краснодара, и она заинтересовалась, для чего бисер. Увидев на фото мои украшения, она узнала их и сказала, что уже давно на меня подписана. Сейчас мои украшения носят девушки со всего света, они есть даже в Австралии и Швеции. Поэтому пока мне сложно придумать новую мечту. Наверное, я бы хотела создать собственную коллекцию украшений для более современной версии традиционных нарядов, которая бы уместно смотрелась на подиуме в наше время. Мне кажется, в творчестве слово «мечта» – это не что-то конкретное, а наоборот недосягаемое. А то, чего я хочу добиться в своём творчестве – это скорее цель. И я уверена, что у меня всё получится! 

– Как заработать на занятиях творчеством? Дайте, пожалуйста, совет начинающим мастерам, о том как монетизировать своё хобби.

– Когда моё увлечение бисероплетением только начиналось, я не думала, что смогу уволиться с работы и любимое дело будет развиваться, приносить стабильный заработок. Главное, что что я говорю уже тем мастерам, которые идут по моим стопам – никогда не нужно сдаваться. Отсутствие быстрого результата абсолютно ничего не значит. На начальном этапе все учатся преподносить своё мастерство правильно: вести красиво страничку, фотографировать. Кроме этого нужно презентовать себя на различных мероприятиях. В январе прошлого года в моей группе было восемьсот подписчиков, я продолжала трудиться, регулярно выкладывала фото, и у меня получилось развить своё сообщество. Сейчас в моей группе около двенадцати тысяч человек, и это количество растёт. Я постоянно развиваюсь, делюсь новинками, стараюсь регулярно рассказывать о себе и своём творчестве. Долгое время моя страница практически не росла, но я не останавливалась, не опускала рук и продолжала нарабатывать свою клиентскую базу и радоваться каждому подписчику. Очень важно не бояться заявлять о себе, не бояться, что не получается быстро. Нужно просто делать что-то, вкладывать в это свою душу и тогда тебя точно заметят. Говорю это как человек, который уже через это прошёл.

 

Ключевые слова: интервью с мастером, народный костюм, украшения с историей, традиционные украшения, секреты мастерства, советы начинающим мастерам

Виды творчества: Бисероплетение, Дизайн


Еще публикации

Славянские символы в современном хендмейде

Ирина Фабер 26 Март 2015, 01:18

Русские обереги и охранные символы в изделиях мастеров.

Подарки ручной работы к Новому году

Оксана Оксана 29 Октябрь 2016, 13:19

Приятный и неожиданный сюрприз на Новый год придаст празднику радостное настроение, сделает его незабываемым и более веселым. Оригинальный подарок, выполненный своими руками можно преподнести каждому члену семьи, коллегам, начальнику и…

Русское народное творчество. Промыслы. Холмогорская резьба по кости

Мария Николаева 10 Май 2023, 12:47

История возникновения промысла и технология создания изделий из кости.

Изделия ручной работы для учебного года. Что подарить на 1 Сентября

Мария Николаева 20 Август 2024, 17:01

Подборка handmade-товаров для нескучного и интересного учебного года.