Традиция расписывать яйца очень древняя. Орнаменты на писанках не имеют ничего общего с украшательством, декорированием, желанием сделать что-то красивое для глаз. Расписывание яиц – это магия в чистом виде. Никогда на яйцах не рисовались растительные узоры, цветы, птички и т.д. Это делать начали гораздо позднее, когда забылся первоначальный смысл расписывания яиц. В древности на них наносились орнаменты, являющиеся оберегами, и яйца становились заговорёнными на благополучие, добро, охрану дома, человека. А ещё они помогали выйти девушке удачно замуж, помогали ей зачать, выносить и благополучно родить ребёнка, защищали дом от пожара и всяческой нечисти. Чрезвычайно высокое сакральное значение имеют писанки как магически «положительные» талисманы, предохраняющих от всевозможных бед в ситуациях жизни-смерти, поскольку им приписывалось небесное/Божественное происхождение.
Апотропеическая (обереговая) ситуация реализуется в одиннадцати моделях. Одной из моделей является замещение. Действие семантики замещения основано на том, чтобы поместить в охраняемое пространство такие вещества и предметы, которые бы делали его недоступным для проникновения сил зла.
Одним из универсальных и наиболее распространенных способов замещения является освящение охраняемого пространства святой водой. Действием, эквивалентным освящению охраняемого пространства, является помещение в него освященных предметов. В охранительных целях могли использоваться специально создаваемые ритуальные предметы, освящаемые в те или иные календарные даты и имеющие высокий сакральный статус (дожиночные венки, вербные ветки, пасхальные яйца, троицкая зелень и под.). Подобные предметы благодаря своему статусу имели чрезвычайно широкие функции — они могли применяться не только в охранительных, но также в медицинских и продуцирующих целях. Из ритуальных предметов наиболее часто оберегами были пасхальные яйца и их скорлупа, а также вообще — вся пасхальная пища, вернее — ее остатки. Собираясь в дорогу, в карман клали любой освященный предмет. Освященные предметы-обереги обладали способностью убивать или нейтрализовывать нечистую силу.
А теперь хочу немного сказать об орнаменте яйца, оплетённого бисером, которое украшено скруглённым восьмилучевым свастическим (яргическим) символом «ладинец» или «утиные шейки». Яргические знаки по своей природе и образу являются тем редчайшим порождением человеческой культуры, в котором и посредством которого сосредотачиваются, объясняются, творятся и развиваются все сущностные законы человечества и Вселенной.
«Ярга» — этот символ выражал мифологические представления славян о высших смыслах бытия, о сущности творения, о центре мироздания и единстве противоположностей (небесного и земного, верхнего и нижнего, левого и правого, устойчивого и движущегося, мужского и женского начал). Он воплощает в себе символ солнца и его круговорота, символ блага, божественной благодати. На глубокий смысл знака указывает его смысловое определение: «Всё и всяк вернётся».
Один из смыслов «ярги» — священный огонь. Особую очистительную и профилактическую силу имел так называемый «живой» огонь, зажженный архаическим способом — трением друг о друга двух кусков дерева — такой огонь считался особо чистым, священным, способным предотвратить надвигающееся зло.
Священный «живой» огонь, добываемый трением, возжигался славянами три раза в год в связи с тремя солнечными праздниками: зимним солнцестоянием, весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Обряд получения священного огня с участием верховных начал служил повторением, праобразом сотворения Вселенной, а в другом смысле мог олицетворять рождение Солнца и небесного огня. На третьем уровне понимания обряд мог соотноситься с мужским и женским началами, творением человека и огня земного.